Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЯЗЫК – МЫШЛЕНИЕ – РЕЧЬ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 мая 2016г.

В статье рассматриваются понятия языка, мышления и речи, и как всё это между собой взаимодействует.

The article considers the concepts of language, thinking and speech as all interacting with each other.

Раз овладение языком в совершенстве невозможно без языковой среды – тем самым развитие языков имеет для прогресса общества не меньшее значение, чем развитие производительных сил благодаря совершенствованию орудий труда. Язык –это мышление, язык – это процесс, переход от единичного к общему , и наоборот – от явления к сущности к явлению. Реальное мышление – движение мысли.

Анализ связи мышления с речью является одним из важнейших вопросов, связанных с познанием психологических аспектов речи. Не отрицая тесной связи речи с мышлением, в анализе их генетических источников психологи расходятся во мнениях. По утверждению П.П. Блонского и речь, и мышление ведут своё происхождение от практической деятельности. Работы В. Штерна, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского отрицают такую позицию. Мышление, мысль одновременно выступают и как процесс, и как результат данного процесса. Мышление – это процесс решения задачи, а если в нём принимает участие речь, регулируя и направляя его, то можно говорить об активном участии речи в мышлении. Идея или мысль нередко выступает результатом решения задачи, и она обычно и выражается в слове. В этом случае слово, как элемент речи оказывается тесно связано с мышлением.

Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (внутренняя речь). Речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который её использует, и психикой других людей – в этом выражается её регуляционная функция. А вот свою коммуникативную функцию речь получила благодаря существованию языка. Смысл коммуникативной функции в том, что с помощью речи информация передаётся от человека к человеку. Она используется в различных видах общения людей и является первым источником информации.

«Границы моего языка означают границы моего мира»,- отметил Людвиг Витгенштейн.

Обучение языку есть обучение некоему типу мышления ( и наоборот): насколько универсален язык, настолько продуктивно и мышление. Воистину был прав Сократ, когда молвил : «Заговори, чтоб я тебя увидел».

Все люди различны  по типу и стилю мышления, способностям, обучаемости.  Но вполне возможно создать такую обучающую среду, в которой их мыслительный потенциал достигнет максимума. Для этого необходимо, чтобы обучающая обстановка и всё происходящие в ней процессы были совершенно безопасны. Дело в том, что активное мышление обусловлено работой одной из частей мозга (неокортекса – новых, т.е. образовавшихся на недавних этапах эволюции, частей коры), которая в условиях стресса или боязни попросту «тормозит» : основная нагрузка перекладывается на более примитивные части мозга, где не вырабатываются новые решения, а используются уже готовые - это быстрее.

Поэтому там, где возникает опасность, появляются сбои и ошибки.Так вот, для отсутствия мозговых сбоев лучше всего сразу же обеспечить удобную и спокойную атмосферу, в которой проходит обучение.

Таким образом, мы приходим к созданию некой комплексной технологии алгоэвристического обучения, сочетающей все наиболее эффективные принципы развития творческого мышления. В ней, помимо весьма действенного «принципа снежного кома» Л. Ланды, нужно внимательно отнестись и к созданию обучающей среды, также стимулирующей индивидуальное творчество. Например, чтобы эту индивидуальность выразить, хорошо бы каждому учащемуся обеспечить отдельный маленький мир, своё «творческое пространство». Для каждого человека процесс своего собственного обучения – тоже творчество, и нужно дать каждому возможность создавать самого себя. То есть это всё тот же «фитнес мышления». Неплохо, и когда тренировка абстрактного мышления одновременно означает выработку опыта повседневной деятельности, приложения на практике получаемых и вырабатываемых знаний. Но при этом нужна и «кают-компания», где можно думать и работать вместе. Ведь также приобретаемое умение мыслить проверяется и используется в конкретных деталях – неважно, доказательство теорем это или изобретательская деятельность. Важно научить не бояться ошибок: наиболее ценные жизненные уроки приходят именно после пересмотра и исправления ошибок. Куда важнее уметь так хорошо мыслить, чтобы суметь эти ошибки исправить. А по мере развития мышления удастся вообще их не допустить «на автопилоте», не заботясь об этом особо.

А пусть каждый, кто учится мыслить, научиться фиксировать информацию в разных формах. Можно писать, проговаривать, зарисовывать. Можно тренировать свою память и её способность «выдавать» нужную информацию в нужный момент.

При развитии мышления важно создать правильную эмоциональную установку – вообще говоря, индивидуальную. От качества и расширения круга положительных эмоций (или от сужения круга негативных) зависит и качество креативного мыслительного процесса (Б. Фредриксон). Другими словами, креативные творческие процессы – сложная работа ума, при совершении которой мозг сам отбирает нужную информацию в соответствии с задачей и конкретным моментом времени. Этому моменту должны соответствовать и эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Между прочим, роль положительных эмоций и их уникальное воздействие на человека еще недостаточно учитываются для расширения мыслительных возможностей мозга.

Кстати, в творчестве должно найтись место и для людей с быстрым мышлением, и для «тугодумов». Креативное мышление нельзя включить или выключить – требуется время, чтобы успеть подумать и пофантазировать, чтобы поймать и  представить всем свою идею.  Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями её развёртывания, но и факторами, влияющими на её продуктивность. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий. В ходе общения людей результаты мыслительной деятельности одного человека (знания) передаются другому. К основным операциям мыслительной деятельности, направленным на адекватное познание, относятся сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение.

 

Список литературы

1.     Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков).- СПб.,1999.

2.     Жинкин Н.И. Язык-речь-творчество: Исследования по семантике, психолингвистике, поэтике.- М.,1998.

3.     Кубрякова Е.С., В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина Краткий словарь когнитивных терминов.- М.,1996.

4.     Тумасова С.А., Шамхалова С.Ш. Психология: Учебное пособие.- М.: Изд-во Риор, 2006.

5.     Язык и наука конца 20века М.: Российская Академия Наук. Институт языкознания РАН. –М.,1995.