12 ноября 2015г.
Современная система медицинской помощи, обеспечивающая её высокое качество, в основном ориентирована на многопрофильные больницы, оптимальная мощность госпитальной базы которых с точки зрения управления составляет 600-800 коек, а нижней границей является мощность стационара круглосуточного пребывания пациентов в 300 больничных коек [1]. Также, лечебно-профилактические учреждения представляют собой сложные производственные системы, состоящие из технологического, экономического и социального элементов [4,8]. Быстрый рост затрат на их содержание и стремление органов управления его ограничить, привели в большинстве стран к повышению внимания к проблеме больничного хозяйства [2,3].
В условиях все большего распространения рыночных отношений на деятельность учреждений здравоохранения в России, оказание качественной медицинской помощи населению во многом зависит от организации материально-технического обеспечения (МТО). В частности, в последние годы происходит интенсивное развитие системы закупа оборудования, медикаментов, множества других видов ресурсов и услуг через процедуру конкурсов и аукционов, в связи с чем значение служб МТО все более возрастает. Тем не менее, работы посвященные анализу кадрового потенциала и деятельности этих подразделений больниц практически отсутствуют.
Система государственной медицинской статистики не содержит какой-либо информации о ресурсах служб МТО. Это послужило основанием для проведения специально организованного исследования, объектами которого служили 6 лечебно-профилактических учреждений Свердловской области, отличающихся мощностью и технологическим уровнем: две областные больницы, две центральные городские больницы г.Екатеринбурга и две центральные районные больницы. Анализ проводился за период 2010-2012 гг.
Самое большое количество штатных должностей в службах МТО отмечено в областных лечебно- профилактических учреждениях (Обл.ЛПУ – 1 и Обл.ЛПУ – 2), а наименьшее – в центральных районных больницах (ЦРБ) (Таблица 1)
.Таблица 1
Кадровые ресурсы служб материально-технического обеспечения лечебно-профилактических учреждений Свердловской области, 2010-2012 гг.
Учреждения
здравоохранения
|
|
2010г.
|
т
|
|
2012 г.
|
т
|
|
Кол-во штатных должностей
|
Кол-во физических лиц
|
Укомплектованнос ь, %
|
Кол-во штатных должностей
|
Кол-во физических лиц
|
Укомплектованнос ь, %
|
Обл.ЛПУ – 1
|
19
|
6
|
32
|
19
|
6
|
32
|
Обл.ЛПУ – 2
|
6
|
4
|
67
|
11
|
6
|
55
|
ЦГБ – 1
|
4
|
3
|
75
|
4
|
4
|
100
|
ЦГБ – 2
|
3
|
3
|
100
|
5
|
4
|
80
|
ЦРБ – 1
|
2
|
2
|
100
|
2
|
2
|
100
|
ЦРБ - 2
|
1
|
1
|
100
|
1
|
1
|
100
|
Очевидной причиной этого служат различия избранных трех групп больниц по мощности и оснащенности технологическим оборудованием. Анализ информации об укомплектованности штатных должностей показал, что в ЦРБ в течение рассматриваемого периода времени уровень её стабильно составлял 100%, немного ниже (75-100%) он был в муниципальных больницах г.Екатеринбурга (ЦГБ – 1 и ЦГБ – 2), а наименьший – в областных учреждениях (32-67%). Объяснение этим фактам может быть следующее: во- первых, это дефицит кадров, характерный для рынков труда крупных городов, усугубленный невысокой привлекательностью медицинских организаций как места работы из-за относительно невысокой оплаты труда, во-вторых, Областные лечебные учреждения и ЦГБ г.Екатеринбурга из-за большей мощности имеют по штатным нормативам большее количество ставок в службах МТО, заполнить которые сложнее. обращает на себя внимание, что за период с 2010 по 2012 гг. существенных изменений в кадровых ресурсах рассматриваемых подразделений не происходит. Это свидетельствует о стабильности сложившейся ситуации.
Анализ персонала служб МТО по уровню образования показал, что в 2012 г. у 61% из них оно было высшее и среднее профессиональное. В то же время, если в ЦРБ и ЦГБ доля таких специалистов составляла 100%, то в Обл.ЛПУ – 2 – 83%, а в Обл.ЛПУ – 1 – только 33%. Причиной невысокого образовательного уровня работников МТО в наиболее крупных больницах, по всей видимости, является отмеченный ранее дефицит квалифицированных кадров, характерный для здравоохранения административных центров региона. Следует также отметить, что работающие в этих службах специалисты имеют дипломы в области товароведения, экономики, юриспруденции, но также и строительства, горного оборудования, автоматики и телемеханики, в связи с чем можно констатировать, что далеко не всегда штатные должности в подразделениях МТО больниц заняты работниками с базовым профильным образованием. В то же время необходимо отметить, что большинство из них имеют документы о повышении квалификации в данной сфере деятельности.
Данные о величине средней заработной платы работников служб МТО приведены в таблице 2. Согласно им, самый низкий её уровень наблюдался в Областном ЛПУ – 1 и ЦГБ – 1, а наиболее высокий – в Областном ЛПУ – 2 и ЦГБ – 2, диапазон различий весь период наблюдения составлял 2,6-2,7 раз. как видно, величина оплаты труда персонала данных подразделений не зависит от мощности больниц и, очевидно, определяется руководителями учреждения.
Таблица 2 Размер средней заработной платы работников подразделений материально-технического обеспечения ечебно-профилактических учреждений Свердловской области, 2010-2012 гг. (рублей)
Учреждения здравоохранения
|
2010 г.
|
2012 г.
|
Прирост за 2010-2012 гг.,
%
|
Службы МТО
|
Весь персонал
|
Службы МТО
|
Весь персонал
|
Службы МТО
|
Весь персонал
|
Обл.ЛПУ – 1
|
10508
|
25409
|
17863
|
39638
|
70
|
56
|
Обл.ЛПУ – 2
|
28290
|
20685
|
39792
|
28442
|
41
|
38
|
ЦГБ – 1
|
11632
|
16449
|
15354
|
22617
|
32
|
37
|
ЦГБ – 2
|
22990
|
33525
|
36784
|
52048
|
60
|
55
|
ЦРБ – 1
|
19355
|
14659
|
26710
|
21072
|
38
|
44
|
ЦРБ - 2
|
13904
|
12864
|
20856
|
17687
|
50
|
37
|
Обращает на себя внимание то, что в обеих ЦРБ и Областном ЛПУ – 2 величина средней заработной платы у работников служб МТО выше таковой в целом по организации. Можно полагать, что причинами этого служат, с одной стороны, высокая значимость данной категории работников для функционирования больничного хозяйства, а, с другой, возможный дефицит такого рода квалифицированных специалистов в малых городах.
С 2010 по 2012 гг. заработная плата персонала служб МТО во всех шести больницах увеличилась на 30- 70%, причем прирост в 4 из них был выше такового по лечебному учреждению в целом. Этот факт свидетельствует о стремлении их руководства приблизить уровень оплаты труда работников вспомогательных подразделений к среднему по организации.
Результаты исследования показали, что доля затрат на содержание служб МТО в общих расходах больниц невелика и не превышает 0,3%, что сопоставимо с таковой для экономических структур [5], но меньше доли затрат на содержание пищеблоков и транспортных подразделений [6,7]. Причинами этого являются малочисленность их штатов, а также незначительность коммунальных и иных материальных расходов для обеспечения деятельности. Что же касается абсолютных затрат на содержание служб МТО, то в течение рассматриваемого трехлетия наблюдался их рост, составлявший в ЦРБ 25-50%, а в ЦГБ и областных лечебных учреждениях 20-25%.
Анализ результатов деятельности рассматриваемых хозяйственных подразделений состоял в оценке объемно-стоимостных показателей, характеризующих работу по закупкам ресурсов в целях материально- технического снабжения больниц. Как видно из приведенных в таблице 3 данных, количество реализуемых процедур государственных закупок с 2010 по 2012 гг. существенно возросло во всех шести больницах. Для этого используются все три способа: конкурс, запрос котировок и аукцион, но при этом следует отметить наличие явной тенденции к сокращению конкурсов и, наоборот, увеличению двух других способов. Так, в частности, в Областном ЛПУ - 1 за 2010-2012 гг. количество конкурсов сократилось с 6 до 0, а проведенных запросов котировок и аукционов возросло с 14 до 40 и с 0 до 25, соответственно. Причиной ухода больниц от использования конкурсов является сложность их процедуры и недостатки действовавшего в эти годы законодательства в сфере государственных закупок. Следует отметить, что с 1.01.2014 г. вступил в силу новый федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», расширяющий перечень способов закупок и позволяющий преодолеть недостатки в существующей системе.
Таблица 3.
Динамика объемно-стоимостных показателей деятельности служб МТО лечебно-профилактических учреждений Свердловской области, 2010-2012 гг.
Учреждения здравоохранения
|
Год
|
Количество
|
Экономия финансовых средств, тыс. рублей
|
конкурсов
|
запросов котировок
|
аукционов
|
Обл.ЛПУ – 1
|
2010
|
6
|
14
|
0
|
3519,0
|
2012
|
0
|
40
|
25
|
7353,0
|
Обл.ЛПУ – 2
|
2010
|
18
|
63
|
0
|
2674,2
|
2012
|
11
|
106
|
10
|
16688,5
|
ЦГБ – 1
|
2010
|
8
|
20
|
2
|
889,3
|
2012
|
0
|
61
|
34
|
9930,9
|
ЦГБ – 2
|
2010
|
3
|
22
|
9
|
4585,6
|
2012
|
0
|
30
|
46
|
6845,8
|
ЦРБ – 1
|
2010
|
5
|
37
|
1
|
1735,4
|
2012
|
2
|
41
|
12
|
5251,1
|
ЦРБ - 2
|
2010
|
1
|
21
|
0
|
236,0
|
2012
|
3
|
5
|
23
|
479,4
|
На основании полученных результатов можно констатировать, что за счет этой деятельности служб МТО во всех больницах отмечается экономия финансовых средств, величина которой имеет тенденцию к увеличению. Так, в ЦРБ – 1 и 2 она возросла в 3,0 и 2,0 раза, в ЦГБ – 1 и 2 - в 11,2 и 1,5 раза, а в областных ЛПУ – 1 и 2 – в 2,1 и 6,2 раза.
В совокупном бюджете больниц доля сэкономленных финансовых средств за счет организации закупок составляла в 2012 г. от 0,16% в ЦРБ -2 до 4,4% в Областном ЛПУ – 2. Также следует отметить, что величина полученной экономии в 6-9 раз превышает затраты больниц на содержание служб МТО, что свидетельствует о высокой эффективности их деятельности.
Список литературы
1. Бадаев Ф.И. Многопрофильная больница: управление ресурсами / Ф.И.Бадаев.- Екатеринбург: Издательство АМБ, 2004.- 212 с.
2. Блохин А.Б. Управление больничным хозяйством / А.Б.Блохин // Лекции по управлению и экономике здравоохранения.- Екатеринбург: «СВ-96», 2007.- С.24-35.
3. Брауншвейг К.Е. Управление больницами в Германии/ К.Е.Брауншвейг // Лекции по управлению и экономике здравоохранения.- Екатеринбург: «СВ-96», 2007.- С.35-59.
4. Голухов Г.Н. Новейшие тенденции больничной помощи в государственной политике зарубежных стран / Г.Н.Голухов, И.С.Черепанова // Главврач. – 2005.- № 4.- С. 89-96.
5. Пироговский М.Л. Ресурсы экономических служб лечебно-профилактических учреждений Свердловской области / М.Л.Пироговский, И.Л.Леонтьев // Бюлл ННИИОЗ - М., 2012.- Вып.5.- С.86-88.
6. Пироговский М.Л. Состояние ресурсов транспортных служб лечебно-профилактических учреждений / М.Л.Пироговский // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения.: Сб.науч. трудов.- Пенза, 2013.- С.56-59.
7. Пироговский М.Л.Оценка кадровых ресурсов и деятельности пищеблоков лечебно-профилактических учреждений / М.Л.Пироговский // Там же.- С. 111-113.
8. Чухраев А.М. Актуальные проблемы управления многопрофильной больницей в рыночных условиях (опыт системного подхода) / А.М.Чухраев // Экономика здравоохранения.- 2001.- № 4-5.- С.32-34.