Петрозаводск
03 апреля 2016г.
В одной из последних своих работ [3], мы отмечали, что среди основных задач, стоящих в настоящее время перед современной школой и перед каждым учителем, нет более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной учебной работе, т. е. формировала бы положительное отношение школьников к учебному процессу, к учебному предмету, в частности «Физическая культура». Очевидно, что без такого отношения деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. Вместе с тем, можно полагать, что отношение к предмету физическая культура у школьников, обучающихся в школе с современной материально-технической базой выше, чем у школьников школ, менее оснащённых спортивным оборудованием и инвентарём, что и является предметом рассмотрения данной статьи.
С целью выявления влияния уровня материально-спортивной базы на отношение школьников к предмету «Физическая культура» исследование проводилось в лицее № 1 и средней общеобразовательной школе (СОШ) № 27 г.Петрозаводска. Характеристика материально-спортивной базы лицея № 1: 3 больших спортивных зала, 1 малый спортивный зал, зал единоборства, зал хореографии, тренажёрный зал, 2 бассейна, 2 стандартные спортивные площадки, нестандартное оборудование, лыжная база. Характеристика материально-спортивной базы СОШ № 27: 1 большой спортивный зал, 1 малый спортивный зал, 1 спортивная площадка, лыжная база.
В этой связи мы условно отнесли лицей № 1 к учебным учреждениям с более высоким уровнем материально-спортивной базы, а школу № 27 – с относительно низким уровнем материально-спортивной базы.
Для изучения отношения школьников к уроку физической культуры применялось анкетирование, в частности методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой и предназначенная для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения [1]. Анкетирование школьников проводилось в феврале-марте 2015 года. В опросе приняли участие 282 школьника выпускных классов разных возрастных групп: из 4-х классов лицея № 1 – 89 чел., школы № 27 – 48 чел.; из 9-х классов – 51 и 38 чел. и из 11-х классов – 22 и 34 чел. соответственно.
В ранее опубликованной работе [2] нами отмечалось, что уровень развития материально-спортивной базы школы положительно отражается на отношении школьников к предмету «Физическая культура» в большей мере в начальной школе, чем в среднем и старшем звене общеобразовательной школы. Однако представляется теоретически и практически значимым выявление структуры мотивов, обусловливающих отношение школьников к данному учебному предмету.
В Табл.1–3 представлены иерархии изученных мотивов отношения школьников к предмету «Физическая культура» в учебных учреждениях (лицей № 1 и СОШ № 27), различающихся материально-спортивной базой. Все доводы-мотивы в каждой возрастной группе разделены на три части (по семь в каждой): в первой части представлено число школьников (в %) с наибольшим положительным отношением к предмету «Физическая культура», а в третьей части число школьников (в %) с наименьшим положительным отношением к предмету
«Физическая культура».
При анализе данных опроса, представленных в Табл.1-3, обнаружено, что наибольшее число (70 - 95%) школьников выпускных (4-х, 9-х и 11-х) классов как в лицее № 1, так и в школе № 27 выбрали следующие мотивы: предмет занимательный; просто интересно; нравится, как преподает учитель; предмет легко усваивается. Мотивы, которые выбрали наименьшее число (0 - 40%) школьников данных классов: родители считают этот предмет важным; предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире; знания по предмету необходимы для поступления в институт; предмет нужен для будущей работы.
Таблица 1 Число школьников 4-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
№ п/п
|
Люблю предмет, потому что
|
Лицей № 1
|
Школа № 27
|
n=89
|
n=48
|
1
|
предмет занимательный
|
94,4
|
95,8
|
2
|
просто интересно
|
94,4
|
91,7
|
3
|
нравится, как преподаёт учитель
|
93,2
|
93,7
|
4
|
получаю удовольствие при его изучении
|
93,2
|
77,1
|
5
|
требует наблюдательности, сообразительности
|
86,5
|
75,0
|
6
|
данный предмет интересен
|
83,1
|
89,6
|
7
|
учитель интересно объясняет
|
82,0
|
54,2
|
8
|
у меня хорошие отношения с учителем
|
78,6
|
56,2
|
9
|
предмет легко усваивается
|
77,5
|
83,3
|
10
|
интересны отдельные факты
|
74,1
|
58,3
|
11
|
предмет считается выгодным
|
71,9
|
41,7
|
12
|
учитель часто хвалит
|
67,4
|
43,7
|
13
|
предмет требует терпения
|
66,3
|
72,9
|
14
|
предмет способствует развитию культуры
|
65,2
|
56,2
|
15
|
предмет заставляет думать
|
59,5
|
18,7
|
16
|
предмет нужно знать всем
|
53,9
|
72,9
|
17
|
предмет нужен для будущей работы
|
50,6
|
70,8
|
18
|
товарищи интересуются этим предметом
|
50,6
|
31,2
|
19
|
знания по предмету необходимы для поступления в институт
|
41,6
|
39,6
|
20
|
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире
|
40,5
|
16,7 |
21
|
родители считают этот предмет важным
|
30,3
|
31,2
|
Примечание. Здесь и в Табл.2 – 6 курсивом выделены доводы-мотивы в %, характеризующие наибольшее число школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура»; подчеркнутым шрифтом выделены доводы-мотивы в %, характеризующие наименьшее число школьников с положительным отношением к данному предмету.
Таблица 2 Число школьников 9-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
№ п/п
|
Люблю предмет, потому что
|
Лицей № 1
|
Школа № 27
|
n=51
|
n=38
|
1
|
предмет занимательный
|
84,3
|
68,4
|
2
|
нравится, как преподаёт учитель
|
76,5
|
81,6
|
3
|
предмет легко усваивается
|
74,5
|
76,3
|
4
|
данный предмет интересен
|
68,6
|
78,9
|
5
|
учитель интересно объясняет
|
68,6
|
57,9
|
6
|
предмет способствует развитию культуры
|
60,8
|
50,0
|
7
|
получаю удовольствие при его изучении
|
58,8
|
50,0
|
8
|
просто интересно
|
58,8
|
89,5
|
9
|
предмет нужно знать всем
|
54,9
|
42,1
|
10
|
требует наблюдательности, сообразительности
|
49,0
|
47,4
|
11
|
интересны отдельные факты
|
49,0
|
39,5
|
12
|
предмет требует терпения
|
41,2
|
68,4
|
13
|
у меня хорошие отношения с учителем
|
37,5
|
68,4
|
14
|
товарищи интересуются этим предметом
|
29,4
|
42,1
|
15
|
предмет заставляет думать
|
27,4
|
31,6
|
16
|
предмет считается выгодным
|
27,4
|
26,3
|
17
|
знания по предмету необходимы для поступления в институт
|
27,4
|
5,3
|
18
|
предмет нужен для будущей работы
|
25,5
|
23,7
|
19
|
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире
|
25,5
|
18,4
|
20
|
родители считают этот предмет важным
|
15,7
|
21,0
|
21
|
учитель часто хвалит
|
15,7
|
44,7
|
Таблица 3 Число школьников 11-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
№ п/п
|
Люблю предмет, потому что
|
Лицей № 1
|
Школа
№ 27
|
n=22
|
n=34
|
1
|
у меня хорошие отношения с учителем
|
81,8
|
85,3
|
2
|
просто интересно
|
77,3
|
76,5
|
3
|
нравится, как преподаёт учитель
|
72,7
|
85,3
|
4
|
предмет легко усваивается
|
72,7
|
64,7
|
5
|
предмет занимательный
|
72,7
|
82,3
|
6
|
данный предмет интересен
|
59,0
|
76,5
|
7
|
получаю удовольствие при его изучении
|
59,0
|
58,8
|
8
|
требует наблюдательности, сообразительности
|
45,4
|
67,6
|
9
|
интересны отдельные факты
|
45,4
|
61,8
|
10
|
предмет способствует развитию культуры
|
45,4
|
70,6
|
11
|
предмет считается выгодным
|
40,9
|
26,5
|
12
|
товарищи интересуются этим предметом
|
40,9
|
61,8
|
13
|
учитель часто хвалит
|
40,9
|
41,2
|
14
|
предмет нужно знать всем
|
36,4
|
52,9
|
15
|
предмет требует терпения
|
31,8
|
58,8 |
16
|
учитель интересно объясняет
|
31,8
|
55,9
|
17
|
предмет нужен для будущей работы
|
27,3
|
20,6
|
18
|
родители считают этот предмет важным
|
27,2
|
14,7
|
19
|
предмет заставляет думать
|
22,7
|
29,4
|
20
|
знания по предмету необходимы для поступления в институт
|
22,7
|
20,6
|
21
|
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире
|
18,2
|
35,3
|
Следует заметить, что мотивы, связанные с познавательностью активностью школьников, ими оцениваются по-разному. Так, мотив-суждение «предмет … требует наблюдательности, сообразительности», согласно ответам школьников, в большей степени влияет на их положительное отношение к предмету «Физическая культура», чем мотив-суждение «предмет заставляет думать». Причем, если первый мотив-суждение («предмет … требует наблюдательности, сообразительности») у школьников 4-х классов в большей мере влияет на положительное отношение в лицее № 1, чем в школе № 27, то в 11 классах наблюдается обратная зависимость. Примерно такая же тенденция, но менее выраженная, имеет место и по второму мотиву-суждению.
Анализируя данные, представленные в таблицах 4-6, можно заметить, что в основном уровень развития спортивно-технической базы школы не оказывает существенного влияния на изменение иерархии изучаемых мотивов-суждений, наблюдаемую у школьников 4-х классов. Так, у школьников 9-х и 11-х классов на первом месте остается интерес к предмету и учителю, на последнем отношение родителей к предмету и польза от предмета в будущем. Вместе с тем следует отметить, что в школе № 27 с относительно «слабой» спортивной базой по сравнению с лицеем № 1 мастерство учителя («нравится, как преподаёт учитель» и «учитель интересно объясняет») является более определяющим в положительном отношении школьников к предмету «Физическая культура» (особенно в 11 классе – Табл.6). Следовательно, более сильным фактором, обусловливающим положительное отношение школьников к предмету, является не уровень развития спортивно-технической базы общеобразовательной школы, а педагогическое мастерство учителя физической культуры.
Таблица 4 Число мальчиков и девочек 4-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
|
|
Мальчики
Лицей № Шк
|
ола №
|
Лицей
|
Девочки
№ Школа №
|
№ п/п
|
Люблю предмет, потому что 1
|
27
|
1
|
27
|
|
n=46
|
n=27
|
n=43
|
n=21
|
1
|
данный предмет интересен
|
93,5
|
92,6
|
95,3
|
|
90,5
|
2
|
нравится, как преподаёт учитель
|
93,5
|
88,9
|
93,0
|
|
100
|
3
|
предмет занимательный
|
93,5
|
92,6
|
95,3
|
|
100
|
4
|
просто интересно
|
93,5
|
88,9
|
95,3
|
|
95,2
|
5
|
получаю удовольствие при его изучении
|
91,3
|
81,5
|
95,3
|
|
71,4
|
6
|
требует наблюдательности, сообразительности
|
89,0
|
66,7
|
83,7
|
|
76,5
|
7
|
учитель интересно объясняет
|
84,8
|
48,1
|
79,0
|
|
61,9
|
8
|
предмет легко усваивается
|
80,4
|
81,5
|
74,4
|
|
76,5
|
9
|
предмет считается выгодным
|
76,0
|
44,4
|
67,4
|
|
38,0
|
10
|
интересны отдельные факты
|
74,0
|
37,0
|
74,4
|
|
76,5
|
11
|
у меня хорошие отношения с учителем
|
71,7
|
59,2
|
86,0
|
|
52,4
|
12
|
предмет нужен для будущей работы
|
69,6
|
77,8
|
30,0
|
|
61,9
|
13
|
учитель часто хвалит
|
69,6
|
51,8
|
65,0
|
|
33,3
|
14
|
предмет способствует развитию культуры
|
69,6
|
55,5
|
60,5
|
|
57,1
|
15
|
предмет требует терпения
|
61,0
|
77,8
|
72,0
|
|
66,7
|
16
|
предмет нужно
знать всем
|
56,5
|
77,8
|
51,0
|
|
66,7
|
17
|
предмет заставляет думать
|
56,5
|
|
7,4
|
62,7
|
|
33,3
|
18
|
товарищи интересуются этим предметом
|
54,3
|
29,6
|
65,5
|
|
33,3
|
19
|
предмет влияет на изменение знаний
об окружающем мире
|
54,3
|
14,8
|
25,6
|
|
19,0
|
20
|
знания по предмету необходимы для поступления в институт
|
52,0
|
40,7
|
30,0
|
|
38,0 |
21
|
родители считают этот
предмет важным
|
39,0
|
37,0
|
21,0
|
23,8
|
Таблица 5 Число юношей
и девушек 9-х классов
(в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
|
|
Лицей
|
Мальчики
№ Шк
|
ола №
|
Лицей
|
Девочки
№ Школа №
|
№ п/п
|
Люблю предмет, потому что
1
|
27
|
1
|
27
|
|
n=28
|
n=21
|
n=23
|
n=17
|
1
|
данный предмет интересен
|
92,8
|
80,9
|
39,1
|
|
76,5
|
2
|
предмет занимательный
|
92,8
|
71,4
|
73,9
|
|
64,7
|
3
|
просто интересно
|
92,8
|
90,5
|
17,4
|
|
88,2
|
4
|
нравится, как преподаёт учитель
|
85,7
|
66,7
|
65,2
|
|
88,2
|
5
|
предмет легко усваивается
|
85,7
|
76,2
|
60,9
|
|
76,5
|
6
|
учитель интересно объясняет
|
75,0
|
52,4
|
60,9
|
|
64,7
|
7
|
получаю удовольствие при его изучении
|
75,0
|
47,6
|
39,1
|
|
52,9
|
8
|
предмет способствует развитию культуры
|
71,4
|
57,1
|
47,8
|
|
41,2
|
9
|
требует наблюдательности, сообразительности
|
64,3
|
47,6
|
30,4
|
|
47,0
|
10
|
интересны отдельные факты
|
57,1
|
57,1
|
39,1
|
|
17,6
|
11
|
предмет нужно
знать всем
|
57,1
|
47,6
|
52,2
|
|
35,3
|
12
|
предмет требует терпения
|
53,6
|
66,7
|
26,1
|
|
70,6
|
13
|
товарищи интересуются этим предметом
|
50,0
|
42,8
|
4,3
|
|
41,2
|
14
|
предмет заставляет думать
|
42,8
|
23,8
|
8,7
|
|
41,2
|
15
|
у меня хорошие отношения с учителем
|
42,8
|
61,9
|
56,5
|
|
76,5
|
16
|
предмет считается выгодным
|
39,3
|
28,6
|
13,0
|
|
23,5
|
17
|
предмет влияет на изменение знаний
об окружающем мире
|
35,7
|
19,0
|
13,0
|
|
17,6
|
18
|
предмет нужен для будущей работы
|
32,1
|
42,8
|
17,4
|
|
0
|
19
|
учитель часто хвалит
|
21,4
|
47,6
|
8,7
|
|
47,0
|
20
|
знания по предмету необходимы для поступления в институт
|
21,4
|
|
4,8
|
34,8
|
|
5,9
|
21
|
родители считают этот
предмет важным
|
7,1
|
|
23,8
|
4,3
|
|
17,6
|
Таблица 6 Число юношей
и девушек 11-х классов
(в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
|
|
Мальчики
Лицей № Школа №
|
Лицей
|
Девочки
№ Школа №
|
№ п/п
|
Люблю предмет, потому что 1
|
27
|
1
|
27
|
|
n=11
|
n=13
|
n=11
|
n=21
|
1
|
данный предмет интересен
|
90,9
|
84,6
|
27,3
|
|
71,4
|
2
|
предмет легко усваивается
|
90,9
|
69,2
|
54,5
|
|
61,9
|
3
|
просто интересно
|
90,9
|
84,6
|
63,6
|
|
71,4
|
4
|
предмет занимательный
|
81,8
|
92,3
|
63,6
|
|
76,2
|
5
|
нравится, как преподаёт учитель
|
72,7
|
84,6
|
72,7
|
|
85,7
|
6
|
требует наблюдательности, сообразительности
|
72,7
|
69,2
|
18,2
|
|
66,7
|
7
|
у меня хорошие отношения с учителем
|
72,7
|
84,6
|
90,9
|
|
85,7
|
8
|
получаю удовольствие при его изучении
|
72,7
|
69,2
|
45,4
|
|
52,4
|
9
|
предмет нужно
знать всем
|
63,6
|
53,8
|
9,1
|
|
52,4
|
10
|
товарищи интересуются этим предметом
|
63,6
|
53,8
|
27,3
|
|
66,7
|
11
|
предмет способствует развитию культуры
|
63,6
|
76,9
|
27,3
|
|
66,7
|
12
|
предмет нужен для будущей работы
|
54,5
|
46,1
|
0
|
|
4,8
|
13
|
предмет считается выгодным
|
54,5
|
38,5
|
27,3
|
|
19,0 |
14
|
предмет требует терпения
|
45,4
|
38,5
|
18,2
|
71,4
|
15
|
интересны отдельные факты
|
45,4
|
53,8
|
45,4
|
66,7
|
16
|
учитель интересно объясняет
|
45,4
|
84,6
|
18,2
|
80,9
|
17
|
знания по предмету необходимы для поступления в институт
|
45,4
|
38,5
|
0
|
9,5
|
18
|
предмет заставляет думать
|
36,4
|
38,5
|
9,1
|
23,8
|
19
|
учитель часто хвалит
|
36,4
|
46,1
|
45,4
|
38,0
|
20
|
предмет влияет на изменение знаний
об окружающем мире
|
36,4
|
53,8
|
0
|
23,8
|
21
|
родители считают этот
предмет важным
|
27,3
|
23,0
|
27,3
|
9,5
|
Таким образом,
можно заключить, что уровень материально–спортивной базы школы не оказывает существенного влияния на мотивацию школьников к предмету
«Физическая культура». В большей степени благоприятное отношение школьников к предмету
«Физическая культура»
как в младшем звене, так в среднем
и старшем обусловлено отношениями, складывающимися с учителем, его
умением заинтересовать своим предметом, организовать учебный процесс,
сделать его привлекательным. Особенно это относится к школьницам. Так, например, мотив-суждение «Нравится, как преподает учитель»
в школе № 27 выбрали больший процент школьниц, чем в лицее № 1. Интересно, что мотив, связанный с частой похвалой ученика, не является определяющим в
формировании положительного отношения
к данному предмету. Хотя у юношей и девушек
9-х классов школы № 27 данный мотив оказывает в большей
мере влияние на положительное отношение к уроку физической культуры по сравнению
со школьниками лицея № 1.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Мотивация
и мотивы / Е.П. Ильин.
– СПб: Изд-во Питер,
2000. – 512 с.
2.
Умнов В.П. Отношение школьников к предмету
«Физическая культура»
и успеваемость» / В.П.
Умнов, Т.А. Иванова
// V Международный конгресс учителей физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый
образ жизни, ГТО в школу: материалы, 25-28 июня 2015 г. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2015, с. 71-75.
3.
Умнов В.П. Изучение отношения
школьников к предмету
«Физическая культура»
/ В.П. Умнов, Т.А. Иванова
// Педагогика, психология
и образование: от теории к практике / Сб. науч. трудов № 2 – Ростов-на- Дону, 2015, с. 41-44.
|