Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Ремесло - одна из наиболее древних форм производственной деятельности человека, которую можно определить как мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда и личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия. Можно выделить несколько исторических форм ремесленничества, соответствующих этапам эволюции разделения труда:

а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства;

б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок.

Расцвет ремесел приходится на Средние века, когда мастера одной или сходных специальностей начали объединяться в цехи. Цехи делились по профессиям, причем разделительные признаки основывались не на характере производства, а на выпускаемой продукции, различаемой по функции.

Исторически ремесленники ценились не  только за искусную работу, но и за  знания.  Они не  только производили готовую продукцию, но и умели скоординировать между собой поставщиков, других ремесленников и потребителей. Промышленная революция и технологические нововведения поставили под угрозу выживание ремесленных мастерских. Появились крупные фабрики с массовым производством, которые производили большие партии стандартизированной продукции. Промышленность благоприятно восприняла массовое производство, и к середине 20-х годов ХХ века крупные вертикально-интегрированные компании стали доминировать на американском рынке.

Стремительный технологический прогресс и экономические преобразования в конце ХХ века послужили толчком к появлению новых высокотехнологичных фирм, конкурирующих с производителями товаров массового спроса. К началу ХХI века массовое производство во многих сферах перестало служить гарантом успешной деятельности компаний. Технологии, проявившиеся в массовом распространении персональных компьютеров и Интернета, усилили глобализационные процессы и привели к ужесточению всемирной конкуренции. Рынки раскололись на отдельные ниши. Потребители стали требовать товары, произведенные с учетом их индивидуальных потребностей. Усилилось значение оперативности реагирования производителей, маневренности и инновационности. Размер производства  и экономия на масштабе перестали быть основой конкурентоспособности фирм.

Сегодня ремесленные производства продолжают занимать серьезные ниши в пищевой, ювелирной промышленности, в производстве кожаных изделий (начиная от кожгалантереи и заканчивая производством конной упряжи).

Кроме того, ремесленники востребованы в сфере строительства. Это индивидуально-проектное строительство, обустройство усадеб в сельской местности, а также все сопутствующие производства — ковка, обработка камня, изготовление керамики и пр. Все большим спросом пользуется производство мебели по индивидуальным заказам. Во всем мире функционирует множество различных производств, в которых соединены современные технологии и творчество мастеров. Примером могут служить известные предприятия по производству ножей в немецком городе Золинген.

Согласно единой терминологии ЕС, ВТО и ООН ремесленная деятельность - это вид профессиональной деятельности по производству товаров, работ, оказанию услуг преимущественно потребительского назначения мелкими партиями, штучно, в том числе по индивидуальным заказам, с использованием особых знаний, специальных технологий, навыков, умений, традиций, секретов. Рассмотрим современное состояние ремесленного производства на примере ведущих европейских стран — Франции, Германии и Италии. В настоящее время во Франции насчитывается более 20 тысяч ремесленных предприятий, занимающихся 217 различными видами деятельности. Наибольшее количество ремесленников — от 35 до 40% занято в строительстве. Конечно, они не выполняют общих строительных работ, а специализируются на отдельных строительных операциях. Больше всего ремесленники заняты штукатурными, цементными, бетонными работами и кирпичной кладкой, столярными, плотничьими и слесарными работами, малярными, декоративными и электроустановочными работами. Большинство строительных ремесленников являются субподрядчиками крупных строительных фирм, которые снабжают их материалом, сырьем и инструментом. Вторую по величине группу образуют ремесленники, занятые ремонтом всевозможных товаров, начиная от телевизоров и кончая автомобилями и мотоциклами. В эту же группу входят водители такси и такие предприятия сферы услуг, как парикмахерские и прачечные, где большинство ремесленников — женщины.

Третью по величине группу составляют ремесленники пищевой промышленности. Самые многочисленные из них — булочники и кондитеры, а также владельцы мясных и колбасных лавок. Широкое распространение и живучесть этих ремесленных предприятий связана с очень узким локальным рынком, скоропортящимся характером продукта и привычкой клиентов к своим постоянным поставщикам. Некоторые ремесла выходят не только на национальный, но даже и на международный рынок. Примером могут служить кожаная и металлическая галантерея, изготовление золотых и серебряных изделий, игрушек, ювелирных украшений, изделий из бронзы, керамики и т.д. С развитием туризма интерес ко всему самобытному, присущему лишь данной стране, данному региону резко возрос; возросло и предложение ремесленной продукции этого типа.

Во Франции с ремесленным сектором связано более 2 млн. человек, т.е. примерно 10% активного несельскохозяйственного населения, что превышает активное сельскохозяйственное население в некоторых странах. В эту численность включаются ремесленники, владеющие предприятием, их наемные работники, помогающие члены семьи ремесленника.

Ремесленники на рынке конкурируют не только с мелким, но и с крупным бизнесом. Наиболее успешно ремесленники выдерживают конкуренцию там, где нет серийного производства, особенно в сфере услуг. Сами ремесленники, согласно результатам опроса, видят свои преимущества в высоком качестве предлагаемых товаров и услуг. Действительно, индивидуальный ремесленник в большей мере может удовлетворить специфические потребности клиента, создать товары категории «люкс», удовлетворить самые изысканные вкусы потребителя. Речь идет о ювелирных, скорняжных работах, изготовлении нестандартной мебели. Для таких работ требуется труд очень высокой квалификации и вместе с тем умение быстро приспособиться к моде. Ремесленные предприятия пищевой промышленности выдерживают конкуренцию крупных фирм в результате близости к потребителю, каждодневности спроса, стремления иметь постоянных поставщиков.

В Германии ремесла — наиболее многообразная отрасль экономики: мелкие и средние ремесленные предприятия являются традиционной опорой германской экономики. На 962 тыс. предприятиях этой отрасли трудятся около 4,8 млн. человек. На них прошли профобучение 483 тыс. учеников. Это означает, что почти 12% всех работающих заняты в сфере ремесел, и что здесь приобретают профессию около 30% всех учеников - ремесленников.

В Италии ремесленные предприятия также вносят существенный вклад в обеспечение занятости и экономического роста. 33% всех предприятий являются ремесленными, они обеспечивают рабочие места для 21% населения и 15% ВВП страны. Кроме того, Италия — страна с самой большой долей производственных малых и средних предприятий. Специализация - характерная для Италии черта. В то время как многие другие развитые страны   существенно   сократили    производство    и   экспорт   традиционной   трудоемкой     продукции, переориентировавшись на выпуск высокотехнологичных товаров, итальянские предприятия, несмотря на их малый размер и «старую» специализацию, преуспели в завоевании солидной нише на мировом рынке. Такого результата удалось добиться благодаря специализации модной и качественной продукции.

Согласно прогнозам на ближайшее десятилетие, возросшее значение ремесла может породить такой феномен как «новая ремесленная экономика». По крайней мере, будут развиваться две основные тенденции. Это приспособление крупных предприятий к изменяющимся потребностям рынка и рост значения малых предприятий, способных гибко и точно удовлетворять потребностям рынка. В то же время конечный результат ремесленной деятельности будет во многом таким же, как и столетия назад: ремесленники будут не только производить товары, но и формировать экономику, причем не только на локальном и национальном уровне, но и на глобальном уровне, используя преимущества глобальной ремесленной кооперации.

Новое поколение ремесленных производств будет более совершенно, чем их предшественники. Они будут оснащены последними технологиями, будут иметь доступ к местным и глобальным потребителям, смогут конкурировать в любой отрасли. Эти фирмы будут динамичными, гибкими, зачастую для достижения поставленных целей будут сотрудничать с крупными компаниями. Эксперты полагают, что большая часть новых ремесленных фирм будет основана на знаниях, с опорой на человеческий капитал для решения комплексных проблем и развития новых идей, товаров, услуг и бизнес-моделей. Предполагается, что на них будут заняты высококвалифицированные специалисты, которым будет предоставлена свобода для творчества и маневренности, а также гарантирован высокий уровень оплаты труда.

«Новая ремесленная экономика» будет стремительно развиваться за счет малых предприятий и частных предпринимателей. Ремесленники будут создавать новые организационные структуры и предоставлять новые возможности поиска баланса между работой и личной жизнью.

Конечно, сложно судить, насколько оправдается этот прогноз. Но одно ясно точно - ремесла не являются пережитком средневековья или отраслью, ориентированной исключительно на туристов. Спрос на продукцию ремесленных мастерских возрос благодаря высокому качеству, экологичности и индивидуальности предлагаемой ими продукции. И сегодня ремесленное производство, в наибольшей степени отражающее национальную специфику той или иной страны, может стать одним из мощных конкурентных преимуществ.

Для России с ее многонациональным населением и богатыми культурными традициями ремесленничество может стать опорой развития малого промышленного предпринимательства. Издревле наша страна славится такими ремесленными промыслами, как резьба по дереву, изготовление предметов православного искусства, кузнечное дело, производство текстиля и фарфора и пр. Однако, после 1917г. число ремесленников и кустарей в России резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись.

Возрождение древних традиций народного промысла в России может дать мощный экономический, образовательный, социальный, культурный, демографический эффект. Широкая сеть мелких ремесленных организаций и рост количества ремесленников создают благоприятные предпосылки для развития эффективной конкуренции на рынке. Их гибкость и мобильность дают возможность решить целый комплекс хозяйственных и социальных задач — от более полного удовлетворения населения сравнительно дешевыми и необходимыми в повседневной жизни товарами народного потребления до расширения занятости.

Развитие ремесленничества — один из путей решения проблемы занятости в сельском хозяйстве. Учитывая сезонность сельскохозяйственных работ и то обстоятельство, что одновременно с поднятием эффективности сельского хозяйства возникает необходимость обеспечения работой незанятого и высвобожденного аграрного населения, на передний план выдвигается организация несельскохозяйственной деятельности в сельскохозяйственной местности. Это во многом будет способствовать равномерному использованию трудовых ресурсов в течение года, повышению уровня занятости в селах.

Ремесленничество важно и с точки зрения развития туризма, а также поднятия престижа национальной культуры на международной арене. Ремесленничество, как деятельность с большим экспортным потенциалом, приобретая экспортную направленность, будет способствовать экономическому росту и увеличению объемов внешнего товарооборота.

В современных условиях ремесло обогащается новыми знаниями, материалами и технологиями, а также новыми возможностями коммуникации, кооперации и специализации. Все эти качества позволяют вписать ремесленничество в систему инновационной экономики, которая строится в современной России.



Список литературы

1.     Александрова Т.Л. Некоторые черты современного ремесленничества в России / Т.Л. Александрова // Возрождение ремесленничества в Уральском регионе: социальные предпосылки, проблемы и пути их решения: сборник научных статей / Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010.С.5–14.

2.     Водянова И.Н. Новая ремесленная экономика / И.Н. Водянова // Общество и экономика.-2011.-№-11–12.- С.208–212.

3.     Гончаров С.З. Креативность ремесленной деятельности / С.З. Гончаров // Третьи Худояровские чтения. Нижний Тагил: Медиа-Принт, 2012. С. 14–16.

4.     Чупина И.П. Влияние ремесленничества на культурный потенциал народа / И.П. Чупина // Материалы YII Международных Ильинских чтений «Нравственный путь развития России» - Екатеринбург, 2009. С. 173 – 179.