Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КАЧЕСТВО ДЕТСКИХ ИГРУШЕК, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2018г.

Состояние здоровья детского населения России имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Одним из немаловажных факторов в формировании как личности ребенка, так и его состояния здоровья является среда обитания, в том числе безопасность детских игрушек, с которыми ребенок начинает контактировать с раннего детства.

Полноценное психическое развитие ребенка, его становление немыслимо без игры, поскольку именно она является ведущей деятельностью дошкольника, способствующее наиболее полному развитию мышления, эмоций, общения, воображения, сознания ребенка. Игрушки являются для ребенка той средой, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя.

При этом характер игрушки за последнее десятилетие изменился, появились новые типы - трансформеры, интерактивные, фантастические игрушки, всевозможные чудовища, скелеты, монстры в гробах, прочая «нечисть» и т.д.

При этом действующие нормативно-методические документы в обеспечении качества детских игрушек регламентируют требования к конструкции, материалам, органолептическим, химическим, токсиколого-гигиеническим показателям, но не учитывают психолого-педагогические критерии.

Кроме того, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, чаще всего по внешним признакам (стоимость, желание ребенка, привлекательность и т.д.). Тогда как обучающую, развивающую функции игрушки либо не учитывают вообще, либо учитывают по остаточному принципу. В сочетании с недостаточным контролем за санитарно-гигиеническими требованиями к качеству игрушки, такой подход может негативно отразиться как на состоянии здоровья, так и на развитии ребенка.

Установлено, что наибольший удельный вес (около 70%) в структуре российского рынка игрушек занимают игрушки, изготовленные в Китае, который сегодня является лидером по производству детских игрушек. Несмотря на то, что чаще всего детские игрушки покупают все таки в специализированных магазинах, тем не менее около 20% родителей отдают предпочтение рынкам в связи с более низкой ценой.

Для оценки качества игрушек китайского производства, реализуемых в торговой сети и на рынке китайских товаров г. Иркутска было исследовано 110 образцов игрушек. Игрушки оценивались по органолептическим свойствам (качество поверхности, цвет, запах, внешний вид, наличие механических повреждений, стойкость окрашивания), токсикологическим показателям (индекс токсичности) и психолого- педагогическим критериям, которые условно разделены на 2 группы:

-   первая важна в развитии мотивационно-потребностной сферы ребенка, то есть развитии личности и связана с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Критерии этой группы оценивают возможность:

·                     провоцирования ребенка на агрессивные действия, на безнравственность и насилие, на пренебрежительное отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей;

·                     проявления жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка, нездорового интереса к сексуальным проблемам, выходящей за рамки возрастной компетенции ребенка.

-       вторая направлена на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка, а именно:

·                     полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;

·                     - возможность применения игрушки в совместной деятельности;

·                     дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;

·                     - эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности.

Для получения интегральной оценки (ИО) соответствия детской игрушки психолого- педагогическим критериям использовалась система балльных оценок и следующая формула расчета:

ИО= Сумма по N(А1 * А2*…А5 ( К1+…К4))/N

где А - индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с Критериями группы 1; К - индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с Критериями группы 2;

N - количество экспертов, принимающих участие в экспертизе игрушки; Сумма- сумма индивидуальных оценок экспертов.

В соответствии с Критериями группы 1 игрушке присваивается 0 баллов или 1 балл, следовательно, коэффициент А принимает значение 0 или 1. В соответствии с Критериями группы 2 игрушка оценивается от 1 до 5 баллов, следовательно, коэффициент К принимает значение от 1 до 5 (1 – данное качество выражено минимально, 5 – данное качество выражено максимально). Значение ИО, равное 0, означает, что игрушка не соответствует Критериям (ИО принимает значение 0, если одному из Критериев группы 1 присвоено 0 баллов). Положительное значение ИО (от 4 до 20 баллов) означает соответствие игрушки Критериям, чем оно выше, тем выше качество.

По результатам исследования установлено, что у 15% исследованных игрушек отмечается несоответствие органолептических показателей нормативным значениям (у 30% игрушек определялся уровень запаха более 2 баллов, у 24 % - обнаружена нестойкость окрашивания, у 41% -внешний вид не отвечает установленным требованиям). Установлено превышение нормы по индексу токсичности у 2,6% изученных образцов.

Психолого-педагогическая оценка исследуемых образцов игрушек, показала, что 52% игрушек, реализуемых на рынке и 19% - в торговой сети, способны спровоцировать ребенка на агрессивность, жестокость, безнравственные поступки. При оценке игрушек, продаваемых на рынке, по второй группе критериев, установлено, что лишь 32% игрушек полифункциональны, 18% - могут использоваться в совместной деятельности, 16% - обладают дидактической ценностью и 4% - эстетичны. Для игрушек из «Детского мира» эти показатели соответственно составляют: 42,28,26,10%%.

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы:

-   удельный вес родителей, приобретающих игрушки на рынке, остается достаточно высоким, что может привести к использованию некачественного товара и неблагоприятному воздействию на состояние здоровья ребенка;

-      игрушки, приобретаемые на рынках, с большей степенью вероятности могут являться небезопасными для детей, прежде всего, по органолептическим и психолого - педагогическим показателям;

-         при проведении санитарно- эпидемиологической экспертизы игрушки наряду с органолептическими и токсикологическими показателями необходима оценка по психолого - педагогическим критериям.

-    для предотвращения неблагоприятного воздействия игрушек на здоровье и развитие ребенка необходимо усиление     гигиенического воспитания родителей, в том числе через средства массовой информации.

 

Список литературы

 

1.     ГОСТ   Р 53906-2010 Игрушки Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства

2. ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля»

3.    Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек». Утвержден 23.09.2011г. № 798

4.   Психолого-педагогическая экспертиза игрушки/ Акимова Ю.А., Вачкова С.Н., Ключко О.И., Савенков А.И., Смирнова П.В., Цаплина О.В./          Учебно-методическое пособие. М.МТПУ, 2016.109 с

5.     Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 5–19.