Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
18 мая 2016г.

На сегодняшний день специалистами разработано значительное число манипулятивных методов воздействия на общественное сознание: подтасовка фактов, ложь, клевета, искажение объективных данных, сокрытие и замалчивание невыгодной информации и др. Выделим основные методы манипуляции.

Метод «ограниченного совпадения точек зрения», заключающийся в том, что точка зрения, которой придерживается общество, опровергается не сразу, а поэтапно. То есть трансформируется до нужной манипулятором степени путем постепенного ее изменения [4, с. 34-35].

Также существует метод отвлечения, заключающийся в том, чтобы отвлечь внимание аудитории от важной, но нежелательной для манипулятора информации. Происходит это с помощью другой яркой информации, которая отвлечет внимание общественности, а предыдущая информация, при этом будет быстро забыта как малозначительная.

Суть метода семантического манипулирования заключается в освещении того или иного события, процесса, ситуации, с помощью набора слов, с которыми у массовой аудитории связаны либо позитивные, либо негативные ассоциации. Это непосредственным образом влияет на восприятие информации, транслируемой СМИ.

К методам манипуляции относится и такой известный метод, как дозирование информации, или метод изоляции, — ограничение доступного объекту манипуляции объема информации. Объекту манипуляции сообщается только часть информации, а остальные сведения скрываются. Так как человеку для составления объективного мнения необходим достаточный объем разнообразной информации, в результате восприятие реальности существенно искажается [3, с. 244-246].

Выделим метод, широко применяющийся в рамках политических кампаний, управляемое искажение фактов в СМИ. Очень часто средства массовой информации «интерпретируют» факты таким образом, что их восприятие  целевыми  группами  становится,  прогнозируемо  удобным  для  заказчика  подобного  рода «интерпретации».

К основным методам манипуляции можно отнести метод перефокусировки внимания. Для отвлечения внимания от нежелательных и проблемных событий создаются информационные яркие поводы, с помощью которых манипулятор отвлекает объект манипуляции и переключает его внимание на иные малозначительные и безопасные события.

Также существует большое количество приемов лингвистического, языкового манипулирования, предполагающих использование для обозначения одних и тех же явлений эвфемизмов — слов-прикрытий. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание самостоятельного национального государства, СМИ в зависимости от политических пристрастий называют его борцом за свободу, сепаратистом или боевиком [2, с. 19-20].

Один из широко распространенных и внешне безобидных манипуляционных приемов является «спираль умолчания». Суть его состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфальсифицированные опросы общественного мнения убедить граждан в поддержке выгодной манипуляторам политической позиции. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. На фоне умолчания о позиции оппонентов голос настоящего или мнимого большинства становится еще громче, и это еще сильнее вынуждает несогласных или колеблющихся к принятию «общепринятого» мнения или к глубокому утаиванию своих убеждений. В результате «спираль умолчания» закручивается еще круче, обеспечивая победу манипуляторам [1, с. 32-33].

С целью принятия и одобрения людьми какого-либо понятия используется прием «сияющего обобщения», то есть обозначения конкретной вещи, идеи, личности обобщающим родовым именем, которое имеет положительную эмоциональную окраску.

Несмотря на все многообразие существующих манипулятивных приемов, все они направлены на создание у представителей целевых групп определенного отношения к субъектам политической кампании.

Манипулятивные возможности средств массовой информации как источника, крайне велики, поскольку они не просто освещают общественно значимые социально-политические события, но и оказывают влияние на общественное мнение. Вот почему при проведении политических кампаний крайне важно установить контроль над информационным пространством и попытаться заблокировать манипулятивное воздействие политических оппонентов через СМИ.

 

Список литературы

1.     Богданов А.В. Взаимодействие власти, общества и бизнеса как фактор социально-политического развития // Политико-правовые технологии взаимодействия власти, общества и бизнеса в регионах: Материалы междунар. науч.-практ. конференции. - Саратов: Изд. «Саратовский источник», 2010. - С. 31-35.

2.     Кузнецова Н.А. Управление политической информацией и манипуляция общественным сознанием // Власть. 2011. № 11. С. 19-21.

3.     Новикова О.В. К вопросу о манипулировании общественным сознанием в современной России // В сборнике: Язык. Право. Общество. II Международная научно-практическая конференция. Под редакцией О.В. Барабаш, Т. В. Дубровской, Г. И. Канакиной. Пенза. 2014. С. 243-249.

4.     Царихин В.А. Методы манипуляции в средствах массовой информации в период избирательной кампании // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 31-35.