03 апреля 2016г.
Музыкальные способности – индивидуальные психологические свойства человека, обуславливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В разной степени данные способности есть у каждого человека. Если способности выражены ярко и самобытно, – их называют музыкальной одаренностью. Индивидуальность в проявлении музыкальных способностей определяется их спецификой с психологической и деятельностной сторон. Музыкальность ребенка трудно оценить при отсутствии музыкальных способностей, однако, музыкальность определяется не только их наличием, важны еще способности восприятия, воображения, мышления и др.
Принято считать, что музыкальность находится в пропорциональной зависимости от сенсорных способностей, например, музыкального слуха [2]. Но сенсорных способностей недостаточно, нужен комплекс способностей ребенка, при наличии которого возможна диагностика музыкальности. Достаточно просто продиагностировать музыкальные способности, но точно ответить на вопрос об особенностях формирования и развития музыкальных способностей, даже при учете сложной диагностики не удается.
Начинать исследование способностей стоит с задатков, которые можно определить как анатомо- физиологические, нейрофизиологические особенности человека, имеющие важное значение для развития способностей. Задатки многоаспектны, на основе одних и тех же задатков могут строиться различные способности. Задатки являются естественной основой различия людей по их способностям реализовать себя в определенных видах деятельности. В задатках всегда присутствуют следующие основания [3]:
1. Наследственность, в виде генетической обусловленности и врожденных способностей к определенным видам деятельности.
2. Врожденные, связанные с особенностями внутриутробного развития человека.
3. Возрастные, как выражение особенностей формирования задатков, присущих каждому возрасту на индивидуальном уровне.
4. Социально-культурные основания, определенные окружением человека и его этнической принадлежностью.
Обычно, все основания задатков взаимодействуют очень слитно. Так, биологические процессы, протекающие в организме человека, тесно связаны с воздействием окружающей среды и наследственными особенностями мышления, понимания, запоминания. Задатки невозможно задать в процессе обучения и воспитания. Их можно выявить в педагогическом процессе [1], но если нет условий для их проявления, – они просто незаметны. При создании одинаковых условий для развития задатков быстрота их раскрытия у всех детей различна. Например, возможна «взрывная» реализация задатка, т.е. способность на основе данного задатка формируется в течение нескольких недель, так может быть у вундеркиндов. В таких случаях говорят о высокой представленности задатка. Бывает иное, постепенное проявление задатка, медленное, но столь же полноценное, когда в течение длительного времени формируется хорошо выраженная способность.
Музыкальные задатки по-разному оцениваются педагогами и психологами. Чаще всего выделяют задатки элементарных музыкальных способностей – это основные сенсорные, интеллектуальные, двигательные и аффективные функции человеческой психики. Яркие и насыщенные музыкальные задатки встречаются редко, поэтому о них говорят, как о единичных случаях проявления музыкальной одаренности.
При отборе детей для обучения музыке к задаткам относят высокую степень развитости обычных музыкальных способностей, таких как: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма, музыкальная память. Такие способности характеризуют для педагога отсутствие проблем с музыкальным слухом у ребенка, однако, не является показателем предстоящих музыкальных успехов. Поэтому музыканты относят вышеназванные понятия к задаткам, которые просто показывают состояние музыкальности, а не к музыкальным способностям, определяющим дальнейшие музыкальные перспективы.
В обучении игре музыкальном инструменте понятие задатков приближено к психологическому, здесь можно выделить следующие задатки:
1. Врожденные (в виде определенного строения руки, анатомо-физиологические у скрипача и пианиста).
2. Нейрофизиологические – в виде умения входить в определенные психические состояния, необходимые для погружения в музыку, для ее полноценного исполнения.
3. Психологические свойства личности, определяющиеся успешным профессиональным обучением, умением настроить себя на исполнительскую деятельность, «входить в образ» и т. п.
Способность является одним из проявлений задатка. Другим проявлением задатка являются склонности ребенка к конкретной деятельности. Они отражают общую направленность и устремленность его интересов. Склонности определяют личностную предпосылку в развитии способностей, т. к. побуждают к деятельности, в которой и будут развиваться способности. Следовательно, склонности можно назвать основным признаком активно формирующейся способности. Иногда склонности и способности могут давать ложные представления о перспективах деятельности ребенка. Склонности могут быть вызваны подражанием, внушением, модой, и ни каким образом не влиять на формирование способностей. У одаренных детей склонности могут раскрыться очень поздно, при уже ярко проявившихся способностях.
Музыкальные способности могут быть сложными и элементарными. Последние, такие как чувство музыкальной высоты, чувство ритма, лада помогают детям воспринимать музыку, петь, примитивно музицировать. Эти способности не определяют их индивидуальности в музыкальном творчестве. В свою очередь сложные музыкальные способности определяют в двльнейшем реализацию музыканта в профессиональной деятельности (чувство стиля, чувство формы, музыкальный талант).
Педагог должен видеть и диагностировать неодинаковое развитие музыкальных способностей ребенка и прогнозировать перспективы его музыкального становления. Важно вовремя отличить компенсирующие положительные развивающие способности и негативные, маскирующие компенсации. Для последних характерно наличие проблем в музыкально-слуховом или музыкально-двигательном развитии ребенка и его приспособление к требованиям педагога, а не изменение себя при изменении музыкальной деятельности. Формально требования выполняются, однако, при наличии негативной компенсации возникают барьеры для музыкального развития, разрушить которые достаточно трудно, но возможно через индивидуальную работу с ребенком.
Подводя итог вышесказанному, можно определить, что музыкальные способности возникают из музыкальных задатков, формируются у детей дошкольного возраста с разной скоростью. Важно вовремя выявить скрытые задатки и простимулировать развитие музыкальных способностей, а в дальнейшем с помощью индивидуального подхода в практической музыкальной деятельности развить имеющиеся у ребенка способности до максимально возможного уровня.
Активная музыкальная деятельность внутри сформированного музыкального воспитательного процесса развивает способности ребенка. Структурно организованный музыкальный воспитательный процесс с раннего детства ориентирует учителя на развитие слуха, ритмических форм и музыкальности у каждого воспитанника. Задачи музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении подчинены общей цели всестороннего и гармоничного воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства, возрастных особенностей, задатков и способностей дошкольников. Понимание возрастных особенностей, способностей и задатков музыкального развития позволяет педагогу уточнить последовательность задач и содержания музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.
Список литературы
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 2008.
2. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М., 2005.
3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль. 2007.