Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕНГРИАНСТВО КАК НЕОТРАДИЦИОНАЛИСТСКИЙ ПРОЕКТ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2016г.

2    Работа подготовлена в рамках реализации проекта РГНФ № 15-03-00146 «Мир женщины: эволюция ценностей, символов, ритуалов».


Противоречивое развитие современного общества требует анализа механизмов формирования мифологем, способствующих, с одной стороны, мобилизации этносов на решение проблем в различных сферах - политической, экономической, социокультурной, религиозной и пр. С другой стороны, новые мифы могут способствовать появлению деструктивных этнических мифологем, разрушающих целостность этносов и надэтнических образований (государства как нации). Позиции авторов исследований и самих этнофоров вращаются в круге традиционалистских, модернистских и неотрадиционалистских подходов.

Актуализация этнического неотрадиционализма в условиях глобализации определяется рядом причин. Среди можно назвать и  потребность восстановления собственно этнических ценностей как ядра культуры народа, и обретение собственной этнокультурной «ниши» в открытом мировом мультикультурном сообществе, наконец, поиск представителями этноса личностного духовного роста и самореализации.

В ряду возрождаемых мифологем выделяются религиозные мифы, длительное время способствовавшие сохранению целостности культуры. Наиболее проявившимся явлением стал этноконфессиональный традиционализм, который понимается нами как ориентация индивидуального, группового или общественного сознания на традиционные этнорелигиозные ценности, формы жизнедеятельности, отношения и культовую практику. Это справедливо для религиозной сферы как наиболее консервативной. Основными чертами этноконфессионального традиционализма можно считать: абсолютизацию и консервацию этнических религиозных ценностей, форм жизнедеятельности, социальных отношений как единственно истинных; принципиальный отказ от принятия инноваций; наконец, непротиворечивость и единство уровней личности (рациональный, эмоциональный, подсознательный, метафизический).

В религиозном пространстве этносов можно выделить и этноконфессиональный модернизм как ориентацию индивидуального, группового или общественного сознания на модернизацию этнорелигиозных ценностей, форм жизнедеятельности, отношений и культовой практики. Это может осуществляться либо во внеконфессиональном подходе («Бог един, поэтому нет необходимости придерживаться какой-либо одной конфессиональной идентичности»), либо в принятии не характерных для данной этнической группы религий (например, неопротестантизма или экзотических восточных культов), либо в поиске единого знания на основе объединения науки и религии и пр.

Наконец, в последние годы все более выраженным становится этноконфессиональный неотрадиционализм как ориентация индивидуального, группового или общественного сознания на включение в модернизационные процессы традиционных религиозных ценностей, форм жизнедеятельности, социальных отношений этноса как ресурса развития этноса. Его основными функциями можно считать: сохранение и развитие этнической идентичности; закрепление этнической солидарности; адаптацию к модернизационным процессам, наконец, удовлетворение личности в духовном поиске.

Одним из неотрадиционалистских проектов, активно возрождающихся в пространстве Центральной Азии является тенгрианство, выступающее преимущественно в форме неотенгрианства. Данный феномен является притягательным для тюрко-монгольских народов, исторически вовлеченных в буддийский, христианский и исламский миры. Поиск собственной конфессиональной ниши приводит эти народы к тому, что тенгрианство было древнейшей государственной религией имперского типа. Так, например, считает монгольский исследователь Галаарид Б., который уверен, что «…хунну придерживались традиции иметь императоров, назначенных Небом, которая унаследована и при поздней монгольской империи…» [3,с.180]. Этой же позиции придерживается хакасский исследователь Тюндешев Г. [4]. В еще большую  историческую глубину уводит происхождение тенгрианства татарский исследователь Р. Безертинов: «Представление о Тэнгри, восходящее своими корнями к V-IV тыс. до н.э., как главном божестве было характерно для всех тюрков и монголов Великой Степи….» [2, с.6].

Исследованию тенгрианства как открытой мировоззренческой системы посвящены работы казахского профессора Н.Г. Аюпова, который считал, что это свойство позволило тенгрианам быть исторически толерантными другим конфессиям, а в ХХ веке - совмещать основные идеи с научными достижениями [1].

Тенгрианство как религиозная система, на наш взгляд,   ориентировано на обретение человеком единства с миром (Небом как Вселенной, природой как Родиной, Народом как социумом) и самим собой как микрокосмосом. Тенгри здесь выступает как Творец, Носитель и Податель Жизненной Силы (Хут), Судья («строгий, но справедливый»). Важнейшим принципом отношения человека к Универсуму является онтологизация этики, иначе говоря, распространение этических норм на мир в целом.

Основными чертами тенгрианства можно считать: поклонение Природе (культ гор, солнца, стихий и пр.); гармонизация общества как «людей с солнечной грудью» - сынов Неба; социальное равенство («равный над равным права не имеет»); культ Великих предков; гендерный баланс, когда женщины свободны и равноправны; культ детей как носителей сакральной силы; культ старейшин как олицетворение родовой чистоты и силы и пр.

В отличие от развитых религий, в том числе мировых, тенгрианство не имеет священных текстов. Знание о мировоззренческих основах передавалось от поколения к поколению, от учителя – ученику в устной форме. В наиболее полном виде эти знания представлены в героическом эпосе народов. Тем не менее, у тенгрианских народов фигурирует устойчивый миф о существовании священной книги  «Алтын пичик», находящейся, по разным версиям, в высших слоях Неба либо в глубинах пещер. Служителями культа в тенгрианстве являются моральные авторитеты, обладающие большим жизненным опытом (алгысчи), либо сильные шаманы «с девятью бубнами». Они проводят многочисленные ритуалы, самым главным из которых является жертвоприношение Небу – «тигир таих». Известно, что, например, хакасы проводили их вплоть до первой трети ХХ века как родовые моления.

Тенгрианство в условиях глобализации приобрело новые черты и институциональные формы. В последние годы оно активно распространяется за пределы тюрко-монгольского мира (Монголия, Казахстан, Кыргызстан, Саха (Якутия), Тыва, Бурятия, Алтай, Хакасия). Активно интересуются этой религиозной системой в Турции, Венгрии, Болгарии. Неотенгрианство проявляется и  в том, что  оно  стало, прежде всего, объектом научного анализа: осуществляются исторические, философские, психологические исследования, результаты которых излагаются в статьях и монографиях, обсуждаются в электронных ресурсах, на научных конференциях. Последних проведено пять – дважды в Монголии, республиках Якутии, Тыва, Болгарии. Исследователи, пытаясь определить специфические черты неотенгрианства, порой приходят к экзотическим выводам. Например, Тюндешев Г. считает, что неотенгрианство в ХХ веке существовало в форме…социализма [4, с. 97].

Тем не менее, мы вынуждены констатировать, что тенгрианство остается религиозной системой, т.к. его сторонники в вышеназванных регионах  ревитализируют культовые места и  проводят обряды, в том числе, календарные праздники.

Одной из наиболее распространенных мифологем неотенгрианства последних лет является идея о скором приходе Спасителя (Тадар – хана), который восстановит сакральную связь человечества с Великим Синим Небом. Это приведет к гармонизации человечества с Природой и самим собой.

 

Список литературы

1.     Абаев  Н.В.,  Аюпов  Н.Г.  Тэнгрианская  цивилизация  в  духовно-культурном           и геополитическом пространстве Центральной Азии.- Абакан, 2009,-250 с.

2.     Безертинов Р.Н. Тэнгрианство – религия тюрков и монголов. – Набережные Челны: «Аяз», 2000. – 455 с.

3.     Галаарид Б. Тэнгрианство – премудрость, достояние кочевников // Тэнгризм бамонголчууд //Эмхэтгэгч Б.Галаарид. Редактор Л.Дашням. – Улаан-Батор: «ЦАЛИГ», 2011.

4.     Тюндешев Г.А. (Харамоос). Тэнгрианство и христианство. Битва титанов. Минусинск: Печать плюс, 2016.– 112.