Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МИСТИКА ИЛИ БОЛЕЗНЬ: МОТИВ СНОВИДЕНИЯ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Одним из знаковых мотивов в мировой художественной литературе является мотив сна. Природа сновидений всегда порождала множество вопросов у человека: сон трактовали с точки зрения религиозного, психологического, физиологического, философского и других аспектов.

Истоки данного мотива в отечественной культуре связаны с народной поэзией. В русском фольклоре тема сна и сновидений возникает в колыбельных песнях как оберег от смерти и болезней. Явление волшебного сна появляется в народном эпосе. Распространенный сюжет русских народных сказок –    помощь посторонних сил во время сна главных героев («Василиса Прекрасная», «Вещий сон»). В древнерусской литературе преобладает сакральная трактовка сновидения, что наиболее характерно для агиографических жанров: в житиях в сновидениях к святым приходит Бог, Богоматерь или святой угодник с целью предостеречь героя от беды или направить его по истинному духовному пути.

В начале XIX века сновидения в литературных произведениях приобретают мистический характер, что связано с влиянием романтизма. На это указывает А.М. Ремизов в книге «Огонь вещей»: «Редкое произведение русской литературы обходится без сна» [5, с. 129]. Исследуемый мотив становится ключевым во многих произведениях В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других авторов. Важное место он занимает в творчестве Н.В. Гоголя, который наполняет сны своих персонажей глубоким психологизмом, нравственно-философским и религиозно-мистическим содержанием. А.М. Ремизов, анализируя тему сновидений, следующим образом отзывался о творчестве Н.В. Гоголя: «Все творчество Гоголя от "Красной свитки" до "Мертвых душ" можно представить, как ряд сновидений с пробуждениями во сне же по образу трехступенного сна Чарткова (Портрет)…» [5, с. 24]. Действительно, мотив мистического сна главного героя повести Гоголя «Портрет» весьма необычен. Сновидения молодого художника носят характер сна во сне. О мистике свидетельствует символический троекратный повтор сна и связь с потусторонними силами, скрывающимися в образе таинственного старика с портрета.

Условно сон Чарткова делится на три части. В первый раз граница сна и яви не обозначена автором: читатель уверен, что главный герой повести видит происходящее наяву. Только после описания сцены со стариком, сошедшим с портрета, Гоголь раскрывает главную особенность сцены – ее происхождение во сне художника: «вскрикнул – и проснулся» [1, с. 75].

Возникает вопрос: когда заснул Чартков, и реальность уступила место сну? В медицине есть специальные термины, обозначающие особенности состояния человека, балансирующего между сном и бодрствованием. В процессе засыпания у человека могут возникнуть гипнагогические галлюцинации или видения в полудреме [4, с. 228]. Похожим симптомом можно объяснить состояние Чарткова: на первый взгляд природа мистики сна вполне объяснима восприимчивостью психики творческого человека.

«Неужели это был сон?» – спрашивает Чартков. Этот же вопрос прозвучит при последующем пробуждении главного героя повести. Возникают сомнения: был ли это сон или реальность? Стоит отметить важную деталь второго сна Чарткова – продолжение в нем первого сновидения: «Он видел, уже пробудившись, как старик ушел в рамки, мелькнула даже пола его широкой одежды, и рука его чувствовала ясно, что держала за минуту пред сим какую-то тяжесть» [1, с. 75]. Опять же возникает двоякая ситуация: находящееся на границе сна и бодрствования сознание главного героя рисует ему образы страшного старика или же потусторонние силы вторгаются в жизнь художника Чарткова. Кроме того, на втором этапе мистического сна сменяется пространственный континуум: главный герой не лежит в кровати, а стоит возле портрета.

Третье пробуждение Чарткова возвращает читателя к первому этапу странного сна. Герой повести «Портрет» снова просыпается в своей постели, то есть возникает цикличность пространства во сне: в первый свой сон и последний он находится в одинаковом положении в одном и том же месте. О цикличности сновидений свидетельствует не только местонахождение главного героя повести, но и другие детали. Простыня, которой был прикрыт портрет старика, как и при засыпании Чарткова, оказывается на своем месте. Однако ощущение присутствия в руке чего-то постороннего и тяжелого снова заставляют его задуматься над действительностью всего происходящего. Художнику кажется, что простыня на портрете вновь начинают шевелиться. Возникает другой ряд видений, предшествующих окончательному пробуждению главного героя. Весь сон главного героя начинается видениями и заканчивается ими. В последнем случае можно говорить о так называемых гипнопомпических галлюцинациях, возникающих перед пробуждением [4, с. 228], что тоже подтверждает кольцевую композицию сна.

Таким образом, на каждом из отдельных этапов раскрываются новые детали состояния героя произведения и окружающей его обстановки. С одной стороны, природа ряда необычных сновидений Чарткова носит мистический характер. Начиная со странных живых глаз старика, изображенного на портрете, и заканчивая мешочком монет, спрятанных за рамкой портрета. Более того, если рассматривать сон с точки зрения абсолютной мистики, то именно портрет является переходом между двумя мирами: потусторонним и реальным. Образ потусторонних сил воплощается в образе старика, некогда захотевшего изменить порядок привычных вещей с помощью собственного портрета. В русском религиозном сознании любое нарушение привычного уклада жизни рассматривалось как исключительное зло. Из этого следует вывод, что сам портрет изначально носит демонический характер, на что указывают черты внешности его хозяина.

Важную роль во сне гоголевского персонажа играет оживающий и покидающий рамки картины образ умершего старика. В таком случае портрет выполняет роль проводника из мира мертвых в мир живых, а Чартков сталкивается наяву с необъяснимыми явлениями, изменившими его последующую жизнь. Аналогичные явления возникают при столкновении героя с феноменом призрака, что является частотным явлением в системе романтического двоемирия (см. подробнее [2]).

С другой стороны, сон может быть объяснен восприимчивой фантазией молодого художника и простым совпадением. Переживания о нехватке средств за оплату квартиры, тревожные размышления о дальнейшем будущем – все это могло послужить причиной галлюцинаций, возникших в возбужденном сознании главного героя произведения Гоголя. Тогда легко объясняются его ночные видения призрака и другие неподдающиеся логическому объяснению вещи, например, барахтанье рук под простыней на портрете, перемещение Чарткова к портрету (версия о лунатизме). Тем не менее, остается загадкой случайное обнаружение мешочка с червонцами, о существовании которых главный герой узнает в результате встречи с таинственным стариком.

Творчество Н.В. Гоголя отличается уклоном в мистицизм и нравственно-религиозные поиски. При рассмотрении любой из двух предложенных версий, мистические мотивы сохраняются в произведении писателя. Сновидения персонажа (мистического или психологического генезиса) играют важную сюжетообразующую роль в повести «Портрет». Сон определяет дальнейшую судьбу молодого художника Чарткова, исход которой заранее предопределен проникновением в виде портрета внешних посторонних сил. Нарушение привычности, начавшееся с необычного сна, вызвано влиянием потустороннего начала на жизнь и судьбу главного героя, что в свою очередь свидетельствует о мистическом характере произведения.

Перспектива данного исследования связана с изучением религиозно-христианского вектора русской словесности, в частности православной литературы сегодняшнего дня, ориентированной на традиции Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Идейно-тематическое своеобразие, ключевые мотивы и образы, отраженные в прозе современных духовных писателей ([3]), требуют отдельного глубокого изучения.

 

Список литературы

 

1.                   Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. Т. 3-4 / Сост. и подгот. текстов и комент. И.А. Виноградова, В.А. Воропаева. М.; Издательство Московской Патриархии, 2009. с. 65- 116.

2.                   Леонов И.С. Изучение современной русской духовной прозы в рамках проекта «Русский язык, литература и   культура сегодня» (гуманитарный   мир современной России) // Studia Humanitatis. 2013. № 1. URL: http://st-hum.ru/en/node/53 (Дата обращения: 29.01.18).

3.                   Леонов И.С., Якушев Д.А. Феномен призрака в творчестве В.А. Жуковского // О вопросах и проблемах современных гуманитарных наук. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Челябинск, ИЦРОН, 2015. С. 15-18.

4.                   Ревонсуо А. Психология сознания. СПб: Питер, 2013. С. 309.

5.                   Ремизов А.М. Огонь вещей. Париж: Оплешник, 1954. 230 с.