16 апреля 2017г.
Обращение к действующему российскому законодательству позволяет заключить, что оно является социально-ориентированным, и это вполне соответствует положениям Конституции РФ, провозглашающим Российскую Федерацию социальным государством. Так, часть 1 статьи 7 Конституции говорит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. В числе социальных гарантий можно обозначить налоговые льготы для отдельных категорий граждан, различные виды адресной социальной помощи, дополнительные меры защиты интересов граждан в рамках отраслевого законодательства, например, трудового, когда речь идет о дополнительных гарантиях для женщин, несовершеннолетних и пр.
Поскольку российское государство провозглашено в качестве федеративного, а вопросы социального обеспечения отнесены к предмету совместного ведения, соответственно, региональные власти обладают достаточно обширными полномочиями в данной сфере, и, поэтому, весьма интересным является изучение именно регионального законодательства в сфере социальной поддержки населения.
Основным федеральным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы государственной социальной помощи, выступает Федеральный закон «О государственной социальной помощи» [7], который определяет виды социальной помощи, правовое положение граждан, имеющих право на получение данной помощи, а также порядок ее получения [6; C. 395]. Данный документ является программным, определяющим тот минимум видов социальной помощи, на которые вправе претендовать граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Однако наиболее интересными являются те законодательные акты и различные целевые программы, которые составляются и реализуются на региональном уровне в векторе, заданном федеральными властями.
Так, в Волгоградской области, Комитетом социальной поддержки населения Администрации Волгограда за последние десять лет принимаются различные целевые программы, направленные на социальную поддержку населения муниципального образования. Среди них:
- Муниципальная программа «Волгоград - Город равных возможностей» на 2014-2016 годы [2];
- Ведомственная целевая программа «Социальная поддержка населения Волгограда на 2014-2016 годы» [3];
- Ведомственная целевая программа «Социальная поддержка населения Волгограда на 2016-2018 годы» [4];
Особое значение реализация таких программ приобретает в настоящее время, когда недостаток
бюджетных средств муниципального образования заставляет власти «урезать» финансирование различных социальных программ. Нельзя не отметить и то, что Волгоград особо нуждается в таких программах и благодаря своей социальной структуре – молодое население покидает город, что приводит к «старению» муниципалитета и увеличению нагрузки на работающую часть населения города. На данный момент в числе самых незащищенных категорий населения Волгоградской области малообеспеченные пенсионеры и семьи, которые имеют детей (в том числе, многодетные семьи).
Анализируя муниципальные целевые программы, можно заключить, что политика публичной власти города в отношении социально-незащищенных слоев населения на 2016-2018 годы, прежде всего, ориентирована на:
- недопущение дальнейшего снижения и поддержание достойного уровня жизни малообеспеченных категорий граждан, оказание им помощи в решении жизненно важных проблем;
- разработку и внедрение новых форм и видов адресной социальной поддержки;
- лабильность и соотносительность процессов, которые происходят в обществе [3].
По предварительным итогам реализации ведомственной целевой программы «Социальная поддержка населения Волгограда на 2014-2016 годы», в 2015 году достигнуты следующие результаты: количество граждан, получивших социальную поддержку, составило 44801 человек, количество же граждан, получивших поощрение, составило 1061 человек [3].
Среди основных мероприятий, реализуемых на территории муниципального образования с целью создания условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, можно отметить следующие:
- предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [4];
- оказание различных видов единовременной целевой адресной материальной помощи нуждающимся гражданам Волгограда;
- награждение почетными знаками многодетных родителей, что также способствует социальной поддержке семье с детьми и укреплению статуса семьи;
- ежемесячные денежные выплаты гражданам за трудовые заслуги;
- денежные выплаты спортсменам-инвалидам;
- ежемесячные выплаты Почетным гражданам города-героя Волгограда и лицам, удостоенным государственных наград СССР, РСФСР и Российской Федерации.
При этом следует отметить, что программно-целевой принцип организации деятельности региона является одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов. Это означает, что перечень программ, составляемых в городе и направленных на социальную поддержку населения, основывается на увязке процесса бюджетирования с конкретными программными результатами, которые ориентированы на достижение стратегической цели, единство стратегического, среднесрочного и текущего планирования. Данный подход, несомненно, имеет преимущества над иными подходами в части распределения и использования денежных средств и позволит наиболее эффективно использовать выделяемые на социальную помощь ресурсы.
Основываясь на анализе нормативно-правовых актов властей Волгограда в сфере социальной защиты населения, можно отметить положительные результаты многолетней реализации мероприятий по социальной поддержке нуждающихся категорий населения Волгограда и поощрению граждан, имеющих заслуги перед Волгоградом, органами местного самоуправления.
Список литературы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.2017
2. Постановление администрации Волгограда от 08.11.2013 N 1815 «Об утверждении муниципальной программы «Волгоград – город равных возможностей» на 2014 – 2016 годы» // СПС КонсультантПлюс. 2017
3. Постановление администрации Волгограда от 29.08.2014 N 1091 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Социальная поддержка населения Волгограда на 2014-2016 годы" // СПС КонсультантПлюс. 2017
4. Постановление администрации Волгограда от 31.12.2015 N 1894 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Социальная поддержка населения Волгограда на 2016-2018 годы" // СПС КонсультантПлюс. 2017
5. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 29.12.2016) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // СПС КонсультантПлюс. 2017
6. Право социального обеспечения : учебник / Р. А. Курбанов и др.; под ред. Р. А. Курбанова, К. К. Гасанова, С. И. Озоженко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 439 с.
7. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СПС КонсультантПлюс. 2017
8. Шмелева, Д. В. Правовые основы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства / Шмелева Дарья Вагифовна// Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5, Юриспруденция. - 2014. - N 2 (23). - С. 110-113.