Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЖАНРОВО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОЙ «НОВОЙ ДРАМЫ» РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

«Новая драма» как явление театральной драматургии Великобритании может рассматриваться в более широком и более узком смысле, относительно европейской драмы или применительно только к английской драме. Национальная драма обладает как своими особенными чертами, так и общими для этого литературно-театрального движения в целом.  Выделим такие характеристики, позволяющие рассматривать «новую драму» как модификацию жанра драмы.

В первую очередь необходимо отметить тесную связь между развитием театрального движения в Англии и развитием драматических литературных жанров на рубеже XIX и XX столетий. В этот период открывается множество независимых театральных объединений и сообществ. Например, открылись Независимое театральное общество (The Independent Theatre Society, 1891), Общество нового века (the New Century Theatre, 1898), Сценическое общество (the Stage Society, 1899), Королевский театр (the Court Theatre, 1904) и др. По мнению современных исследователей истории театра Великобритании (например, K.Richards, W.Phelps, K.E. Shephard-Barr) именно независимые театры дали возможность молодым драматургам, аккумулируя достижения европейской драмы, положить начало созданию нового национального театра.

Остановимся на таких особенностях «новой драмы», как характер конфликта, композиция, тематическое разнообразие и проблематика, язык изложения, роль автора в пьесе.

Конфликт не просто смещается с внешнего действия на внутреннее, а еще более усложняется, становится столкновением идей, а не интересов героев. Это особенно ярко проявилось в творчестве Бернарда Шоу, в его пьесах-дискуссиях (“Major Barbara”, “Heartbreak House”, “Getting Married” и др.), где герои служат для выражения определённого мнения. Действие в таких пьесах состоит в развитии мысли в ходе диалога, столкновении точек зрения, и нередко заканчивается так и не разрешённой дилеммой, побуждая зрителя к собственным размышлениям. Данный тип конфликта влечёт за собой использование новых композиционных структур, таких как дискуссия.

Если сравнить данную композицию пьес с той, которая была наиболее популярна в первой половине XIX века, то становятся заметны значительные изменения. Как отмечает С. Уильямс в статье “Well-made Play” («Хорошо сделанная пьеса»), французский драматург Эжен Скриб положил начало созданию чёткой логической структуры пьес. Практически все его водевили и мелодрамы имеют экспозицию в начале, затем сюжет постепенно разворачивается через серию последовательных, логически связанных сцен, подходит к кульминации, где положительный персонаж обязательно «побеждает» происки отрицательных героев, и, наконец, наступает развязка. Также в драмах Скриба конфликт наиболее часто основан на неких случайных событиях или обстоятельствах, которые благополучно разрешаются в конце драмы. [Williams 1983: 1909 ] Именно этот вариант композиции преобладал и на английской сцене достаточно долгое время, например, в мелодрамах А.У. Пинеро, Т.У. Робертсона, Г.А. Джонса. В связи с этим новаторством можно считать переход к новому типу драматической  структуры, где дискуссия обладает большей значимостью, чем развязка. “…a change from exposition-situation – unraveling to one of exposition – situation – discussion. The emphasis of any dramatic work thereby shifts away from action and toward discussion, which functions as an alternative to violent resolution and can take place anywhere in the play, not just toward the end”. [Cardullo 2011: 273]

В это же время становится так же распространённым и другой тип конфликта – конфликт героя с социальной действительностью, обществом, что напрямую отсылает читателя к социальной проблематике пьес. Неустроенность человека в обществе в целом, несправедливость, расслоение капиталистического общества в частности, а также двуличность, лицемерие среднего класса послужили темами произведений Джона Голсуорси, Артура Уинга Пинеро, Генри Артура Джонса, Уильяма Робертсона. Часто звучит тема осуждения собственности и материального достатка как источников зла в буржуазном обществе. Это единственное мерило личности, приводящее к социальной несправедливости. [Сокур 1977]

Новизной обладали темы, раньше не затрагиваемые в театральных постановках, как, например, положение женщины в обществе, её права и обязанности, значение брака в системе социальных отношений, религиозные вопросы, возможность жизненного выбора и многие другие. Расширение тем и  их разнообразие свидетельствует об изменении роли театра в обществе, придание ему большей социальной значимости. Театр перестаёт быть просто развлечением, а постепенно становится средством и способом преобразования действительности. “…the time had come to put theatre – and drama – back to its formerly hallowed position in the culture as a place of serious reflection on the state of society and, indeed, a source of sublime emotion and almost religious uplift”. [Esslin 1995: 342]

Среди значимых композиционных приёмов отметим использование ремарок и ретроспекции. Под ремарками традиционно понимают дополнительные характеристики героев и их действий, данные автором. Их широкое использование привносит элемент эпизации в драму. Взамен традиционному противопоставлению диалог – монолог приходит противопоставление диалог – ремарка. [Андреева 2005: 4]

Особым видом авторской ремарки можно считать паузы или молчание, насыщенные своим смыслом, усиливающие драматическое напряжение. Во многом благодаря паузам создаётся подтекст пьес.

Ретроспекция, отсылающая к произошедшим ранее событиям, может служить композиционной основой действия в «новой драме». Нередко основное действие происходит до начала развития сюжетной линии, а вся пьеса является анализом причин этого события. Распространённым становится использование приёма открытого финала. Незаконченность произведения, необходимость зрителя самому домыслить возможный финал говорят о более глубоком анализе действительности и человеческой натуры.

Язык изложения в пьесах описываемого периода бытовой, разговорный, что связывает «новую драму» с реалистической традицией. С другой стороны, символизм, использование подтекста, явно прослеживающиеся уже в более поздний период развития новой драмы, соотносят её с формированием модернизма.

Авторская позиция приобретает более заметное положение благодаря использованию вышеупомянутых ремарок, которые не просто комментируют действия героев или их внешний облик, но и создают определённое настроение, отношение к происходящему. Пролог, считающийся также особым видом ремарки, напрямую выражает позицию автора. Например, в пьесах Бернарда Шоу и Оскара Уайльда пролог является не просто комментарием, а эстетической программой, ключом к пониманию всего творчества.

Мы рассмотрели основные, наиболее типичные для новой драмы характеристики, позволяющие суммарно представить своеобразие и жанрово-типологические особенности английской «новой драмы». Данный период очень динамичен, в нём перемежаются различные жанры, что, несомненно, нуждается в дальнейшем исследовании.

 

Список литературы

 

 

1.        Андреева С.А. Функции паузы в поэтике английской «новой драмы» (Дж. Б. Шоу и Дж. Голсуорси)/ Дисс…канд.филол.н.: КГПУ. – Красноярск, 2005. – 182 с.

2.        Меркулова М.Г. Ретроспекция в английской «новой драме»: истоки, типология, функционирование.Дисс…д.филол.н.: МГПУ. – Москва, 2006. – 345 с.

3.        Сокур Г.А. Драматургия Джона Голсуорси (к проблеме европейской драматургической традиции).Дисс…канд.филол.н., Ленинград: гос.пед. инст. им. А.И. Герцена. – 1977. – 212 с.

4.        Трутнева А.Н. «Пьеса-дискуссия» в драматургии Б. Шоу конца XIX –начала XX века (проблема жанра)/Автореферат дисс…канд.филол.н.: Нижегородский гос. лингв.универ.им. Н.А. Добролюбова. – Нижний Новгород, 2015. – 25 с.

5.        Cardullo, Bert, “Play Doctor, Doctor Death: Shaw, Ibsen, and Modern Tragedy,” Comparative Drama 45, no. 3 (Fall 2011): 271-‐288.

6.        Esslin, Martin. Modern Theatre: 1890 – 1920// The Oxford illustrated history of the theatre/ ed. By John R. Brown. Oxford University Press: 1995. – 582 p.

7.        Williams, Simon. "The Well-Made Play." European Writers: The Romantic Century. Ed. George Stade. Vol. 7. New York: Charles Scribner's Sons, 1983. 1909-1934. Scribner Writers on GVRL. Web. 25 Nov. 2015.