03 апреля 2016г.
Общественная значимость профессионально-прикладной физической культуры спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств, повышается стремительно с каждым годом. Связано это явление с постоянно нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности [9, с. 39- 42]. Чтобы этого избежать, необходимо, как считает Л.С. Дормидонтова, активно использовать профессионально- прикладную физическую подготовку как специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности [5, с. 73].
Основное значение профессионально-прикладной физической подготовки, как пишут А.Б. Борисов [3], В.И. Ильинич [6], Ю.А. Остапенко [9], направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность. Она способствует выработке функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.
Любая профессия, как известно, предъявляет к человеку специфические требования и очень часто высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса целенаправленного воспитания при физической подготовке юных спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств. Основная задача профессионально-прикладной физической подготовки, это прежде всего, опережающее акцентированное формирование нужных прикладных физических качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня. Профессионально- прикладные качества юных спортсменов в нашей опытной работе формируются в специализированном спортивном манеже Уральского государственного университета физической культуры [7, с. 39-41]. Но могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях спортивных клубов и даже на тренажерных установках, самостоятельно. На учебно-спортивных сборах по профессионально-прикладной физической подготовке, при регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями в нашей опытной работе созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание и самодисциплина.
Как верно отмечают В.С. Беляев и А.С. Лопухина, органическая связь физического воспитания и телесная тренировка с практикой трудовой деятельности наиболее эффективно воплощается именно в профессионально- прикладной физической подготовке [1, с. 22-24]. Хотя это явление распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке оно находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания, профессионально- прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к той или иной избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит качество не только профессиональной деятельности, но и качество жизни человека.
Если говорить об объекте нашего исследования, спортсменах, занимающихся прикладными видами единоборств (самбо, борьба, дзюдо, греко-римская борьба), то результативность спортивно-тренировочных занятий зависит от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма спортсмена, его профессионально-спортивной деятельности. Эта зависимость получает, как полагает А.И. Гебос, научное объяснение в свете усугубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности. В частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и участия в спортивно-состязательных мероприятиях [4, с. 26].
В процессе проектирования системы занятий по профессионально-прикладной физической подготовке юных спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств, нами предусматривались как создание нормального двигательного режима, так и обеспечение оздоровительно-реабилитационной направленности. Это обеспечивало достижение и поддержание физической кондиции, соответствующей возрастным нормам двигательной деятельности и морфофункциональному статусу обучающихся; способствовало предупреждению (избавлению) от вредных привычек; служило средством реабилитации и восстановления после напряженных производственных психоэмоциональных нагрузок; способствовало достижению оптимальной готовности к успешной спортивной и профессиональной деятельности.
Особое внимание в исследовании при разработке системы здоровьесбережения уделялось рациональному использованию средств восстановления работоспособности и нормализации психоэмоционального состояния юных спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств (Схема 1).
В используемой системе здоровьесберегающих технологий
нами применялись: психологическая разгрузка (варьирование нагрузки на занятиях
физической культурой, снятие утомления пассивным
и активным отдыхом); релаксация с использованием средств аутогенной тренировки; активные восстановительные процедуры;
электролечение; светолечение; бальнеологические и гидропроцедуры. Разработанная и реализованная в процессе формирующего эксперимента система
здоровьесберегающей организации профессионально-прикладной физической подготовки спортсменов оказала
в целом, положительное влияние на функциональное состояние, физическую подготовленность и психоэмоциональную устойчивость, рассматриваемые нами как объективные показатели резервов
здоровья спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств.
Как показало исследование, занятия прикладными видами единоборств являются важными индикаторами развития как физических, так и специальных качеств, необходимых для выполнения профессиональных заданий. Способность к сложнокоординированным действиям, степень вестибулярной устойчивости и другие качества
с успехом оцениваются на основе проверки путем исследования
специально разработанных упражнений.
Столь же успешно с помощью физических упражнений проверяется уровень развития профессионально важных психических качеств,
что важно для специалистов многих профессий.
В рекомендациях нами приведены достаточно четкие основы для подбора упражнений, позволяющих оценить способность к распределению и переключению внимания,
к выполнению действий
в режиме совмещенной, как спортивной, так и трудовой деятельности. В работе доказано, что здоровьесбережение юных спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в субъективном аспекте проявляется не только в пассивной форме, такой как избегание
различных факторов, отрицательно влияющих
на здоровье, но и в виде активного воздействия на собственное здоровье с целью
его поддержания и укрепления.
Список литературы
1. Беляев,
В.С. Актуальные проблемы физкультурного образования школьников / В.С. Беляев, А.С. Лопухина // Физическая культура
: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 5. – С. 22-24.
2.
Белухин, Д.А. Основы
личностно-ориентированной педагогики: в 2 ч. / Д. А. Белухин. – М. : Академия, 1997. – Ч. 2. – 304 с.
3.
Борисов, А.Б. Физическая подготовленность курсантов колледжей как компонент
профессионально- прикладной физической культуры / А.Б. Борисов
// Ученые записки
ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 9. –
С. 43-47.
4.
Гебос, А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению / А.И. Гебос // Воспитание, тренировка, обучение
и психологическое развитие. – М. : СпортСоюз, 2013. – С. 23-26.
5.
Дормидонтова,
Л.С. Профессионально-прикладная деятельность специалистов физической культуры
и спорта / Л.С. Дормидонтова. – Омск : СибГАФК,
2011. – 136 с.
6.
Ильинич, В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вуза / В. И. Ильинич.
– М. : МГЭИ, 2009. – 96 с.
7.
Логинов, В.В. Проблемы
актуализации потребности школьников в физической культуре : монография / В.В. Логинов.
– Магнитогорск : Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2011. – 117 с.
8.
Найн,
А.Я.
Профессионально-прикладная физическая культура: какой ей быть в соответствии с современными потребностями рынка труда / А.Я. Найн, Е.С. Борисенкова // Вестник Уральского госуд. ун- та физической культуры. – 2015. – № 6. – С. 7-11.
9.
Остапенко, Ю.А. Профессионально-значимые и психофизиологические качества
при реализации программы профессионально-прикладной физической культуры студентов
/ Ю.А. Остапенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы
физического воспитания и спорта. – 2014.
– № 4. – С. 39-43.
10. Федеральная целевая
программа развития
образования на 2016-2020
годы // Бюллетень
Минобрнауки РФ. – 2015. – № 9. – С. 3-48.