Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФУНКЦИИ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Современный кинематограф занимает очень значимое место в глобальной культуре сегодняшнего дня. Такая ценность связана с обширными возможностями трансляции практически любой информации в предельно доступной форме. Ведь именно кинематограф объединяет в себе видимую и слышимую информацию в оптимальных пропорциях. В связи с этим звук постепенно приобрел большое значение с точки зрения восприятия.

Еще в начале XX века кинематограф был немым. Однако, развитие техники в тот период времени подтолкнул режиссером к идее использовать звуковое сопровождение для получения более впечатляющего эффекта от просмотра кинокартин.

Несмотря на прогрессивные идеи, многие зрители и ценители кинематографического искусства искренне считали, что звук в кино является лишним и лишь испортит впечатление от картины. В этих утверждениях есть доля истины, так как слишком несовершенна была техника звукового сопровождения. Более того, Б. Балаш в своей книге «Кино. Становление и сущность нового искусства» утверждал, что зачастую язык жестов и телодвижений может быть гораздо более выразителен, нежели язык слова. [1]

Именно поэтому самой первой функцией музыки было сопровождение движения. Особый акцент на музыкальное сопровождение в таких фильмах Чарли Чаплина, как «Золотая лихорадка» (1925 г.), «Огни большого города» (1931 г.), «Новые времена» (1936 г.), где практически каждое движение иллюстрировалось музыкой. Такое же явление можно пронаблюдать и в анимационных фильмах. Зачастую грамотно подобранное музыкальное сопровождение могло создать трагическое или комическое настроение, как, например, в советском фильме «Веселые ребята».

Основным условием успешности в реализации данной функции служила абсолютная синхронность, ритмичность и динамика. Тональный план и тембровые окраски в данном случае не играли значимой роли. Из этого можно сделать вывод, что музыка не была автономным средством выражения эмоционального содержания. Однако, в процессе развития технических возможностей кино, музыка получила возможность иллюстрировать не только видимое в кадре движение. Теперь с помощью звукописи можно было изобразить бешеный ритм погони, движение автомобиля, галоп лошади и многие другие звуки, а с помощью динамического нарастания или спада будить в воображении зрителя образы, не выраженные визуально [2].

Дальнейшее развитие техники, появление возможности пространственной обработки записанного сигнала позволила звукорежиссерам в середине XX века конструировать виртуальные пространства. Теперь, для того, чтобы у зрителя появилось ощущение присутствия на месте действия, к примеру, в церкви, совершенно необязательно было проводить съемку в соответствующем помещении. С помощью инструментов пространственной обработки звука и различных способов расстановки микрофонов теперь можно было создавать слуховые иллюзии присутствия в любом помещении. Также звукорежиссеры получили возможность воздействовать на ощущение пространственной локализации источников звука. С помощью панорамирования записанного сигнала можно было разместить визуальные образы в любой точке пространства. Звуковое сопровождение перестает быть статичным [4].

Кроме того, отныне музыка начинает активную интеграцию в драматургию фильма, теперь уже как конкретное средство отображения определенного контента, принимая участие в его создании, что-то добавляя к визуальному образу, предвосхищая явления, которые будут показаны только в последующих кадрах, поясняя дальнейшее развитие тех или иных ситуаций. Теперь иллюстрирующая функция музыки, пассивной и полностью зависящей от изображения, утрачивает свое значение. Теперь кинематографисты получили мощное средство воздействия на зрителя. Отныне музыка занимает активную позицию и может самостоятельно вмешиваться в действие [3].

С течением времени музыкальное сопровождение приобрело еще одну очень важную функцию. Это функция представления изображаемого времени. Во второй половине XX века  в кинематографе стали появляться фильмы, отсылающие зрителей к тому или иному периоду времени прошлого или будущего. И если исторические фильмы снимались по имеющимся канонам, и музыкальное сопровождение к которым подбиралось или сочинялось путем стилизаций, то с кинофильмами о будущем, которого не существует, дело обстояло сложнее. Звукорежиссеры, которые работали над подобными картинами, зачастую должны были отдельные звуки, шумы и даже речь придумывать самостоятельно. Такое положение дел в киноиндустрии дало толчок к формированию такой динамично развивающейся в настоящее время отрасли, как звуковой дизайн. В этом плане ярким примером может послужить звуковой дизайнер Бен Бёртт, работавший в команде Джорджа Лукаса над созданием саги «Звёздные войны. Новая надежда». Именно он придумал голоса и звуки инопланетян, чудовищ, роботов и космических кораблей, за что и был удостоен премии «Оскар» за особые достижения.

Кроме вышеперечисленных функций, музыка еще обладает сильным психологическим воздействием. Она подчеркивает психологические явления либо синхронно, параллельно изображению, либо по принципу контрапункта, независимо от него. Музыка углубляет эмоциональную выразительность образа: вызывает в душе зрителя реальные чувства, воздействуя на него эмоционально, тогда как изображение может вызвать лишь представления о чувствах, которые приписываются герою фильма. Поми- мо того, музыка может комментировать кадр в смысле его выразительности в тех случаях, когда его вырази- тельность не определена изображением. Музыка может информировать зрителя о том, как герой воспринимает происходящие с ним события, может служить средством раскрытия воспоминаний героев фильма, связанных с демонстрируемой сценой. Кроме того, музыка может отображать галлюцинации, фантазии, сновидения, страхи героев. Ярким примером служит музыкальное оформление сцены из киноленты «Бриллиантовая рука», в которой герою Андрея Миронова снится летающая рука в гипсе. Данная сцена намеренно лишена других звуков, кроме зловещего мяуканья черного кота, а музыкальное оформление нагнетает ощущение комического ужаса.

Очень важным является раскрытие чувств героев картины через музыку. Когда кинозритель слышит какое-либо звуковое сопровождение и интерпретирует его как выражение определенных чувств, то он предполагает, что они возникают в результате определенных условий, которые имеют большое значение для героя. Зритель предполагает наличие у персонажей насыщенной психологической жизни и поэтому трактует его действия с помощью музыки, раскрывающей эти переживания, связывающей эпизоды, отрезки, фрагменты действия в одно непрерывное целое и выполняющей таким образом важные драматургические функции [5].

Современная музыка, активно развивается и как самостоятельное искусство, и как неотделимая часть аудиовизуальной культуры. Сегодня музыканты и исполнители имеют в своем распоряжении новые технологии, инструменты, хорошие репетиционные базы и профессиональные студии звукозаписи. Можно с определенной долей уверенности сказать, что музыка в современной киноиндустрии тесно связана с визуальной картиной. Она абсолютно равноправна с видимым изображением, а не только сопровождает его. Кроме того, ее роль в фильме теперь полностью соответствует роли зрительной сферы, так как в процессе просмотра киноленты зрителя формируется цепочка различных связей между музыкальными, звуковыми и визуальными элементами картины.

Список литературы

 

1.        Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс, 1968. 328 с.

2.        Ефимова Н.Н. Звук в эфире. 2 изд. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2015. 145 с.

3.        Ефимова Н.Н. Музыка в структуре художественных телепередач. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1997. 123 с.

4.        Ключкова Е.Ю. Влияние личности звукорежиссера на процесс формирования аудиовизуального образа второй половины XX века // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2016. №4. С. 181-188.

5.        Хангельдиева И.Г. Музыка: театр, кино, телевидение. М.: Советский композитор, 1991. 156 с.