Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Аннотация: в статье рассматривается старчество Оптиной пустыни как православная традиция, внесшая в культуру новый благодатный дух, который оживил самую субстанцию культуры.

Ключевые слова: Оптина пустынь старчество, духовная культура, христианство.

ХIХ век можно считать новой эрой в истории русского монашества. Стремление к внутреннему строгому отшельничеству выразилось в удалении ищущих спасения иноков на Афон, в молдавские монастыри, в брянские леса. (В ХIХ веке на Афоне было 20 монастырей, 10 скитов и до 800 пустынных келий, в которых обитало до 10000 иноков).

Паисий Величковский, побывав на Афоне и в молдавских монастырях, воспитал учеников, которые возродили старчество в России, в частности, в Оптиной пустыни. Своих учеников Паисий учил достижению бесстрастия: «По многотрудной жизни, через духовные подвиги свои, мы входим в сердечную, умную и душевную чистоту, ибо от скорбей, притрудных духовных и телесных добродетелей: алчбы, жажды, бдения и прочих – очищается сердце… От скверных страстных вожделений рождаются телесные страсти, то есть блуд. От чистоты же сердечной и поста с молитвою очищается ум от скверных помыслов и мечтаний. Через чистоту ума освобождается душа от своих страстей и просвещается; от душевной же чистоты происходит умное видение… Ибо чистым только сердцем, душою и умом созерцается Умное Солнце» [3, с. 260].

Век расцвета монашества в России связывается с Оптиной пустынью. Основание ее относится к концу ХIV – началу ХV века. Согласно преданию, основал ее разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макарий, поэтому ее называли и Макарьевской. Но более реальным является предположение, что ранее она была общей для монахов и монахинь, а таковые ранее носили название Оптиных (ср. оптовый). Во времена гонений на монастыри она была закрыта, а восстановлена вновь в 1821 г. Расцвет Оптины начинается с введением старчества при настоятеле о. Моисее (1782-1862), которое было осуществлено старцем Леонидом, духовным сыном и другом ученика о. П. Ве-личковского – схимонаха Федора. Старец Леонид (Наголкин) (1768-1841), был первым старцем обители. Его ученик о. Макарий (Иванов), (1788-1860) возглавил группу ученых и литераторов-монахов и мирских лиц, которые обрабатывали и перекладывали на литературный язык переводы, сделанные старцем Паисием с греческого языка писаний таких аскетов древности как Исаак Сирин, Макарий Великий, Иоанн Лествичник.

На старческое служение своим ближним давалась особая благодать, проявляющаяся в различных духовных дарованиях. О. Варсонофий (1837-1911) среди духовных дарований ставил на первое место дар рассуждения. Среди аскетических добродетелей он выделял пост: «Пост бывает двоякий: внутренний и внешний. Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших чувств от скверного и нечистого, второй – воздержание от скоромной пищи. Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего. Так, например, приходит такой человек в общество и в разговорах начинается осуждение ближних. Наступает время ужина. Ему предлагают скоромную пищу: котлеты, поросенка и т.д. Он решительно отказывается. «Ну, покушайте, – уговаривает хозяйка, – ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что исходит из уст». «Нет, я в посте», – заявляет он, совершенно не сознавая, что осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост» [5. с. 67].

Оптинский старец Варсонофий соединял дар рассуждения с другим дарованием – прозорливостью.

«Нас называют прозорливцами», – говорил он своему духовному сыну, – «указывая, что мы можем видеть будущее: да, великая благодать дается старчеству – это дар рассуждения. У нас, кроме физических очей, имеются еще очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая. Прежде чем человек подумает, прежде чем возникла у него мысль, мы видим ее духовными очами. Мы видим даже причину возникновения такой мысли. И от нас не скрыто ничего. Когда я захочу, я увижу все, то ты делаешь и что думаешь» [6, с. 38–39].

Благодать не упраздняет особенностей человеческой личности, ее характера. Эта мысль святых отцов находит свое подтверждение в индивидуальных чертах оптинских старцев. Старец Леонид был человеком непоколебимой веры, необычайно смелым, энергичным. «Пламенная ревность по Богу» – его главная черта. О религиозной добродетели благочестия, он рассуждал: «Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия» [2, с. 249]. Другой характер имел Макарий. Это был человек мягкий, кроткий и нежный, наделенный поэтической душой. Главная добродетель, которую он требовал от своих духовных детей, считая ее основанием правильной христианской жизни, – смирение. Многие письма старца заключают в себе эту мысль. Его ученик Амвросий (1812-1891) имел с ним много сходного в характере. Человек мягкой, любвеобильной души, полной снисхождения к слабостям человеческим, учил своих духовных чад христианской любви к ближнему.

К этим портретам старцев можно добавить некоторые наблюдения за чертами характера их учеников. Ученики Амвросия – Анатолий (Зерцалов) (1824-1865) и Иосиф (1837-1911) – тоже различались между собой. Речь Анатолия, весь интонационный строй его писем и поучений совсем иной, чем язык Иосифа. В письмах Анатолия можно встретить удивительное сочетание высокого, почти библейского слога, и живой разговорной речи, изобилующей шутками. Дар утешительного и назидательного слова, которым обладал о. Анатолий, позволил о. Амвросию назвать его делателем молитвы Иисусовой: «Ему такая дана молитва и благодать, говорил он, какая единому от тысячи дается» [4, с. 439].

Старец Иосиф также был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву. В житии мы находим этому свидетельство: «Старческое руководство Иосифа отличалось сдержанностью, ровностью отношений ко всем, немногословностью» [2, с. 322]. Своих духовных учеников старец призывал к терпению скорбей: «Царствие Божие нудится, и без понуждения его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения» [1, с. 365]. Старцы Иларион ( 1805-1873), Исаакий (Антимонов) (1810-1894), Анатолий-утешитель (Потапов), (1922) продолжают ту же традицию.

Старец Нектарий (1858-1928), наделенный даром пророчества, задолго до революции и гражданской войны предвидел все беды, разорение России, молился за страну, утешал людей. Был сослан и умер в изгнании. Старец Никон Исповедник (1888-1931), несший крест старческого служения в тяжелейшие для России годы, после тюрьмы и лагерей умер в ссылке. Замыкает эту плеяду мученик Исаакий (Бобриков) (1865-1938) – последний оптинский старец, на долю которого достались самые страшные времена в истории Оптиной пустыни – Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, гонение на Церковь и закрытие Оптины в 1923 г. Старец Исаакий был расстрелян в январе 1938 г.

 

Список литературы

 

1)                Житие иеросхимонаха Иосифа. – М.: Изд. Веденской Оптиной пустыни, 1993.

2)                Житие иеросхимонаха Льва. – М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. (Репринт). – С.349.

3)                Жития и творения русский святых: Жизнеописания и духовные наставления великих подвижников христианского благочестия, просиявших в земле Русской / Сост. С. Тимченко. – М.: Донской монастырь, Современник, 1993.

4)                Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Издательский отдел Владимирской епархии, 1970.

5)                Преподобные старцы оптинские. Жития и наставления. – Святоведенская Оптина пустынь, 2001. 

6)                Шустин В., протоиерей. Запись об отце Иоанна Кроштадтском и об Оптинских старцах. – Скит; Ставр. Ком. Общества Красного Креста, 1991.