Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИМВОЛИКА ДЕРЕВНИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.Г. РАСПУТИНА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Традиции русской деревни стали темой повестей и рассказов В.Г. Распутина. Для Распутина деревня стала любимой темой литературного творчества, в одной из ангарских деревень прошло детство писателя. В изображении данной темы в своем творчестве автор опирается на традиции рассказов Шукшина. Как и у Шукшина деревня выступает как особая среда со своими традициями, обычаями укладом. В некоторых произведениях («Прощание с матерой», «Нежданно-негаданно») деревня противопоставлена городу. Для Распутина деревня - особое символическое пространство. Например, в «Прощание с матерой» действие происходит в деревне на острове, изолированном от всего остального мира. Миру деревни противопоставлены города, рабочие поселки.

Деревня не только особое пространство, это и особый уклад жизни, и свои традиции, и народная нравственность. Образом, кристаллизующие народную нравственность и ее традиции является образ бабушки Дарьи в «Прощании с матерой». Ее жизнь основана на почитании родной земли, крестьянской избы, рода. Вспомним, перед тем, как поджигатели сожгли ее избу, она ее по завету своего отца, услышанному на кладбище, прибрала, побелила печку, вымыла полы. Это действо наполнено священным смыслом благодарности избе, что в ней выросли многие представители рода.

Нравственной основой жизни Дарьи является совесть: «Тятька как помирать, а он все в памяти был, все меня такал… он говорит: «Ты, Дарья, много на себя не бери,- замаешься, а возьми ты на себя самое первое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть»[1, c.52]. Раньше совесть сильно различали». Понимание совести противопоставлено современности: «Раньше ее видать было: то ли она есть, то ли нет. Кто с ей- совестливый, кто без ее- бессовестный. Тепери холера разберет, все сошлось в одну кучу- что то, что другое. Поминают ее без пути на каждом слове, до того, христовенькую, истрепали, места живого не осталось…Народу стало много боле, а совесть, поди-ка, та же- вот и источили ее, уж не для себя, не для спросу, хватило б для показу» [1, c. 72].

Образ Дарьи противопоставлен молодому поколению. Петруха, чтобы на него обратило внимание начальство и получить деньги за избу, сжигает дом своей матери. Остальные представители молодого поколения забывают о стариках. Исключением является Павел, старший сын Дарьи. Перспективы затопления деревни пробуждают в нем совесть. Если Петруха с радостью участвует в поджогах, то у Павла перспектива участвовать в уничтожении родной деревни вызывает нравственные страдания: «Кто-то должен потом будет браться и за такую работу, но Павел и представить не мог, как бы он стал командовать  поджогом родной деревни. И двадцать, и тридцать, и пятьдесят лет спустя люди будут вспоминать: «А-а, Павел Пинигин, который Матеру спалил» Такой памяти он не заслужил» [1, c.78]

Верность стариков родной деревне, ее укладу, традициям приводит к нежеланию переезжать, приспосабливаться к новой жизни. «Прощание с матерой» заканчивается тем, что старики так и остаются на острове, не желая расставаться с привычным для них миром. Не случайно туман, который окутывает Ангару и остров остается символом неопределенности будущего. Матера символизирует в произведении историю, традиции деревенского уклада жизни, который уходит в прошлое. Матере противопоставлен новый поселок городского типа, похожий на улей, а также город с его дороговизной и ритмом жизни. Новый поселок и город символизируют наступление новой жизни, которую не хотят принимать жители Матеры. Сопротивление стариков вызывает непонимание молодого поколения. «Давно пора сковырнуть вашу Матеру и по Ангаре отправить»[1, c.99].

Помимо совести Дарье характерно трудолюбие, религиозность, единство с природой, жалость к людям: «И про людей я разглядела, что маленькие оне. Как бы не преставлялись, а маленькие. Жалко их.

..Люди про свое место под Богом забыли- от че я тебе скажу». Жалость Дарьи вызывает молодое поколение в силу отсутствия традиций, нравственных основ жизни: « Тут не приросли и нигде не прирастете, ниче вам не жалко будет. Такие уж вы есть… обсевки» [1, c.89]. Близость Дарьи к природе связано с живым ощущением Бога, его милости, которая растворена в природе. Подобное мировосприятия можно рассматривать как живое, непосредственное ощущение Бога: «За Андреевой спиной, в прихожей, где солнце выходило на Ангару, стояло солнце. Лицо ее просветлело. Господи! – виновато прошептала Дарья. –А я про смерть.. Не иначе как с ума, старая, сошла. Не иначе». Религиозность связывает Дарью с традициями рода. В ночь, когда они прощается с избой, она по традициям предков готовит ее к смерти, белит печку, моет полы, а последнюю ночь проводит в молитве: «И всю ночь она творила ее, виновато и смиренно прощаясь с избой, и чудилось ей, что слова ее что-то подхватывает и, повторяя, уносит вдаль»[1, c.95].

С позиции соблюдения традиций, основ традиционной нравственности оценивается общественный прогресс, его цена: «Надо- значит, надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы» [1,c.89] . С этих же позиций оценивается уничтожение изб, кладбища. Символ тумана, который окутал весь мир в конце повести, автор не дает окончательного ответа на вопрос, кто прав, кто виноват, а оставляет его на размышления читателя. И действительно, что в процессе общественного развития важнее, сохранение культурных традиций, или внедрение новшеств, открытость человека и общества к переменам? Ответ на этот вопрос- суть взаимоотношений стариков с молодежью в повести. Молодежь открыта миру, его переменам, но у нее нет традиций, нравственных основ, старики концентрируют традиции предков, традиционного крестьянского образа жизни, но не способны к переменам.

Расширение нравственной проблематики происходит в рассказе «Женский разговор». В основе его - взаимоотношения бабушки и внучки. Внучка попала к бабушке на перевоспитание после аборта. «Девка она рослая, налитая, по виду - вправду в бабы отдавай, но умишко детский, несозревший, голова отстает. Все еще по привычке задает вопросы там, где пора с ответами жить»[1, c.122],- так характеризует автор свою героиню. Основа их разногласий с бабушкой и доминирующая тема разговора - роль женщины в семье, взаимотношения с мужчинами. «Сейчас важно, чтобы женщина была лидер»,- заявляет внучка. Для нее важна самореализация женщины. У бабушки основа отношений в семье- любовь: «К нему прижаться потом надо, к родному-то мужику, к суженому-то. И подчеркнула «родного» и «суженого», поставила на подобающее место. Прижаться надо, поплакать сладкими слезьми. А как иначе: все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита»[1, c.124]. Соблюдать нравственные законы и устои- таков наказ бабушки в конце разговора: «Ох, Вихтория, жизня - спаси и помилуй… Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь» [1, c.124]. Необходимость сохранения традиций и нравственных основ общества- такова основная мысль произведений Распутина. Уничтожение русской деревни с ее устоями рассматривается как возможный источник нравственных проблем общества. В рассказе «Ночной разговор» автор рассуждает: «Сковырнули за ради него [электричества] ангарские деревни, затопили поля и луга, порушили вековечный порядок- все за-ради электричества, а им-то обнесли ангарские деревни, пустив провода далеко в стороне» [1, c.125]. Так разрушение деревень не привело к улучшению жизни сельских жителей.

Таким образом, мир деревни символизирует у Распутина определенный уклад жизни, культурные традиции, нравственные основы, которые уничтожаются в процессе развития советского общества. 

Уничтожение деревень символически связано с кризисом нравственности, исчезновением культурных традиций русской деревни. Во многом интерес к нравственной проблематике, теме совести, исторической и культурной памяти составляет основу творчества Распутина. В этом ключе его творчество развивается параллельно с развитием данной тематике в лирике Вознесенского, Окуджавы, Высоцкого, прозе Ч. Айтматова.

 

Список литературы

 

1.        Распутин, В.Г. Сборник рассказов и повестей.- М., 1988.