Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 мая 2016г.

Данная статья рассматривает в узком плане вопросы касательно памяти и её видов. Целью статьи является показать как важно развивать память на занятиях по русскому языку как иностранному.

In the article deals narrowly with the problems of memory and its types. The goal of the article is to show the degree of importance development of memory on the classes of Russian as foreign language.

Во время учёбы в университете каждый студент вынужден усваивать огромный объём информации. Для этого учащимся приходится прилагать большие усилия. Хорошая память – это залог успешной учёбы и здоровой психики, а также гарантия того, что студент сумеет сделать все уроки быстро и хорошо. Но далеко не все студенты обладают хорошей памятью – но многие плохо запоминают пройдённый материал.

Память – это врождённое свойство всех живых организмов, обладающих головным мозгом. Память – когнитивная способность удерживать в голове информацию о мире и о самом себе, сохранять накопленный опыт и знания в виде определённых «следов» - когнитивных и ментальных репрезентаций как определённых структур представления знаний и оценок, упорядочивать весь этот массив знаний, чтобы облегчить лёгкий доступ к нему, «складировать» и систематизировать все сведения, пришедшие к человеку по разным каналам и в известной мере интегрировать их в единую систему для простоты оперирования и манипулирования имеющейся информации. Память бывает 2 видов: непроизвольная и произвольная. Непроизвольная – это когда  что-то запоминается само собой. Например, когда ребенок учится ходить, он запоминает позу тела, последовательность движений, не ставя перед собой цель это запомнить. Когда мы запоминаем какое-либо значимое событие, это мы тоже делаем непроизвольно. Произвольная память работает тогда, когда человек ставит перед собой цель что-либо запомнить: выучить окончания падежей, глаголы совершенного и несовершенного видов, слова, тексты. Можно сказать, что непроизвольная память – врождённая, а произвольная – приобретённая. Произвольной памятью обладает только человек, и её можно и даже нужно развивать.

Но успехи в учёбе обуславливаются не только хорошей памятью, но и целым рядом других факторов. Действительно, очень часто видимые проблемы с памятью на самом деле бывают связаны с трудностями внимания и самоорганизации, ведь если студенту трудно сосредоточиться на задании и понять, что от него требуется для его выполнения, то вряд ли он сможет его запомнить. Во время учёбы в университете в основном задействуются слуховая и зрительная память. Для определения объёма слуховой памяти используется методика «10 слов» студенту зачитывают 10 простых слов, которые он потом должен воспроизвести в любом порядке. Слова могут быть, например, такие: хлеб, нож, улица, проспект, вода, окно, кот, машина, сын, сок. Аналогичным образом оценивается и зрительная память, только в этом случае вместо слов студенту показывают картинки, которые он должен запомнить.

Память человеку нужна для того, чтобы, сохранять и накапливать предыдущий опыт и знания, поэтому она тренируется всегда, пока человек развивается, а при изучении иностранных языков, например, русского языка как иностранного она очень даже необходима. На занятиях студенты-иностранцы изучают много нового и интересного, для многих русский язык очень важен, так как они продолжат обучение в университетах на русском отделении. Многие иностранцы изучают русский язык , потому что хотят жить и работать на территории РФ.

Любые учебные занятия – это тренировка памяти, но если мы говорим о целенаправленной её тренировке, необходимо знать несколько правил.

Чтобы студенты-иностранцы запомнили новый материал на занятиях, они должны сосредоточиться и сконцентрировать на нём всё своё внимание. При тренировке и развитии памяти очень важно учитывать особенности иностранцев (национальность). В норме объём памяти составляет в среднем 15 единиц материала одновременно.

Повторение – мать учения! Эта поговорка как нельзя лучше объясняет способ тренировки памяти, ведь только многократное повторение позволит студенту-иностранцу и тренировать память, и лучше запомнить предлагаемый материал на иностранном языке. Существует много пособий, дополнительных материалов, текстов для развития внимания и памяти. Кроме печатных пособий, существует также множество настольных и компьютерных заданий, игр. При наличии достаточного количества времени можно показать фильм, мультфильм, а после этого попросить иностранцев пересказать сюжет, обсудить, ответить на вопросы на русском языке, такие задания можно проводить на 1-3 сертификационном уровнях.

Существует несколько видов памяти: зрительная, слуховая, двигательная. В зависимости от этого рекомендуется использовать различные приёмы и способы, облегчающие запоминание нужной информации, они называются мнемотехники. Методы мнемотехники не только позволяют быстрее и лучше запоминать материал, но увеличивают объём памяти. Чаще всего используются следующие методы мнемотехники.

Метод ассоциаций: новый материал связывается с тем, который уже хранится в памяти – с образом, словом или движением.

Метод посредников: запоминание происходит с привлечением постороннего образа. Например, последовательность цветов радуги запоминается с помощью поговорки « каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Метод выделение слов или фраз (цветными фломастерами или подчёркиванием) или написанием конспектов.

Метод структурирования информации: создание таблиц или схем. Мнемонических методов существует много. Для каждого студента-иностранца можно выбрать наиболее подходящие или придумать свои собственные способы запоминания информации.

В гуманитарных науках для облегчения запоминания можно объединить информацию в объёмные смыслообразующие единицы. Но также применяются основные принципы тренировки памяти – заучивание материалов небольшими частями (например, глаголы первой группы, глаголы второй группы, возвратные глаголы, названия профессий и т.д.) и многократное повторение выученного. Но в принципе общие приёмы мнемотехники можно использовать также и для изучения иностранных языков. Материал будет запоминаться прочнее.

Студент-иностранец должен осознавать и ставить перед собой цель запомнить всё, что требуется ему на занятиях по русскому языку как иностранному. Произвольная память не развивается под внешним воздействием окружающих, у студента-иностранца должно быть собственное внутреннее желание запомнить всё, что от него ждут – например, выучить все слова, текст, стихотворение, пословицы и поговорки чтобы хорошо отвечать на практических занятиях и получать хорошие отметки. Как правило, в подобных случаях внешняя стимулирующая помощь со стороны преподавателя требуется на начальном этапе, так как еще иностранцы не привыкли к новым для них обязанностям.

 

Список литературы

1.     Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов.- М., 1996.

2.     Связи с общественностью в деловой сфере: коммуникативные, социальные, политические аспекты  // материалы международной научно-практической конференции. –Калининград, 2009.

3.     Страна здоровья. Путеводитель для всей семьи.- 2015.- №7(47).

4.     Тумасова С.А.,Шахмалова С.Ш. Психология: Учебное пособие.- М.: Издательство РИОР,2006.