Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕСУРСЫ СЛУЖБ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2015г.

Современная система медицинской помощи, обеспечивающая её высокое качество, в основном ориентирована на многопрофильные больницы, оптимальная мощность госпитальной базы которых с точки зрения управления составляет 600-800 коек, а нижней границей является мощность стационара круглосуточного пребывания пациентов в 300 больничных коек [1]. Также, лечебно-профилактические учреждения представляют собой сложные производственные системы, состоящие из технологического, экономического и социального элементов [4,8]. Быстрый рост затрат на их содержание и стремление органов управления его ограничить, привели в большинстве стран к повышению внимания к проблеме больничного хозяйства [2,3].

В условиях  все большего распространения рыночных отношений на деятельность учреждений здравоохранения в России, оказание качественной медицинской помощи населению во многом зависит от организации материально-технического обеспечения (МТО). В частности, в последние годы происходит интенсивное развитие системы закупа оборудования, медикаментов, множества других видов ресурсов и услуг через процедуру конкурсов и аукционов, в связи с чем значение служб МТО все более возрастает. Тем не менее, работы посвященные анализу кадрового потенциала и деятельности этих подразделений больниц практически отсутствуют.

Система государственной медицинской статистики не содержит какой-либо информации о ресурсах служб МТО. Это послужило основанием для проведения специально организованного исследования, объектами которого служили 6 лечебно-профилактических учреждений Свердловской области, отличающихся мощностью и технологическим уровнем: две областные больницы, две центральные городские больницы г.Екатеринбурга и две центральные районные больницы. Анализ проводился за период 2010-2012 гг.

Самое большое количество штатных должностей в службах МТО отмечено в областных лечебно- профилактических учреждениях (Обл.ЛПУ – 1 и Обл.ЛПУ – 2), а наименьшее – в центральных районных больницах (ЦРБ) (Таблица 1)

.Таблица 1

Кадровые          ресурсы          служб         материально-технического                    обеспечения            лечебно-профилактических учреждений Свердловской области, 2010-2012 гг.

Учреждения

здравоохранения

2010г.

 

т

2012 г.

 

т

 

Кол-во штатных должностей

 

Кол-во физических лиц

 

Укомплектованнос ь, %

 

Кол-во штатных должностей

 

Кол-во физических лиц

 

Укомплектованнос ь, %

Обл.ЛПУ – 1

19

6

32

19

6

32

Обл.ЛПУ – 2

6

4

67

11

6

55

ЦГБ – 1

4

3

75

4

4

100

ЦГБ – 2

3

3

100

5

4

80

ЦРБ – 1

2

2

100

2

2

100

ЦРБ - 2

1

1

100

1

1

100

 

Очевидной причиной этого служат различия избранных трех групп больниц по мощности и оснащенности технологическим оборудованием.  Анализ информации об укомплектованности штатных должностей показал, что в ЦРБ в течение рассматриваемого периода времени уровень её стабильно составлял 100%, немного ниже (75-100%) он был в муниципальных больницах г.Екатеринбурга (ЦГБ – 1 и ЦГБ – 2), а наименьший – в областных учреждениях (32-67%). Объяснение этим фактам может быть следующее: во- первых, это дефицит кадров, характерный для рынков труда крупных городов, усугубленный невысокой привлекательностью медицинских организаций как места работы из-за относительно невысокой оплаты труда, во-вторых, Областные лечебные учреждения и ЦГБ г.Екатеринбурга из-за большей мощности имеют по штатным нормативам большее количество ставок в службах МТО, заполнить которые сложнее. обращает на себя внимание, что за период  с 2010 по 2012 гг. существенных изменений в  кадровых ресурсах рассматриваемых подразделений не происходит. Это свидетельствует о стабильности сложившейся ситуации.

Анализ персонала служб МТО по уровню образования показал, что в 2012 г. у 61% из них оно было высшее и среднее профессиональное. В то же время, если в ЦРБ и ЦГБ доля таких специалистов составляла 100%, то в Обл.ЛПУ – 2 – 83%, а в Обл.ЛПУ – 1 – только 33%. Причиной невысокого образовательного уровня работников МТО в наиболее крупных больницах, по всей видимости, является отмеченный ранее дефицит квалифицированных кадров, характерный для здравоохранения административных центров региона. Следует также отметить, что работающие в этих службах специалисты  имеют дипломы в области товароведения, экономики, юриспруденции, но также и строительства, горного оборудования, автоматики и телемеханики, в связи с чем можно констатировать, что далеко не всегда штатные должности в подразделениях МТО больниц заняты работниками с базовым профильным образованием. В то же время необходимо отметить, что большинство из них имеют документы о повышении квалификации в данной сфере деятельности.

Данные о величине средней заработной платы работников служб МТО приведены в таблице 2. Согласно им, самый низкий её уровень наблюдался в Областном ЛПУ – 1 и ЦГБ – 1, а наиболее высокий – в Областном ЛПУ – 2 и ЦГБ – 2, диапазон различий весь период наблюдения составлял 2,6-2,7 раз. как видно, величина оплаты труда персонала данных подразделений не зависит от мощности больниц и, очевидно, определяется руководителями учреждения.

Таблица 2 Размер средней заработной платы работников подразделений материально-технического обеспечения ечебно-профилактических учреждений Свердловской области, 2010-2012 гг. (рублей)

 

 

 

 

 

Учреждения здравоохранения

2010 г.

2012 г.

Прирост за 2010-2012 гг.,

%

 

 

Службы МТО

 

 

Весь персонал

 

 

Службы МТО

 

 

Весь персонал

 

 

Службы МТО

 

 

Весь персонал

Обл.ЛПУ – 1

10508

25409

17863

39638

70

56

Обл.ЛПУ – 2

28290

20685

39792

28442

41

38

ЦГБ – 1

11632

16449

15354

22617

32

37

ЦГБ – 2

22990

33525

36784

52048

60

55

ЦРБ – 1

19355

14659

26710

21072

38

44

ЦРБ - 2

13904

12864

20856

17687

50

37

 

Обращает на себя внимание то, что в обеих ЦРБ и Областном ЛПУ – 2 величина средней заработной платы у работников служб МТО выше таковой в целом по организации. Можно полагать, что причинами этого служат, с одной стороны, высокая значимость данной категории работников для функционирования больничного хозяйства, а, с другой, возможный дефицит такого рода квалифицированных специалистов в малых городах.

С 2010 по 2012 гг. заработная плата персонала служб МТО во всех шести больницах увеличилась на 30- 70%, причем прирост в 4 из них был выше такового по лечебному учреждению в целом. Этот факт свидетельствует о стремлении их руководства приблизить уровень оплаты труда работников вспомогательных подразделений к среднему по организации.

Результаты исследования показали, что доля затрат на содержание служб МТО в общих расходах больниц невелика и не превышает 0,3%, что сопоставимо с таковой для экономических структур [5], но меньше доли затрат на содержание пищеблоков  и транспортных подразделений [6,7]. Причинами этого являются малочисленность их штатов, а также незначительность коммунальных и иных материальных расходов для обеспечения деятельности. Что же касается абсолютных затрат на содержание служб МТО, то в течение рассматриваемого трехлетия наблюдался их рост, составлявший в ЦРБ 25-50%, а в ЦГБ и областных лечебных учреждениях 20-25%.

Анализ результатов  деятельности  рассматриваемых  хозяйственных подразделений  состоял  в  оценке объемно-стоимостных показателей, характеризующих работу по закупкам ресурсов в целях материально- технического снабжения больниц. Как видно из приведенных в таблице 3 данных, количество реализуемых процедур государственных закупок с 2010 по 2012 гг. существенно возросло во всех шести больницах. Для этого используются все три способа: конкурс, запрос котировок и аукцион, но при этом следует отметить наличие явной тенденции к сокращению конкурсов и, наоборот, увеличению двух других способов. Так, в частности, в Областном ЛПУ - 1 за 2010-2012 гг. количество конкурсов сократилось с 6 до 0, а проведенных запросов котировок и аукционов возросло с 14 до 40 и с 0 до 25, соответственно. Причиной ухода больниц от использования конкурсов является сложность их процедуры и недостатки действовавшего в эти годы законодательства в сфере государственных закупок. Следует отметить, что с 1.01.2014 г. вступил в силу новый федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», расширяющий перечень способов закупок и позволяющий преодолеть недостатки в существующей системе.



Таблица 3.

Динамика объемно-стоимостных показателей деятельности служб МТО лечебно-профилактических учреждений Свердловской области, 2010-2012 гг.

 

 

Учреждения здравоохранения

 

 

 

Год

Количество

Экономия финансовых средств, тыс. рублей

 

конкурсов

запросов котировок

 

аукционов

Обл.ЛПУ – 1

2010

6

14

0

3519,0

2012

0

40

25

7353,0

Обл.ЛПУ – 2

2010

18

63

0

2674,2

2012

11

106

10

16688,5

ЦГБ – 1

2010

8

20

2

889,3

2012

0

61

34

9930,9

ЦГБ – 2

2010

3

22

9

4585,6

2012

0

30

46

6845,8

ЦРБ – 1

2010

5

37

1

1735,4

2012

2

41

12

5251,1

ЦРБ - 2

2010

1

21

0

236,0

2012

3

5

23

479,4

 

На основании полученных результатов можно констатировать, что за счет этой деятельности служб МТО во всех больницах отмечается экономия финансовых средств, величина которой имеет тенденцию к увеличению. Так, в ЦРБ – 1 и 2 она возросла в 3,0 и 2,0 раза, в ЦГБ – 1 и 2 - в 11,2 и 1,5 раза, а в областных ЛПУ – 1 и 2 – в 2,1 и 6,2 раза.

В совокупном бюджете больниц доля сэкономленных финансовых средств за счет организации закупок составляла в 2012 г. от 0,16% в ЦРБ -2 до 4,4% в Областном ЛПУ – 2. Также следует отметить, что величина полученной экономии в 6-9 раз превышает затраты больниц на содержание служб МТО, что свидетельствует о высокой эффективности их деятельности.

Список литературы

1.      Бадаев Ф.И. Многопрофильная больница: управление ресурсами / Ф.И.Бадаев.- Екатеринбург: Издательство АМБ, 2004.- 212 с.

2.      Блохин А.Б. Управление больничным хозяйством / А.Б.Блохин // Лекции по управлению и экономике здравоохранения.- Екатеринбург: «СВ-96», 2007.- С.24-35.

3.      Брауншвейг К.Е. Управление больницами в Германии/ К.Е.Брауншвейг // Лекции по управлению и экономике здравоохранения.- Екатеринбург: «СВ-96», 2007.- С.35-59.

4.      Голухов Г.Н. Новейшие тенденции больничной помощи в государственной политике зарубежных стран / Г.Н.Голухов, И.С.Черепанова // Главврач. – 2005.- № 4.- С. 89-96.

5.      Пироговский М.Л. Ресурсы экономических служб лечебно-профилактических учреждений Свердловской области / М.Л.Пироговский, И.Л.Леонтьев // Бюлл ННИИОЗ - М., 2012.- Вып.5.- С.86-88.

6.      Пироговский М.Л. Состояние ресурсов транспортных служб лечебно-профилактических учреждений / М.Л.Пироговский // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения.: Сб.науч. трудов.- Пенза, 2013.- С.56-59.

7.      Пироговский М.Л.Оценка кадровых ресурсов и деятельности пищеблоков лечебно-профилактических учреждений / М.Л.Пироговский // Там же.- С. 111-113.

8.      Чухраев А.М. Актуальные проблемы управления многопрофильной больницей в рыночных условиях (опыт системного подхода) / А.М.Чухраев // Экономика здравоохранения.- 2001.- № 4-5.- С.32-34.