Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ГРЕШНИКОВ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Аннотация. Созданная в XIV веке «Божественная комедия» Данте Алигьери нашла отражение в произведениях многих мировых художников разных эпох. Отношение к человеку, так же, как и к понятиям морали и греха в разные исторические периоды были неодинаковы. Поэтому образы грешников, созданные живописцами разного времени, сильно отличаются друг от друга, неся в себе особенности мировоззрения своей эпохи. По мере развития человечества усложнялись образы, созданные художниками, и идеи, которые авторы пытались вложить в свои полотна.

Ключевые слова: иллюстрация, живопись, акварель, графика, гравюра, мировоззрение, образ.

Итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери внёс огромный вклад в формирование не только литературы, как родоначальник литературного итальянского языка, но и в развитие мирового изобразительного искусства, предоставив художникам материал, будоражащий умы не только его современников, но деятелей искусства разных эпох и поколений. Тема жизни и смерти, праведности и греха всегда интересовала человека. Однако осмысление и осознание этих понятий людьми разных эпох различалось из-за специфики их мировоззрения и эволюции социальных отношений, происходящих в обществе. Естественно, что эти изменения нашли своё отражение в творчестве художников, посвятивших свои работы бессмертному произведению Данте. В рамках данной статьи мы попробуем рассмотреть, как изменялись и трансформировались образы грешников из части «Ад» «Божественной комедии» Данте Алигьери в произведениях художников, работавших в разных направлениях изобразительного искусства различных эпох.

Для современников Данте, «Божественная комедия» представляла собой произведение, в котором средствами поэзии затрагиваются глубинные философские проблемы культуры, морали, нравственности, судьбы человека, устройства мироздания как акта воли божественного деяния. Имя самого Данте ассоциировалось с человеком, пытавшимся постичь божественную истину. Его образ изображался на различных церковных и монастырских фресках на фоне сцен из «Божественной комедии». Так, например, до наших дней дошли флорентийские изображения Нардо ди Чьоне в капелле Строцци (1360 г.) и неизвестного ученика Джотто ди Бондоне в капелле Палаццо Подеста (1337 г.), на которых автор «Божественной комедии» изображается окружённым праведниками Рая.

Одним из ярких художественных произведений позднего Средневековья, иллюстрирующим

«Божественную комедию» Данте Алигьери является фреска Доменико ди Мекелино (1465 г.), на которой автор комедии изображён стоящим рядом со входом в Ад с копией своего произведения в руках. Слева от него движется колонна грешников, спускающихся по ступеням Ада под землю. Характерной особенностью изображения грешников в данный период времени, проявляющейся в работе Доменико ди Мекелино, является их обобщённое изображение, массовость, отсутствие индивидуальности или каких-либо отличительных черт. Они похожи друг на друга, черты их лиц неуловимы и невыразительны, а фигуры однотипны. Они наги так, что ничто не может скрыть их от позора и божественной кары, их позы выражают страдание и отчаяние. Безликие фигуры не вызывают ни сочувствия, ни жалости, и только вселяют в наблюдателя страх перед участью грешника, теряющего после жизни всю свою индивидуальность и существо в бесконечных муках и страданиях.

Особого внимания заслуживают выполненные пером и металлическим штифтом иллюстрации «Божественной комедии» Сандро Боттичелли (1492 – 1498 гг.), которому удалось передать особый пространственно-изобразительный план поэмы, создавая сквозные переходы персонажей между листами и иллюстрируя практически каждую песнь произведения соответствующим изображением. Рисунки Боттичелли виртуозно передают архитектурное устройство и ужас загробного мира. Зловещие круги ада закручиваются в спиралевидную воронку, внутри которой томятся души. Изображения грешников в рисунках различны. Мощно, индивидуально, характерно вылеплены уверенной, лёгкой, острой линией лица и фигуры гигантов на рисунке «Колодец гигантов». Напротив, превращаются в единую массу похожих друг на друга существ, лишённых индивидуальности и характера фигуры к песне XXXIII.

Серию иллюстраций к «Божественной комедии» выполнил итальянский художник XVI века фламандского происхождения Ян ван дер Страт. Его рисунки отличает иная пластическая трактовка фигур грешников. Им свойственна искорёженность и обезображенность лиц. Люди приобретают более индивидуальные черты, они становятся более живыми и уникальными. Однако негативное и осудительное отношение к грешным душам в его произведениях сохраняется, проявляясь в изображении экспрессивных деформированных персонажей.

Живопись Нового времени характеризуется стремлением к изучению личности и характера человека. В это время разрушается система церковных догматов, они теряют прежнюю власть на людей. Развитие философии и науки заставляет переосмыслить многие взгляды на вопросы отношения к человеку, морали и этики. Характерно, что, несмотря на прошедшие годы, интерес к произведению Данте не только не угасает, но выходит на новый уровень осмысления художниками. «Божественной комедии» посвящают свои произведения Ари Шеффер, Эжен Делакруа, Уильям Блейк, Данте Габриэль Россетти, Гюстав Доре. Живописцы и графики, вдохновлённые «Божественной комедией», находят выразительные, оригинальные художественные решения для трактовки персонажей Дантовского Ада. Ари Шеффер уделяет особое внимание сцене встречи Данте и Вергилия с Франческой да Римини и Паоло Малатеста во втором круге Ада, посвящая данной теме два полотна. Франческа и Паоло у Шеффера не только выделяются светлым пятном на темном фоне картины, кроме того они наделены телесной и внутренней красотой. Их лица светлы и печальны, а их страдания не отталкивают своим безобразием, а вызывают сочувствие. Шеффер наделяет их своей индивидуальной трагической судьбой. Глядя на данные образы, видишь не просто грешников, получающих расплату за свои преступления, но людей, несчастных как при жизни, так и после неё.

Картина Эжена Делакруа «Ладья Данте» (1822 г.) изображает грешников, окруживших лодку, на которой плывут Данте и Вергилий в Аду. Черты их лиц индивидуальны и переданы с психологической точностью. Художник не просто наделяет их разными портретными чертами, но вкладывает в каждый образ определённую эмоцию. Каждый из персонажей по-своему реагирует на ситуацию: кто-то пытается бороться, кто-то отчаивается и опускает руки, кто-то плывёт по течению, а кто-то полностью теряет свою человечность, приобретая звериные черты и повадки.

В своём неповторимом стиле создаёт иллюстрации к «Божественной комедии» Уильям Блейк. Изображённые на них фигуры грешников стилизованы и обобщены, монументальны и угловаты. Вместе с тем образам присуща прозрачность и воздушность. Блейк наделяет их индивидуальностью и красотой. В определённые моменты художник будто бы вступает в некий спор с автором «Божественной комедии», например, в изображении Песни 5-ой (Второй круг) или Песни 14-ой (Седьмой круг), где грешные души предстают измученными несчастными созданиями, вызывающими жалость и не заслужившими столь тяжкого наказания.

Огромный интерес представляют иллюстрации «Божественной комедии» выполненные в технике гравюры Гюставом Доре. Ему удалось наглядно передать сверхъестественную атмосферу произведения и визуализировать структуру загробного мира, созданного Данте. Иллюстрации Доре отличает анатомически точное изображение тел, которого он добивается с помощью мастерского владения штриховой техникой. Его образы тонко проработаны, детализированы и объёмны. Доре тонко противопоставляет красоту человеческого тела с ужасами и мучениями, на которые человек обречён в Аду, за содеянное при жизни.

Джозеф Ноэль Патон и Джордж Фредерик Уотс в своих полотнах обратились к сцене, так полюбившейся многим живописцам – Франческа да Римини и Паоло Малатеста, терзаемые страшным ураганом во втором круге Ада. Паоло и Франческа Патона и Уотса не просто красивы, они одухотворены. Художникам удалось изобразить в своих произведениях не только страдания грешных душ, но и любовь в высшем её проявлении. Они словно заставляют задуматься наблюдателя над природой греха и морали, над ценой любви и над тем, что в действительности есть добро, а что зло. Патон иллюстрирует данную идею, помещая на передний план своего произведения Данте Алигьери, пребывающего в глубоком раздумье. Образы грешников Уотса и Патона светлы и нежны. Укутанные покрывалом, они как бы отделены от всего остального мира, находя спасение друг в друге.

Работа Адольфа Вильяма Бугро «Данте и Вергилий в Аду» (1850 г.) поражает своим реалистическим изображением деталей. Видно, как напрягаются мускулы героев, как искажаются лица, как пальцы разрывают плоть. И снова художник предлагает наблюдателю задуматься. Вынося на первый план яркие реалистичные образы узурпаторов, обманщиков, алхимиков, самозванцев, лжесвидетелей и еретиков, и оставляя позади в тени оценивающие и размышляющие фигуры Данте и Вергилия, Бугро размышляет о том, во что может превратиться человек без моральных принципов, погрязший во лжи и грехе. Такой человек перестаёт быть человеком и превращается в зверя, пугающего своей дикой яростью и безумием. Нагота героев обличает их существо: если при жизни они лгали и казались другим положительными и добродетельными, то теперь все маски сорваны, и их подлинную злую натуру уже ничто не может скрыть.

В период между 1951 – 1959 годами Сальвадор Дали создал серию иллюстраций, выполненных акварелью для юбилейного издания «Божественной комедии» Данте. Данные работы выполнены в характерном для Дали сюрреалистическом стиле. Рисунки, пронизанные эфемерными галлюцинациями, представляются кошмарными, фантасмагорическими сновидениями. В них чувственно ощущается сырость Ада. Образы грешников, созданные Дали, почти неуловимы. Художник обращается уже не к рациональному восприятию наблюдателя, но к его интуиции, эмоциям, чувственному опыту. Фигуры растворяются, переплетаются с окружающими предметами, растекаются по пространству. В своём художественно- пластическом решении образа грешников Сальвадор Дали переходит к более абстрактным и интеллектуальным формам, заставляя посмотреть на произведение Данте Алигьери с совершенно новой эмоционально-чувственной стороны.

С момента написания «Божественной комедии» прошло семьсот лет. Исторические эпохи сменяли друг друга. Но каждая из них непременно формировала свою картину космогонического устройства мира. Исступлённая вера в Бога сменялась периодами переосмысления, а порой и отрицания Божественных законов. Рай и Ад, из неотъемлемой части мироздания превращался в поэтическую метафору. Однако художники вновь и вновь обращались, и будут снова возвращаться к новому прочтению Данте. Искать в его произведении ответы на главные вопросы, которые неизбежно ставит жизнь. Как устроен мир? Какое место в нём занимает человек? Что такое грех и какова цена его искупления? Эти вопросы вечны, точно также как вечно бессмертное произведение Данте.

 

Список литературы

 

1. Архипов А. А. Формирование композиционно-пространственных представлений и умений в рисовании геометрических гипсовых форм / Вестник МГУКИ. – М.: МГУКИ, 2010 (6)

2.Данте А. Божественная комедия. – М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2014.

3 .Пензин И. С. Зарисовки и наброски / Современные наукоемкие технологии. - Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2004. № 6

4.Петрова О.H. Данте Алигьери в истолковании художников: «Божественная комедия» в изобразительном искусстве XIV-XX вв. – M.: Ин-т истории искусств, 1974.

5. Cимондс Д.А. Данте, его время, его произведение, его гений. – СПб.: А.С. Суворин, 1893.

6.     Челбогашева О.С. Гюстав Доре – художник книги: иллюстрации к поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери. «Ад» – трагедия как лейтмотив графики / Вестник СПбГУ. Искусствоведение. – 2017. Т. 7. Вып. 2

7. Филиппова Л. С. Изобразительная грамота как основа пленэрной практики / Наука и школа. – 2015. № 5. С. 184-189.

8.    Хлебников А.С. История художественного образования в Древнем мире (от Древнего Египта до Античности). Хрестоматия /А.С. Хлебников. – М.: Народное образование, 2017.

9. Хлебников А.С. Картинки с выставки / Балет. – 2009. Т. 157. № 3. С. 50.