Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРИ ПЬЕСЫ ДЛЯ КЛАРНЕТА СОЛО И.Ф. СТРАВИНСКОГО

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

«Три пьесы для кларнета соло» и «Сказка о солдате», созданные в ноябре 1918 года, были посвящены Вернеру Рейнхарту – швейцарскому промышленнику и кларнетисту, который взял на себя все расходы по постановке «Сказки о солдате». По воспоминаниям композитора, «…первое представление «Солдата» дало мне полное удовлетворение […] спектакль был подлинной удачей»1. Пьесы были исполнены только год спустя 8 ноября 1919 года. Обозначение жанра как «три пьесы» было весьма характерным для композитора2. Подобное обозначение давало ему творческую свободу в воплощении собственных идей. Пьесы, составившие цикл, различны по характеру: первая – распевная, неторопливая пьеса, основанная на теме широко известной песни «Эй, ухнем»3, второй номер – «этюдного склада», фантазийный, с элементами скерцозности, а финал шутливо-танцевален.

Первая пьеса написана в трехчастной репризной форме с динамической репризой. При этом внутри каждой из частей господствует вариантность, идущая от песенности. Характер первого раздела (тт.1-9) задает тема «Эй, ухнем», поэтому мелодика основана на речевой интонации. Композитор в полной мере подчеркивает изначальный характер песни: неторопливый темп, обозначение «sempre p e molto tranquillo», средне-низкий регистр, словно «тянущий» завершающим звуком фразы еще ниже, и метрическая переменность, не свойственная песне, лежащей в основе, придают изложению «речевую» свободу, «живая» зависимость от дыхания подчеркнута и указаниями дыхания (запятыми).


К мелодике песни композитор добавляет секунды – семантическую интонацию вздоха. Стравинский трижды вариантно развивает припев (в тт. 4-5, 5-6 и 6-8): сперва мотив повторяется на той же высоте, затем спускается на секунду ниже, а в третий раз расширяется мелодический диапазон скачка (с терции до увеличенной квинты, переходящей в большую септиму).

  

1 Ярустовский Б. Игорь Стравинский. Л., 1982. С. 54.

2   К моменту создания рассматриваемого цикла им уже были созданы три пьесы для струнного квартета (1914), три легкие пьесы для фортепиано в три руки (1915).

3   Савенко С. Мир Стравинского. М., 2001. С.44. Автор также упоминает, что обработку Песни волжских рыбаков - «Эй, ухнем» - Стравинский делал незадолго до того – в 1917 годй для дягилевских спектаклей. С. 250.




Несмотря на преобладание тематизма «Эй, ухнем», композитор подчеркивает и интонацию вздоха: секунда появляется после варьирования первой фразы (т.6), и в завершении первого раздела (т.9).

Второй раздел (тт.10 – 21), как и первый, основан на противопоставлении «песенной мелодики со «вздохами»: в его начале активно подчеркиваются синтаксически и ритмически выделенные секунды, большое значение приобретает мелодия широкого дыхания, «идущая» восьмыми. При этом изменяются даже форшлаги: расширяясь до терции, кварты и квинты они утрачивают свою первоначальную функцию – «вздоха», и становятся продолжением мелодии. Приобретение большей широты дыхания подчеркивается и введением нового метра – ¾.




Динамическая реприза – новый этап развития: благодаря метрическому «сдвигу» теперь она начинается из-за такта, и имеет большую энергию импульса. В репризе еще дважды, отдаляясь от оригинала, проходит тема «Эй, ухнем» (в тт.23-24 и 24-25), причем во втором из проведений диапазон первоначального скачка расширяется до большой септимы.




В отличие от песенной первой, во второй пьесе важнейшее значение обретает «этюдный» характер и техничность исполнения разнообразных пассажей. Неуклонность движения, его непрерывность подчеркивается более яркой динамикой (mf), а также отсутствием тактовых черт – благодаря этому решающее значение в группировке фраз, разделов формы приобретают лиги и обозначения «дыхания». Кроме того, композитор делит пьесу на два раздела, ставя в конце четвертой строке финальные две черты. Однако при этом пьеса имеет трехчастную структуру строения: вторая из частей, обособленная композитором, делится на 2 различных по характеру, тематизму и динамике раздела.

В первом разделе решающим для Стравинского становится противопоставление «этюдного» движения задумчивым восьмым. Это противопоставление «задают» две начальные фразы: бурное, «вздымающееся»  ввысь,  и  «ниспадающее»  движение  в  первой,  и  задумчивые,  словно  невзначай промолвленные междометия – во второй.




Раздел очень текуч, насыщен разнообразным тематизмом. Бурное движение здесь неоднократно прерывается «шествием» неторопливых восьмых, но «определяющей» – является «этюдность»: именно пассаж завершает раздел.




Второй раздел – своеобразный «разговор» двух персонажей. Один из них характеризуется более низким тембром (малой октавой), рр, многократно повторяющимся настойчивым мотивом – скачком с форшлагом   на   септиму,   перемежаемым   паузами.   Другой   -   поступенными   гаммообразными «высказываниями» в более высоком регистре с динамикой mp.




Шутливый характер и театральность образов с необычайной яркостью передают не только звукоизобразительные эффекты, возникающие благодаря форшлагам и широким напряженным скачкам, но и приемы «пародирования» - повтор подобного тематического материала в первой и малой октавах. Расширяющиеся скачки приводят к своеобразной репризе - «всплеску» этюдности, с нарастанием динамики (subito meno f), где, в отличие от первого раздела, «шаги» восьмых почти полностью отсутствуют. Таким образом, движение здесь все же торжествует.

Третья пьеса наиболее продолжительна и подвижна, ее тематизм свойственен народной попевочности, проникнут «русским» музыкальным языком4: в основе тематизма лежит попевка, подобная русским плясовым наигрышам; развитие этой попевки варьируется внутри раздела формы (в каждой из ее частей), и все три части, основанные на том же тематизме, вариантны по отношению друг к другу.

Первый раздел пьесы (тт.1 – 13) – экспонирует основной тематизм и некоторые возможности работы с ним: возникает ритмическая и метрическая вариантность, вычленяются интервалы секунды и терции. При этом особую настойчивость, «упругость» звучанию придает неизменное f, и мелодика «кружащаяся» в одном диапазоне.

 

1 Стравинский не раз признавался, что, оставив Россию, он остался «лишенным корней». «На родину манит всегда» признается Солдат в «Сказке о солдате», написанной в том же 1918 году: в свои произведения этого периода композитор вкладывает особенно много личного, пережитого им, сокровенного.




Второй раздел (тт.13 – 47) – наиболее продолжительна и ярка: здесь мелодическое движение достигает самого высокого регистра, здесь многократно повторены заявившие ранее о себе секунды и терции, здесь же активны и метрическая переменность (2/4, 5/16, 3/16, 3/8, 2/8, 5/8, 4/16), и «этюдное» perpetum mobile, многократно повторяющее одну и ту же мелодическую фигурацию




Третий раздел (тт.48-61) невелик, здесь продолжается развитие «попевки» с подчеркнутой акцентуацией, синкопированностью и метрической переменностью, приводящее к ярчайшей кульминации пьесы и всего цикла – ff в третьей октаве (т.58). В завершении композитор еще раз подчеркивает скерцозность: выдержанный ферматой звук внезапно «взмывает» на октаву ввысь со «смешком» - форшлагом.




Цикл, несмотря на самостоятельность каждой из пьес, очень целен: крайние его части опираются на фольклорные истоки, а вторую и третью объединяют скерцозность и этюдность. Для всех пьес характерно ритмическое разнообразие и метрическая переменность, свойственные композитору, а также особое, необычайно чуткое внимание к интонации. Кроме того, последняя из пьес своим танцевальным началом особенно близка балетным номера Стравинского.

Список литературы

 

1.        Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л., 1977.

2.        Друскин М. Игорь Стравинский. М., 1982.

3.        Савенко С. Мир Стравинского. М., 2001.

4.        Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963.

5. Стравинский И. Диалоги. Л., 1963.

6. И.Ф.Стравинский: Статьи и материалы. М., 1973.

7. И.Ф.Стравинский: Статьи, воспоминания. М., 1985.

8. Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М., 1982.