Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 мая 2016г.

Термин «мультикультурализм» имеет много значений и используется для определения достаточно широкого круга явлений. Мультикультурализм понимают как некую научную концепцию, теоретический конструкт; как специфический дискурс относительно культурных различий и отношение к ним; как реальную ситуацию в обществе с неоднородной по своему составу этнонациональной структурой; как политику интеграции меньшинств в социум и стратегию управления межэтническим, межкультурным взаимодействием.

Сущность идеи мультикультурализма можно определить формулой: единство при разнообразии. Речь идет o     гармоничном взаимодействии носителей разных культур в рамках единого политико-территориального сообщества - нации-государства. И хотя под определение «культурно отличные группы» подпадают и лица с нетрадиционным типом сексуальной ориентации, и инвалиды и представители нетрадиционных религий и т.д., имеются в виду, прежде всего, представители этнических меньшинств, особенно из числа иммигрантов. Именно попытка более успешно интегрировать их в общество, избегая принудительной ассимиляции, и обусловила разработку концепции мультикультурного общества, которое базируется не на гегемонии одной культуры, а стремится обеспечить равноправное существование различных культур и равное участие носителей этих культур в общественной жизни.

В начале 60-х г. XX в. феномен мультикультурализма оформляется концептуально. Теоретически мультикультурализм разнообразен, существует целый ряд подходов к трактовке этого концепта. Впрочем, можно определить и универсальные черты мультикультурализма, независимо от того, в каком обществе он внедряется:

1.   Основной ценностью мультикультурализма признается культурный плюрализм и признание, того, что нация является скорее «культурной мозаикой», чем «плавильным котлом»;

2.     Мультикультурализм является выражением социальной справедливости, культурной демократии и равенства;

3.        Мультикультурализм помогает приобретать знания и навыки необходимые для жизни в демократическом, плюралистическом обществе;

4.        Мультикультурализм отражает не только расу, класс, гендер или этничность, а включает в себя разнообразие в религиозном, национальном, сексуальном плане и т. п.

Теоретическую основу мультикультурализма составляют следующие концепции: «политика разнообразия» (А. Янг), «политика признания» (Ч. Тейлор), либерально-эгалитаристский мультикультурализм (У. Кимлика), диалогический мультикультурализм (Б. Парекх), либертарианский мультикультурализм (Ч. Кукатас) и др.

А. Янг предлагает «политику разнообразия». Это справедливая политика, ориентирующаяся на разнообразие, поддержку различных культурных групп. Государственная политика должна быть направлена на формирование и соблюдение ценностей, которые необходимы культурным меньшинствам для достижения гармоничной жизни. Культурные группы страдают от несправедливости из-за сложившихся в среде национального большинства стереотипов. По мнению А. Янг, подчас осуществляется подавление инокультурных групп во всех сферах общественной жизни. Исследователь выделяет пять способов такого подавления:

1.     Эксплуатация - использование результатов труда одной культурной группы для удовлетворения потребностей другой

2.    Маргинализация - исключение целой категории людей из трудовой сферы, что ведет к социальной изоляции.

3.   Бессилие - отсутствие возможности некоторых групп участвовать в принятии решений, затрагивающих их жизнь.

4.   Культурный империализм - универсализация опыта доминирующей группы, ее культуры стереотипов, ценностей, представлений.

5.    Насилие - систематическое насилие, направленное на членов социальной группы, просто потому, что они являются членами этой социальной группы [5, p. 96 ].

Ч. Тейлор критикует политику либерализма, за то, что она не способна обеспечить сосуществование различных культурных групп, поэтому предлагает изменить ее на «политику признания». Эта политика должна быть основана на уважении. По словам Тейлора, уважение это не то, что можно требовать от людей или предоставить, как право «если ценностное суждение является чем-то независимым от нашей воли и желания, оно не может быть просто продиктовано принципами этики. Мы или находим что-то важное (ценностное) в культуре, или нет» [4].

Исследователь рассматривает вопрос о сложности унификации языка и экономики, ведь каждая культура имеет собственный язык и исторически сложившуюся модель экономики. И если экономическая сфера на данном этапе развития общества базируется в большинстве государств на одинаковых  принципах, то язык является одним из важнейших показателей культурной принадлежности (культурная группа не откажется от своего языка).

Либерально-эгалитаристский мультикультурализм, основателем которого является У. Кимлика, основан на либеральных ценностях, таких как свобода и равенство. По его мнению, сохранение собственной культуры для индивида является важным по двум причинам.  Во-первых, она придает индивидуальность и автономию. Каждая культура на протяжении своего существования формирует особый и неповторимый менталитет, стиль поведения и набор традиций. Именно с помощью этого индивид может сформировать свою личность и построить свою жизнь. Во-вторых, культура важна для собственного самоуважения. В. Кимлика утверждает, что существует сильная взаимосвязь между самоуважением личности и уважением к культурной группе, к которой она принадлежит [1, p. 92]. Проблема в том, что личность не является просто частью определенной культурной группы, на ее принципах, традициях и верованиях она формирует собственные представления о мире и жизни, от которых она в принципе не в состоянии отказаться.

Если государство уравняет в правах всех представителей культурных меньшинств с представителями культуры большинства, запретит дискриминацию, этого недостаточно. Язык, как основной показатель культурной принадлежности не может быть унифицирован, в стране всегда преобладает речь культурного большинства. Кроме языка преобладает и религия большинства, на основе которой власть принимает непопулярные для национальных меньшинств решения.

У. Кимлика предлагает предоставить культурным меньшинствам автономию для развития и поддержания собственной культуры. Касается это только представителей культурных меньшинств, родившихся на чужбине и не имевших возможности выбора. Подобное не относится к иммигрантам, которые по собственному желанию покинули родину.

Диалогический мультикультурализм Б. Парекха предусматривает формирование единых моральных ценностей, которые возникают на основе всех культур, представленных в государстве, а также объединение их на основе общего образа жизни. Данные принципы и представления должны быть проанализированы властями и зафиксированы в конституции соответствующего государства. Это культурное «смешение» - частично; по мнению ученого, должно оставаться свободное пространство, в котором каждая культура параллельно с другими может развиваться. Государство не должно вмешиваться в межкультурное взаимодействие, его целью является обеспечить для каждой культуры в этом диалоге равные условия и возможности. В ситуациях, когда возникают недоразумения между культурными сообществами и государственными институтами, Б. Парекх выступает за «консенсус через межкультурное обсуждение» [3, p.77]. Это - диалог между различными культурными группами. Он выражает уважение к мнению культурных меньшинств, привлекает людей к принятию политических решений. Итак, в основе диалогического мультикультурализма лежит консенсус, достижение которого позволит достичь общественное согласие между всеми культурными группами, существующими в государстве.

Основатель либертарианского мультикультурализма - Ч. Кукатас - утверждал, что во взаимоотношениях между группами национальных меньшинств государство должно играть роль арбитра. Оно не может законодательно устанавливать особые права национальных меньшинств, так как это приводит к формированию негативных стимулов. Под ними он подразумевает попытки лиц получить преимущества от членства в группе (например, субсидии или государственные рабочие места) [2]. Основу его интерпретации мультикультурализма составляет предоставление автономных прав для всех групп  национальных меньшинств. Невмешательство государства в дела национальных меньшинств позволяет им организовать свою культурную и общественную жизнь. На основе этого исследователь выводит свою модель «либерального архипелага», когда большое количество национальных групп объединены как «острова архипелага» в рамках одного государства. Человек в подобном объединении имеет особое право свободно переходить из одной группы в другую.

Ученые определяют мультикультурализм по-разному. Например, для А. Янг - это признание различных культурных групп и обязанность государства принимать законы, которые бы удовлетворяли их потребности; для У. Кимлика - возможность автономного существования культурных групп, но только тех, которые состоят из лиц, относящихся к другой культуре и родились на территории этого государства; Б. Парекх трактует мультикультурализм как сосуществование в едином политическом обществе нескольких заметных культурных групп, которые хотят и, в принципе, способны воспроизводить свою специфическую идентичность. Так или иначе, все они в своих концепциях склоняются к культурному плюрализму как к неотъемлемой части современного общества.

В итоге, мы можем утверждать, что мультикультурализм - это концепция и построенная на ее основе государственная политика, направленная на признание, развитие и сохранение культурного разнообразия. В каждом государстве, свой вариант мультикультурализма, где основные аспекты (толерантность и т.п.) сохраняются, а остальные определяется состоянием общества и способностью культурных групп жить и взаимодействовать между собой.



Список литературы

1.     Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. Oxford: Clarendon Press, 1995. - 296 рр.

2.     Kukathas Ch. The Liberal Archipelago: a theory of diversity and Liberal vision [Еlectronic resource] / Ch.Kukathas    //    Oxford  Scholarship  Online.    - 2003. -  Access mode:http://www.oxfordscholarship.com/view/10.1093/019925754X.001.0001/acprof-9780199257546

3.     Parekh B.C. Rethinking Multiculturalism: Cultural Diversity and Political Theory. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2002.

4.     Taylor Ch. The Politics of Recognition [Еlectronic resource] / Ch. Taylor. - 1992. – Access mode: http://elplandehiram.org/documentos/ JoustingNYC/Politics_of_ Recognition.pdf

5.     Young I. Justice and the Politics of Difference. Princeton: Princeton University Press, 1990. - 304 рр.