Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИКИ «КОЛЛАЖ»

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Даже самый способный человек не сможет продвинуться в своих начинаниях без хорошего образования. Однако, чтобы дать человеку такое образование, необходимо правильно обучать его, верно исполнять этот наитруднейший педагогический процесс. Важная задача школы — получать от учащихся глубочайшие и крепкие усвоения знаний, вырабатывать умения и навыки, использовать их на практике. Исходя из этого, необходимо осуществить учебный процесс так, чтобы учащиеся отлично владели и пользовались изучаемым материалом. Все это требует глубокого осмысления теоретических основ обучения и выработки соответствующих умений.

Успех определенной деятельности зависит от умения. Как системное образование умение содержит знания, приемы, навыки, другие компоненты индивидуального опыта (чувственного, практического, интеллектуального, эмоционального, рефлексивного) субъекта. Оно основывается на знаниях и навыках человека, а также на ее готовности успешно выполнять определенную деятельность.

Одни авторы под умениями понимают вероятность исполнять на профессиональном уровне какую- нибудь деятельность, при этом умения создаются на базе нескольких навыков, описывающих степень овладения действиями.

Остальные авторы под умениями понимают вероятность исполнять какое-либо действие, операцию. По их мнению, умение предшествуют навыку, который рассматривается как наиболее законченная стадия овладения действиями.

Умения у различных исследователей трактовались по-разному:

-      способность к целенаправленной и результативной деятельности (Н.А. Лошкарева, Д.Б. Эльконин);

-    отдельная деятельность, направленная на достижение определенной цели (К. К. Платонов, В.В. Давыдов);

-   качество личности ( О.А. Абдулина).

Умения – это освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобретенных знаний и навыков.

Научение  умением  протекает  благодаря  постановке  перед  учащимися  задач,  требующих

применения усвоенных ими познаний. Учащиеся занимаются поисковой деятельностью различными методами: к примеру, методом проб и ошибок, преднамеренно, творчески применяя эвристические способы. В процессе решения они определяют тип задачи и усваивают надлежащие операции, предназначенные для их решения. Часто учащихся умышленно обучают умственной деятельности, нужной для применения знаний. На практике преподаватели пользуются разными путями формирования умений, скорее это происходит подсознательно.

Теперь перейдем к композиционным умениям, непосредственно к термину «композиция».

Во все времена изобразительное искусство занимало особое место в различных видах деятельности школьника.  Важной  задачей  для  учащегося      является  овладение  композиционными  умениями художественно-изобразительной деятельности. Знание и владение композиционными умениями должно закладываться с самого детства.

В основах изобразительной грамоты лежит композиция, которая охватывает фактически любую изобразительную задачу.

Композиция (от лат. compositio — составление, связывание) — построение художественного произведения, обусловленное содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важная, организующая частица художественной формы, присоединяющая итоговой работе единство и целостность, соподчиняющая его компоненты друг другу и целому.

Одной из важных задач современного художественного образования является поднятие развития композиционных умений учащихся с целью формирования чувства прекрасного, формирование понимания ценить красоту и произведения искусства во всем их многообразии.

Этой проблемой занимались многие художники-теоретики, например, такие как С.Г. Ушакова1, Б. В. Раушенбах2, Е. В. Шорохов3 , Н. Н. Волков, О.Л. Голубева4 , Г. К. Савицкий и другие.

В данный момент проблема развития композиционных умений, ощущения композиции, чувства гармонии при восприятии мира чрезвычайно актуальна. Формирование композиционных умений помогает ребенку подмечать прекрасное и безобразное в жизни в изобразительном искусстве, искусстве в целом, воспринимать и созидать гармонию окружающего нас мира.

Известный художник Николай Николаевич Волков в своей книге «Композиция в живописи» писал, что в множестве композиционных задач, задача построения пространства есть одна из самых принципиальных.

Константин Федорович Юон говорил о том, что опыт мирового искусства в композиции успел наработать много точных способов (композиционных умений)  для получения определенных эффектов. Художники различных эпох и народов наследственно пользовались этими данными, не впадая в шаблон и повторение.

Е. В. Шорохов упоминал в своей книге «Композиция» о том, что отыскать законы композиции и выстроить научную концепцию возможно только тогда, когда законы композиции не формируются исходя только из основы умозаключений, а станут исходить из на самом деле существующих объективных законов формообразования в природе и искусстве.

Для того, чтобы ярче и многограннее выражать своё видение мира в ученических работах, школьники на занятиях обучаются различным художественно-изобразительным техникам, необходимым для создания изображения. И одной из таких декоративных техник является «коллаж».

Коллажем, в настоящее время, все сильнее начинают пользоваться художники профессионалы в разных видах декоративного творчества в качестве технического приёма создания изобразительных и декоративных художественных произведений. Это достаточно быстрый и удобный метод эскизирования при выполнении поиска композиционных решений, способ оформления различных помещений (школ, детских учреждений и пр.), метод создания театральных декораций, проектирования костюма и конечно же при обучении в школе, детском саду и других образовательных учреждениях. Он, как самостоятельное художественное произведение обладает специфическими выразительными свойствами, а процесс его создания - многими художественно развивающими, образовательными и воспитательными функциями.

Использование техники "коллаж" на занятиях с учащимися профильных классов, является наиболее приемлемым для развития композиционных умений школьников, так как с помощью отдельных элементов, прикрепляемых на плоскость легче складывать и оформлять какие либо композиционные решения. А также постоянное взаимодействие с материалом помогает школьникам развивать эти умения в дальнейшем.

Исходя из вышесказанного, задача педагога содержится в развитии в детях остроты и тонкости восприятия находящегося вокруг нас мира, возможности творчески его осмыслить и проявить своё видение, свои чувства образным языком изобразительного искусства.

 

Список литературы

 

1.        Голубева О.Л., Основы композиции, Издат. Дом.: «Искусство», М.: Изобраз. искусство, 2001;

2.        Раушенбах Б.  В.    пространственные построения в живописи очерк основных методов изд. «наука»,Москва 1980;

3.        Ушакова С. Г. Развитие композиционных умений студентов художественных факультетов университета [Электронный ресурс]: монография /— 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 147 с.;

4.         Шорохов Е.В., Основы композиции, «Москва просвещение»1979, 303 с.