12 ноября 2015г.
Социальный заказ общества на специалиста меняется с изменением современных условий и выдвигает новые требования к выпускнику вуза. Помимо обладания совокупностью глубоких научно-предметных знаний, умений и навыков, выпускник должен быть способен полученные в вузе знания, умения и навыки применять на практике. В этом случае можно говорить о профессиональной компетенции [3]. Чем большим количеством компетенций, расширяющих область профессионального сознания, обладает специалист, тем увереннее он будет выдерживать конкуренцию, тем успешнее, стабильнее и плодотворнее будет его профессиональная деятельность.
В современной модели российского образования подчеркнута необходимость кардинальных изменений в организации образовательного процесса, создание и использование технологий формирования и развития компетентных, отвечающих запросам рынка специалистов, способных реализовать установку «образование через всю жизнь».
Современный образовательный процесс в ВУЗах, в том числе и медицинском, строится на основе со- четания достижений педагогических и информационных технологий [3]. Следует отметить, что, несмотря на многовековую историю развития технологии образования, модели обучения существенно не изменились.
Педагогика выделяет только три модели обучения: пассивная, активная, интерактивная. Поэтому, для повышения качества образовательного процесса преподаватель в своей работе может использовать различные методы и средства, электронные образовательные ресурсы.
В настоящее время профессорско-преподавательский состав на 90-95% передает студентам готовую сумму знаний. А студенты должны еще учиться и сами, но их нужно этому научить. Основная функция преподавателя - поставить перед ними задачу, дать необходимые консультации, оценить способность самостоятельно добывать необходимые для решения знания в лабораториях, библиотеках, на производственной практике. Сделать так, чтобы 50% объема знаний студенты получали самостоятельно и 50%, опираясь на помощь и методический опыт преподавателя.
Преподавание в высшей школе по-прежнему носит дисциплинарный характер. Это касается всех дисциплин: гуманитарных, фундаментальных, профессиональных, специальных. Переход на инновационную модель образования предполагает принципиально иную организацию учебного процесса. Инновационное образование предусматривает обязательность междисциплинарных связей, чтобы не было разорванности в полученных знаниях, чтобы они были системными и востребованными. Изучаемый материал лучше усваивается, если его один раз изложить и три раза обсудить и спросить, чем три раза изложить и один раз спросить. Поэтому в нормативной базе ФГОС 3-го поколения определены объёмы использования интерактивных методов обучения: ограничивается объём лекционного материала и увеличивается объём практических и лабораторных работ.
В развитии профессионального медицинского образования можно выделить три направления инновационной деятельности: 1) системная подготовка кадров для здравоохранения, начиная от стратегического планирования до сопровождения инновационного продукта или услуг; 2) развитие образовательных инновационных подходов, методик и приемов, а также методов контроля знаний и формирования компетенций; 3) разработка, создание и коммерциализация инновационного продукта, востребованного рынком.
Развитие инновационного образования предполагает тесное взаимодействие научного и образовательного компонентов в подготовке специалистов. К инновациям можно отнести: 1) инновационные методы и приемы; 2) инновационные технологии и оборудование.
В связи с этим нам представляется наиболее перспективным введение в учебный процесс проектных технологий (метод проектов, экспертиза медицинской документации, деловые игры с использование симуляторов) как один из инновационных видов самостоятельной работы студентов.
Метод проектов – образовательная технология, представляющая логическую последовательность процессов и операций самостоятельной исследовательской деятельности обучаемых, направленных на решение какой-либо проблемы, с обязательной презентацией результата (проекта), оформленного определенным образом.
Основная цель метода проектирования – предоставление возможности студентам самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практической задачи или проблемы. Таким образом, доминирующей установкой проектного метода обучения является формирование и развитие способов деятельности, а не накопление фактических знаний (объединяются практические и дидактические цели).
Основной тезис метода проектов можно сформулировать следующей фразой – «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применять».
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:
– определение темы проекта;
– определение проблемы и цели исследования;
– обсуждение структуры (плана) проекта;
– сбор информации (уже имеющейся, работа с новым источником, собственный опыт и т.д.);
– индивидуальная работа или работа в группе по анализу информации;
– подготовка к презентации проекта и его демонстрация;
– оценка проекта.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполняемой задачи при работе над проектом, является творческой и ориентирована на личность студента. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого раздела проекта. Проектная деятельность позволяет студентам выступать в роли авторов, созидателей, повышает интерес, а значит и творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует углубленному знанию педиатрии, повышает уровень владения практическими навыками. И главное – формирует инициативность и навыки самостоятельной работы.
Роль преподавателя заключается в подготовке студентов к работе над проектом, выборе темы, в организации помощи при планировании работы, в текущем контроле и их консультировании по ходу выполнения проекта. То есть, это роль эксперта, координатора и дополнительного источника информации. Выполненные проекты могут быть представлены в самых разных формах: статья, доклад, конференция, мультимедийная презентация и т.д. Главным результатом работы над проектом будет актуализация имеющихся и приобретенных новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в современных условиях.
Итог такого обучения для студентов – развитие интеллектуальных и творческих способностей студента в принятии важных решений самостоятельно, для преподавателей – определить конкретную область применения полученных студентами знаний.
Экспертиза медицинской документации. В период обучения будущий специалист не всегда имеет возможность курировать пациентов со всем спектром патологии, предусмотренной программой. Поэтому мы предлагаем инновационную технологию обучения – экспертиза медицинской документации, когда, анализируя историю болезни или выписку из нее, амбулаторную карту, студент может проверить и реализовать свои теоретические познания по различным нозологическим единицам в максимально приближенным к реальности практическим ситуациям.
Экспертиза медицинской документации в рамках организации самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время предлагается нами как инновационная технология, методологическая составляющая учебного процесса для выпускников медицинских ВУЗов, обучающихся по специальности «Педиатрия».
Материалы представлены выписками из карт историй болезней, клиническими задачами, какой-либо раздел которых содержит фактический или логический дистрактор. Каждый выписной эпикриз представлен тремя вариантами задач. В первом уровне сложности заложены фактические или логические несоответствия в анамнестических данных. Второй уровень сложности дополнен несоответствиями в лабораторно- инструментальных методах обследования. Третий уровень задач содержит большую вариабельность анамнеза, более сложные несоответствия в лабораторно-инструментальном комплексе, неточности в назначении терапии. Задачей студента является выявление несоответствий в жалобах, анамнестических данных, ошибок в объективном, лабораторном и инструментальном обследовании больного, в трактовке клинического диагноза (основного и сопутствующих заболеваний), оценить рациональность терапии, диспансерного наблюдения.
Таким образом, каждый последующий вариант отличается от предыдущего большим количеством дистракторов, степенью сложности несоответствий, большей вариабельностью лабораторного обследования. Особое внимание уделено формулировке диагноза в соответствии с МКБ 10, вопросам дието- и фармакотерапии.
Данная методика обучения оформлена нами как учебное пособие «Сборник ситуационных задач по педиатрии (экспертиза медицинской документации)», одобрено и зарегистрировано ФГАУ «ФИРО» Министерства образования и развития науки РФ [2].
Внедрение в учебный процесс методологии экспертной оценки медицинской документации позволит закрепить теоретическую составляющую учебного процесса, и оптимизировать формирование практических навыков для будущих специалистов-педиатров.
Деловые игры с использованием симуляторов – использование коммуникативного подхода создает благоприятный психологический климат на занятиях, повышает мотивацию студентов, способствует формированию у них коммуникативной компетентности, которая является одним из факторов успеха в любой профессиональной сфере [1].
Во время практической части занятий «АВС-реанимация» на манекенах ребенка и торсе взрослого человека отрабатываются приемы освобождения дыхательных путей: хлопки по спине и толчки грудной клетки, прием Хаймлиха. На манекенах отрабатываются непосредственные приемы сердечно-легочной реанимации (проведение ИВЛ и закрытый массаж сердца). Заключительной частью занятия является отработка навыков интубации трахеи на манекене.
Очень важным моментом в освоении навыков жизнеподдержания является наличие качественного тренажерного оборудования. Необходимо отметить, что в ГБОУ ВПО ЮУГМУ создан центр практических навыков, где на современном симуляционном оборудование студенты, начиная с третьего курса, имеют возможность отрабатывать практические навыки. При этом согласно рекомендациям Европейского совета по реанимации, используется 4-х ступенчатый метод овладения практическими навыками:
I ступень – демонстрация преподавателем навыка на манекене без комментариев. II ступень – показ с комментариями, объяснениями, уточнениями.
III ступень – учащийся говорит, как необходимо выполнить данный навык, а преподаватель его выполняет.
IV ступень – учащийся выполняет все самостоятельно.
Инновации в преподавании курса неотложной помощи в педиатрии создают оптимальные условия для творческого использования информации, как в самостоятельной познавательной деятельности студентов, так и на аудиторных занятиях, что способствует повышению эффективности процесса обучения, его индивидуализации, активному педагогическому взаимодействию преподавателя и обучающихся.
Таким образом, главная задача современного образовательного процесса заключается в соединении личного контакта преподавателя и студента с достижениями современных информационных технологий. Данные инновационные технологии делают преподавателя и студентов заинтересованными партнерами образовательного процесса, создают оптимальные условия для самореализации творческого потенциала личности как обучаемых, так и самого обучающего.
Список литературы
1. Наумов, Л.Б. Учебные игры в медицине [Текст]/ Л.Б. Наумов – М., 2007. – 46 с.
2. Ситуационные задачи по педиатрии (экспертная оценка медицинской документации): учеб. пособие [Текст] / Е.А. Горева, В.И. Куличков, С.Э. Мицкевич и др. – Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2013. – 285с.
2. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе [Текст]/ С.Б. Ступина// учеб.- метод. пособие. – Саратов: «Наука», 2009. – 52 с.