03 апреля 2016г.
В современном образовании индивидуализация рассматривается как педагогическая, которая может раскрываться в следующих направлениях:
1. индивидуальное обучение,
2. как принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся или воспитанников,
3. как деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и раскрытию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.
Учет индивидуальных особенностей предполагает понимание индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников, помощь в освоении содержания образовательной программы.
Третий подход - индивидуализация процесса образования должна осуществляться как процесс развития дошкольника, который должен обеспечиваться в «зоне актуального» и «зоне ближайшего» развития. Ребенок в процессе общения и сотрудничества с взрослым раскрывает свои уникальные возможности. Он развивается в том темпе и ритме, которые соответствуют его психическим особенностям особенно в тех видах деятельности, которые в наибольшей степени отвечают возрастным задачам развития.
В этом ракурсе идея индивидуализации воплощается через создание таких педагогических условий, которые способствуют проявлению природных задатков и творческих возможностей каждого ребенка- дошкольника, в которых сам ребенок становится субъектом образования - активным в выборе содержания своего образования.
Одним из основных задач дошкольного образования согласно ФГОС является поддержка у воспитанников индивидуальности и инициативности в разных видах детской активности. Поэтому образовательный процесс в дошкольной образовательной организации необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей, т.е. неравномерности индивидуального психического развития каждого ребенка, своеобразия динамики развития мальчиков и девочек.
Индивидуализация процесса образования дошкольников предполагает организацию жизнедеятельности детской группы с учетом уровня «актуального» развития каждого воспитанника и осуществления соответствующих видов деятельности как в активном действии, так и в отдыхе, которые обеспечили бы любому ребенку возможность быть успешным. Это предполагает, что все оборудование детской групповой комнаты, ее пространственное оформление способствуют развитию каждого из детей, и что организуемые виды деятельности учитывают неравномерность развития дошкольников, а также своеобразие деятельностей мальчиков и девочек.
Через различные виды деятельности (общение, поисковую, конструирование, лепку, исследовательскую, физическую и др.), игру формируется и осознается определенный необыденный, субъективный опыт дошкольника, дифференцируются и усовершенствуются его личностные качества и способности.
Для осуществления индивидуализации процесса образования дошкольников считаем необходимым проектировать и реализовывать образовательные ситуации, которые обусловливают проживание ребенком события в определенном пространстве.
По мнению Б.Д. Эльконина «образовательное событие - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» [2].
Мы рассматриваем образовательную ситуацию, как это ситуацию, которая переживается и осознаётся человеком как значимая в его собственном образовании. Образовательное ситуация раскрывается как событие и, в этом смысле, означает нечто произошедшее однажды и уже неповторимое, состояние – то, что было зафиксировано как прожитое состояние, в которое принципиально можно вернуться, но уже в другой ситуации [1, 84].
События «рождаются» внутри людей, провоцируют желание понять, узнать, как оно происходит. Поэтому дошкольник «входит» в образовательную ситуацию и переживает, осмысляет ее, принимает участие в собственном событии и переживает ее. Образовательные ситуации изменяют представления дошкольников об окружающем мире; погружаясь и переживая личностно значимые события растущий дошкольник, изменяется сам.
В организации образовательных ситуаций важно чтобы дошкольник обращать внимание на себя и на других, свои переживания, действия соотносил с другими детьми, оценивал свое поведение и результаты собственных действий, т.е. осознавать «себя в образовании».
При организации образовательных ситуаций педагогам важно осуществлять личностно ориентированные обращения к воспитанникам:
- эмоциональное вовлечение в действие, в слушание;
- инициирование общего обсуждения (например, групповой сбор);
- проявление своего отношения к ситуации-событию;
- поощрение детей к высказываниям о событии;
- вовлечение в совместную деятельность или в совместное планирование;
- возможность детям обсуждать;
- рассказ, объяснение, обсуждение с детьми; возможность задавать вопросы;
- возможность выражать свое мнение по ситуации…;
- дети делятся впечатлениями, рассказывают о событиях;
- стимулирование любознательности и интереса в образовательной ситуации.
По ходу образовательной ситуации желательно формулировать вопросы воспитанникам:
Что нового вы узнали?
Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
Кто узнал что-то новое для себя?
Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
Что вам понравилось больше всего?
Что нужно будет изменить в следующий раз?
Обозначим некоторые результаты по организации образовательных ситуаций из практики дошкольных организаций г.Екатеринбурга:
ü путешествия в «Зеленую рощу», «Исторический сквер», «Харитоновский сад» или дендрарий; экскурсии по историческим местам города;
ü встречам с разными социально-значимыми взрослыми - мастерами своего дела - знакомство с уральскими художниками, с произведениями уральских писателей,
ü посещение и организация выставок («Мой любимый город», организация фотовыставок «Мы отдыхаем семьей», «Самое красивое место в нашем городе»),
ü панорама важных событий,
ü «лента времени» или летопись;
ü мои открытия или наши открытия;
ü яркие события в природе,
ü праздники (личные, народные, государственные и другие);
ü активное участие в соответствующих детско-родительских проектах и муниципальных конкурсах («Я живу в Екатеринбурге», «Мой дом», «Памятники нашего города»).
Таким образом, ценность образовательных ситуаций заключается в том, что дошкольник постигает происходящие вокруг него события, целостно воспринимает и понимает осваиваемый окружающий мир и себя в нем, а также описывает личностно и социально значимые события.
Индивидуализация дошкольного образования – это продуманный, целенаправленный, целостный подход в организации образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам воспитанник открывает и проявляет свое «Я», становится активным в выборах содержания, партнеров по деятельности и средств, формируется его субъектность.
Таким образом, осуществляя индивидуализацию через создание специальных образовательной ситуаций у детей-дошкольников развивается «образ Я», оформляется уверенность в себе, понимание своих возможностей – «Я могу!», формируется мотивация достижения успеха, инициативность и самостоятельность – «Я сам!».
Список литературы
1. Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – 2010. - № 1 (43). – С. 101-109.
2. Эльконин Б.Д., Действие как единица развития // "...Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Академия, 2001.: [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP012004/Edk-001.htm]