Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕСТНОГО САНАТОРИЯ

Авторы:
Город:
Ярославль
ВУЗ:
Дата:
11 ноября 2015г.

Заболеваемость органов дыхания у детей в последние годы  имеет устойчивую тенденцию к росту. Известно, что предотвратить формирование и прогрессирование хронических неспецифических заболеваний верхних и нижних дыхательных путей в детском возрасте возможно с помощью своевременной профилактики и лечения на любом этапе оказания медицинской помощи детям [1,2].

В настоящее время эффективным и экономически выгодным является использование комплекса реабилитационных мероприятий в условиях загородного санатория. Предпочтение отдается оздоровлению в местной климатической зоне с акцентом на комплексную физическую реабилитацию и индивидуальный подход [1,3].

Врачи стремятся применять немедикаментозное лечение, в основе которого лежат физиологические, не вызывающие аллергических реакций методы. Среди них достойное место занимает лечебная физкультура (ЛФК) – метод рефлекторного воздействия на различные органы и системы, а также организм в целом, при котором использование физических упражнений для коррекции морфологических и функциональных нарушений, вызванных заболеваниями (или) их последствиями, основано на целенаправленности этих упражнений, их повторяемости и постепенном увеличении нагрузки [2,5].

Санаторный этап обладает максимальными возможностями для проведения полноценной реабилитации. Санаторно–курортное лечение является одним из важнейших этапов реабилитации в оздоровлении детей с заболеваниями органов дыхания [1,4].

Задачами санаторного этапа оздоровления детей с бронхолегочной патологией являются: а) восстановление нарушенных физиологических функций организма, б) закрепление положительного эффекта от использования комплексной терапии, в) улучшение функционального состояния дыхательной и сердечнососудистой систем, г) социальная адаптация ребенка. Особенно важна роль лечебной физкультуры в форме утренней гигиенической гимнастики, процедуры лечебной гимнастики, дозированной ходьбы, физических упражнений в воде, а также применение классического массажа и использование естественных факторов природы [4,5].

Работа выполнена на базе местного загородного санатория «Искра» (ГБУЗ ЯО «Детский санаторий «Искра»; директор – Околухин В.А.). Обследование проводилось в начале и в конце санаторного лечения. Под нашим наблюдением находилось 137 детей, из них 61 – мальчики (45%), 76 – девочки (55%). Среди обследованных большую часть составили школьники из Ярославля – 58 человек (42,3%), из Рыбинска – 23 ребенка (16,8%), из населенных пунктов Ярославского района и Ярославской области – 56 детей (40,9%). Средний возраст обследованных детей составил 12,0±1,27лет, в группе мальчиков средний возраст составил 12,2±1,35лет, у девочек соответственно 11,8±1,17лет.

Экспресс–диагностика и оценка состояния здоровья школьников проводилась на основании клинического осмотра врачей–специалистов: педиатра, офтальмолога, пульмонолога, отоларинголога, врача по лечебной физкультуре, физиотерапевта, диетолога, аллерголога, эндокринолога. Клинический диагноз верифицировался на основании данных санаторно–курортной карты ребенка.

Медицинский профиль санатория – реабилитация детей с заболеваниями органов дыхания, органов зрения, ЛОР–органов, аллергическими заболеваниями, заболеваниями эндокринной системы.

С целью проведения исследования все дети с бронхолегочной патологией, находившиеся на лечении в местном санатории, методом простой случайной выборки были рандомизированы в две группы (группа №1 состояла из 92 человек, группа №2 – из 45 детей) в зависимости от программы физической реабилитации. Дети, включенные в группу №1, кроме стандартного набора лечебных процедур (занятия лечебной гимнастикой в зале ЛФК групповым методом, массаж грудной клетки, свободное плавание, физиотерапевтическое лечение) дополнительно занимались лечебной гимнастикой в бассейне. Дети из группы №2 проходили реабилитацию по стандартной схеме. Группы были сопоставимы по основным клиническим параметрам.

С целью учета эффективности и безопасности проведения физической реабилитации нами использовались следующие методы исследования: клинический метод, определение функциональных резервов системы органов дыхания с использованием дыхательно–нагрузочных проб Штанге, Генчи и пикфлоуметрии, вариационно–статистический метод.

Проанализировав медицинскую документацию, мы выявили преобладание у обследованных детей патологии бронхолегочной системы: бронхиальная астма – 60 (43,8%), инфекционно–воспалительные заболевания легких (рецидивирующий бронхит) – 77 (56,2%).

В качестве дыхательно–нагрузочных проб всем детям было предложено выполнить задержку дыхания на вдохе (проба Штанге) и задержку дыхания на выдохе (проба Генчи).

Проба Штанге проводится следующим образом: обследуемый в положении сидя делает глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (в объеме приблизительно 80% от максимального), закрывает рот и одновременно зажимает пальцами нос, задерживает дыхание. Измеряется максимальное время, в течение которого испытуемый может не дышать. Секундомер включается в конце вдоха и выключается, когда дыхание возобновляется.

Проба Генчи или задержка дыхания на выдохе выполняется в следующей последовательности: обследуемый в положении сидя делает глубокий вдох и выдох, далее задерживает дыхание. Измеряется максимальное время, в течение которого испытуемый может задержать дыхание после выдоха.

Пикфлоуметрия – метод оценки пиковой скорости выдоха (максимальной скорости, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время форсированного выдоха после полного вдоха) с помощью пикфлоуметра (personal best low range peakflowmeter). Измерение выполняется в положении стоя или сидя: после нескольких спокойных вдохов и выдохов просим испытуемого сделать глубокий вдох, плотно обхватить губами мундштук пикфлоуметра и произвести глубокий форсированный выдох. Рекомендовано сделать не менее 3 выдохов и выбрать максимальное значение.

Статистическую обработку данных исследования произвели на IBMPC совместимом компьютере с помощью программы STATISTICA (Dataanalysissoftwaresystem, StatSoft, Inc. 2010) версия 10.0 в среде WINDOWS.

У детей группы №1 в начале санаторного лечения средний показатель пробы Штанге составил 31,2±11,9сек, по окончании лечения в санатории его значения были равны 33,5±11,6сек. В этой же группе детей в начале санаторного лечения средний показатель пробы Генчи составил 20,6±8,9сек, по окончании лечения 22,2±10,9сек.

Изменения средних значений проб Штанге и Генчи по результатам санаторного лечения были положительными, но имели недостоверный характер (р>0,05).

Динамика данных пикфлоуметрии по итогам санаторного лечения у детей группы №1 была следующей: до лечения 306,1±69,0л/мин; после лечения 323,2±62,9л/мин. По результатам лечения в санатории изменения средних значений пикфлоуметрии имели достоверный характер (р<0,05).

У детей группы № 2 в начале санаторного лечения средний показатель пробы Штанге составил 31,9±12,0сек, по окончании лечения в санатории его значения были равны 33,3±11,4сек. В этой же группе детей в начале санаторного лечения средний показатель пробы Генчи составил 21,1±9,3сек, по окончании лечения 23,0±12,3сек.

Изменения средних значений проб Штанге и Генчи по результатам санаторного лечения были положительными, но имели недостоверный характер (р>0,05).

Динамика данных пикфлоуметрии по итогам санаторного лечения у детей группы №2 была следующей: до лечения 301,7±68,1л/мин; после лечения 314,0±64,6л/мин. По результатам лечения в санатории изменения средних значений пикфлоуметрии имели достоверный характер (р<0,05).

Таким образом, использование различных программ физической реабилитации у детей с бронхолегочной патологией в условиях местного санатория способствует улучшению показателей, отражающих функциональное состояние дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи, пикфлоуметрия). Особенно выражена положительная динамика данных пикфлоуметрии, поэтому они могут быть использованы для оценки эффективности санаторного этапа физической реабилитации.

Список литературы

1.      Геппе Н.А., Мокина Н.А. Санаторная помощь в профилактике инвалидности у детей с бронхиальной астмой. –М.: ФармарусПринт, 2007. –С 121–123.

2.      Лечебная физическая культура в педиатрии/Л.М. Белозерова [и др.] – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 222с.

3.      Мизерницкий Ю.Л. Бронхиальная астма / В кн.: Хронические заболевания легких у детей (под ред. Н.Н. Розиновой, Ю.Л. Мизерницкого). – М: «Практика», 2011. – С.149–168.

4.      Маргазин В.А., Никитина И.Е., Бычкова Е.И. Влияние комплексной физической реабилитации на показатели функциональных резервов системы дыхания и физического развития у детей младшего и среднего школьного возраста в период пребывания в специализированном загородном санатории//Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2011. - №12(96). – С.40-45.

5.      Хрущев С.В., Симонова О.И. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304с.