Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОХРАНЕНИЕ И ТРАНСЛЯЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Глобализация - это процесс, в который вовлечены не только в качестве субъектов, но в качестве объектов все страны и цивилизации. Стираются преграды для перемещения информации, капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Мобильные телефоны, спутниковое телевидение, компьютеры и Интернет обеспечили беспрепятственное сообщение между странами и континентами. А это означает, что человечество сегодня имеет единое информационное пространство, на основе которого формируется единое планетарное мышление. Современный мир стремительно унифицируется и в этих условиях существует риск «размывания» национальной картины мира. Национальная картина является основой этнической идентичности, она содержит целостный образ мира, характерный для данной культуры и включает в себя представления о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры. Государство по отношению к ней носит охранительный характер, создает условия для её поддержания, сохранения и передачи ее последующим поколениям. Национальная картина мира формировалась на протяжении всей истории существования этноса. Один исторический период наслаивался на другой, но фундаментальным периодом, определившим специфику национального образа мира, является период, когда в обществе доминировал традиционный тип культуры. Именно традиционная культура является истинным источником русской самобытности. Следовательно, сохранение и трансляция ценностей традиционной культуры является приоритетным направлением государственной культурной политики и важнейшей задачей современности. Для ее осуществления необходимо иметь четкое представление о характере этих явлений. Также нужно определить соотношение понятий «сохранение» и «трансляция».

Традиционная культура является частью культурного наследия. Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 2014 г.  N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики",  наравне с материальными объектами, культурное наследие включает в себя и нематериальные культурные ценности, к которым следует отнести «языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп…» [4]. Сохранение культурных ценностей такого рода предполагает, помимо фиксации на информационном носителе и архивировании, еще и продолжение существования в живой традиции: переход от носителя к носителю, активное бытование. Сохранить – значит обеспечить выживание в следующем поколении. Здесь понятие «сохранение» и «трансляция» становятся тождественными. Следовательно, говоря о ценностях традиционной культуры, сохранение и трансляция неразрывно связаны, дополняют друг друга и являются частями единого процесса переемственности в культуре. Это означает, что в контексте исследования, их необходимо рассматривать в совокупности. 

Постижение основ собственной культуры происходит в процессе социализации личности. Ключевым звеном в этом процессе является социальный институт. Он продуцирует, систематизирует, видоизменяет, наполняя новыми смыслами, и транслирует тексты культуры.

Энциклопедические издания предлагают нам следующее определение понятия «социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение» [1]. Тема исследования предполагает рассмотрение социальных институтов, связанных с культурной жизнью общества, «культурных институтов». К ним следует отнести: органы управления культурой и образованием, социально-культурные учреждения, общественные культурные организации (творческие союзы) и учебные заведения.

Теоретики культуры выделяют следующие направления деятельности культурных институтов:

«культуропорождающие, стимулирующие процесс производства культурных ценностей; культуросохраняющие, организующие процесс сохранения и накопления культурных ценностей, социально–культурных норм;

    культуротранслирующие, регулирующие процессы познания и просвещения, передачи культурного опыта;

    культуроорганизующие, регулирующие и оформляющие процессы распространения и потребления культурных ценностей» [5; 47].

Однако такое разделение является весьма условным, так как фактически невозможно отделить один процесс от другого, они являются одновременно причиной и следствием друг друга. Один и тот же культурный институт выполняет несколько функций одновременно (музей является хранителем и транслятором культуры, к тому же он несет в себе и образовательную составляющую, то есть выполняет культуроорганизующую функцию). И напротив, некоторые функции обеспечиваются одновременно разными институтами (сохранением культуры занимаются музеи, библиотеки, творческие союзы и др.). Особое место в процессе сохранения и трансляции ценностей традиционной культуры играет семья (семья является социальным институтом, выполняющим функции культурного института). Следовательно, говоря об институтах культуры, следует в полной мере относить к ним и семью.

Нельзя переоценить роль личности в процессе сохранения и трансляции традиционной культуры. История знает такие примеры. Изучением, сохранением и развитием традиционной культуры в конце XIX – начале XX веков занимались энтузиасты из числа русской интеллигенции. «Среди них был основатель первого крестьянского хора М.Е. Пятницкий, основоположник русского народного оркестра В.В. Андреев, собиратели фольклора Е.Э. Линева, А.М. Листопадов, собиратели предметов старины княгиня М.К. Тенишева, художники Абрамцевского кружка, художник В.Д. Поленов и его сподвижники – меценаты, актеры, художники, основавшие в 1915 г. первый дом народного творчества – Поленовский дом» [3]. Труд этих энтузиастов привел к развитию фольклористики, этнографии. Всплеск интереса к данной теме возникает в обществе по причине интенсивного развития городской культуры (здесь можно провести аналогию с современностью: появление городской культуры в конце XIX – начале XX веков и массовой в XX – начале XXI века заставляют общество обернуться к собственным истокам. Традиционная культура выступает здесь как амортизирующая структура, позволяющая культурной системе сохранять стабильность). В XIX веке, чтобы обосновать ценность народной культуры и донести ее до общественности, необходимо было иметь весомый авторитет и достаточные финансовые возможности, как например основатели Поленовского дома: меценат С.И. Мамонтов и академик живописи В.Д. Поленов. Сегодня же спрос на этнический культурный продукт в обществе сформирован. Любой желающий может сегодня стать собирателем и транслятором текстов традиционной культуры. Интернет предлагает незримые просторы для подобного рода деятельности. Таким образом, многие неравнодушные люди вносят огромный вклад в дело возрождения русской традиционной культуры.

Таким образом, мы сформировали предмет исследования наборным способом. Обобщая и систематизируя все вышесказанное, каналами трансляции традиционной культуры являются:

Семья

Личность (меценаты, энтузиасты) Культурные институты:

    Органы управления культурой и образованием (Министерство культуры РФ, территориальные органы по сохранению культурных ценностей, органы управления культуры субъектов РФ, местные (муниципальные) органы управления культуры)

    Социально-культурные учреждения (клубы, библиотеки, центры досуга, музеи. Центры народного промысла и ремесел, выставочные залы, учреждения туризма, фольклорные центры, Дома народного творчества)

    Учебные заведения (ДОУ, школы, среднеспециальные ОУ, ВУЗы, система дополнительного образования)

    Общественные культурные институты (творческие союзы)

Процесс трансляции культуры (в частности традиционной) предполагает наличие основных элементов:

-    субъекты трансляции. Передача информации предполагает наличие отдающей и получающей стороны. Отдающая сторона, адресант, человек – носитель ценностей русской народной культуры. Получающая сторона, адресат, – человек, готовый воспринять эти ценности и реализовать в процессе живой практики. Только при условии актуализации текста можно считать трансляцию успешной.

-   транслируемый объект. Текст русской традиционной культуры в широком смысле: «семантика и ее знаково-символическое и материальное воплощение, т.е. соционормативные представления, этические, религиозные, эстетические ценности, идеи, смыслы, а также многообразные формы их выражения: вербальные, иконические, музыкальные, жестовые, движенческие, предметно-вещественные». [2].

-   каналы трансляции. Выше мы выяснили, что таковыми могут считаться: семья, личность, органы управления культурой и образованием, социально-культурные учреждения, учебные заведения, общественные культурные институты.

-    средства трансляции. Для традиционной культуры в ее классическом, аутентичном варианте, характерен изустный способ трансляции. Однако мы рассматриваем проблему в современных социокультурных условиях. Современная традиционная культура вышла за рамки своего аутентичного бытования и стала частью культуры популярной. Популярная культура располагает инструментарием массовой культуры. Следовательно, сегодня традиционная культура транслируется через средства массовой информации, что значительно расширяет воспринимающую аудиторию. Однако это не исключает другие средства трансляции: печатный, письменный, образный.

Для наглядности, можно составить схему, характеризующую механизм трансляции.


Таким образом, мы определили специфику понятий «сохранение» и «трансляция», их соотношение. Перечислили основные каналы трансляции традиционной культуры. Хотя данное исследование ограничено рамками теоретической культурологии, подобные разработки позволят на практике приблизиться к решению проблемы приобщения к ценностям традиционной культуры.



Список литературы

 

1.    Академик   [Электронный ресурс].     –   Режим   доступа: h tt p ://d ic.aca d emi c.ru /s ear ch all.p h p ?SWo rd =соци а льн ый+ институ т& fro m =xx& to =ru & d i d =& sty p e

2.        Балдина, О.Д. Народная культура в современных условиях [Электронный ресурс] / Э.В. Быкова, Е.Э. Гавриляченко//  Учебное пособие /  Рос. ин-т культурологии. – М.,2000. – 219 с.- Информационно-образовательный портал Auditorium.Ru – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/296/42296

3.    Гладилина И.П. Роль традиционной народной культуры в консолидации современного общества[Электронный ресурс]/ Королева Г.М.// Научно-информационный журнал Армия и общество. – 2012. - №4 – С.23-30. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20297402

4.  Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808.– Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70828330/#friends#ixzz4aXU02M9K

5.    Теория культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие. - / под редакцией С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова.  – Питер,  2008.   -   592с.  –   Режим доступа:http://www.studfiles.ru/preview/6145757/page:47/