03 апреля 2016г.
Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого преподавателя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях.
Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога. Процесс самосовершенствования педагога осуществляется в двух взаимосвязанных формах – самовоспитания и самообразования, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.
Самовоспитание является сознательную работу педагога по систематическому развитию у себя положительных и устранению негативных качеств личности[18] в трёх направлениях:
1. адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;
2. постоянное повышение профессиональной компетентности;
3.непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.[3] Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
· Поиск и анализ новой информации.
· Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего.
· Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ педагога как «несовременного человека».
· Общественное мнение. педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».
· Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, надбавки, звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
· Интерес. Учиться просто интересно.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Профессиональное самосовершенствование является результатом осознанного взаимодействия педагога и конкретной социальной среды, в ходе которого он реализует потребности в развитии у себя таких качеств личности и компетенций, которые обеспечивают успех в его профессиональной деятельности и в жизни вообще.
Таким образом, на основании выше изложенного, мы можем дать определение понятию
«Профессиональное самосовершенствование педагога» — это целенаправленный процесс, направленный на повышение и развитие педагогических качеств, профессиональной компетентности соответственно требованиям и условиям, в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогической деятельности и личной программой развития.
Успешное самосовершенствование педагога предполагает, что планка требований устанавливается немного выше его текущих умений и навыков, в противном случае не возникает противоречия между имеющимся и желаемым, и работа над собой не принесет ощутимого результата.
Поле деятельности самосовершенствования педагога достаточно обширно. В любом из профессиональных педагогических умений можно оттачивать свое мастерство. Для того чтоб определиться с постановкой задач для самосовершенствования, обозначим стандартные требования к профессиональной деятельности педагога:
1. Образованность. Кто-то сравнил знания педагога – с айсбергом. Лишь верхушка этого айсберга видна окружающим, и лишь немногие знают, какая мощь скрывается в глубине. Каждый педагог обязан быть в первую очередь высокообразованным эрудированным человеком.
2. Гуманизм и любовь к детям, умение находить с ними общий язык – еще одно непременное требование к профессиональным качествам педагога. Только искреннее отношение к учащимся, искреннее желание вложить знания в их головы и научить мыслить поможет педагогу добиться высоких результатов в профессиональной деятельности.
3. Владение методиками обучения — также необходимое профессиональное качество педагога. Чем совершеннее владеет педагог такими методиками – тем продуктивней идет работа на его уроках.
4. Творческий подход к построению занятия и изложению материала. Каждое новое занятие – это новое «проживание» излагаемого материала. И чем интереснее он преподается, тем легче усваивается учащимися.
Все из вышеизложенных требований имеют большое значение для профессиональной деятельности педагога и самосовершенствования педагога.
Выделим основные направления самосовершенствования педагога:
- непрерывное пополнение педагогических знаний;
- совершенствование педагогического мастерства;
- расширение общего кругозора;
- нравственное и физическое совершенствование;
- умение эффективно организовать свой рабочий день.
Неотъемлемую часть в самосовершенствовании педагога является повышение и совершенствование педагогического мастерства.
Понятие педагогическое мастерство предполагает: способности к педагогической деятельности; широкие профессиональные знания; культуру владения педагогической техникой. Все эти компоненты проявляются в профессионально-педагогических умениях:
· познавательных
· конструктивных
· организаторских
· коммуникативных.
Познавательные умения включают в себя: умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания; способность анализировать собственную деятельность; наблюдать за детьми, понимать их внутреннее состояние, оценивать уровень развития, условия семейного воспитания; способность контролировать свое физическое и техническое состояние. Основное состояние самообразовательной работы постоянное пополнение и расширение знаний по педагогике и психологии.
Конструктивная деятельность педагога включает умения: - формировать цели и задачи педагогического процесса; планировать системы работ и последовательность действий учащихся; отбирать оптимальное содержание будущей деятельности (занятий, воспитательных мероприятий); составлять планы конкретных дел. Для развития этих умений необходимо: знание своего предмета и методов его преподавания; знание педагогической теории и психологии; широкий научный и культурный кругозор; педагогическое воображение, способность предвидеть последствия и результаты своей деятельности.
Организаторские умения проявляются в способностях: ставить цели перед собой и студентами; планировать деятельность; делить цель на более мелкие задачи, а затем на дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы; создавать положительную установку на предстоящую деятельность; контролировать и оценивать исполнение. Развитию организаторских умений способствуют упражнения в практических действиях, самоинструктировании, самоконтроле, самоприказе.
Коммуникативные умения необходимы для налаживания педагогически целесообразных отношений с учащимися, с коллегами. Для развития коммуникативных умений рекомендуется: учиться понимать другого человека, "читать" по лицу, тону, жестам, мимике; совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою речевую культуру; изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения.
Таким образом, эффективность самообразования связана с развитием профессиональных компетенций, которые определяются каждым педагогом конкретного содержания самостоятельной работы по самосовершенствованию своей личности на основе профессионального самоанализа, с творческим усвоением новой научной информации и передового педагогического опыта, с воплощением приобретенных знаний и умений в эффекты роста, развития, продвижения обучающихся.