Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОДХОДЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Решение о вложении средств в то или иное предприятие  принимается инвестором на основании его заключения об инвестиционной привлекательности этого предприятия. Отсутствие общепринятого определения понятия инвестиционной привлекательности позволяет предположить наличие субъективного суждения инвестора о степени влияния некоторых факторов на инвестиционную привлекательность. На наш взгляд инвестиционная привлекательность предприятия – это категория, характеризующая возможность максимизации прибыли инвестора с учётом оптимального для него соотношения доходность/риск. Современные экономические условия требуют от инвестора детального изучения всех факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия.

Инвестиционный анализ проводится путём определения количественных и качественных показателей, в которых выражаются различные факторы, влияющие на все аспекты деятельности предприятия. Они включают в себя факторы как внешней, так и внутренней среды.

Факторы внешней среды формируют условия, в которых функционирует предприятие, при этом предприятие не всегда может воздействовать на эти условия. Факторы внутренней среды сформированы самой деятельностью предприятия и полностью подконтрольны ему.

Факторы внешней среды условно можно разделить на [3, c. 37]:

1.     Макросреду – факторы, оказывающие косвенное воздействие на деятельность предприятия: экономические, политико-правовые, демографические, научно-технические, природно-климатические и социально-культурные.

2.     Микросреду – факторы, оказывающие прямое воздействие на деятельность предприятия: потребители, поставщики, конкуренты и контрагенты.

Внутренние факторы включают в себя все внутренние бизнес-процессы, протекающие в компании, а также факторы, характеризующие процессы развития предприятия.

На сегодняшний день существует несколько подходов, в рамках которых разработано большое количество методов, имеющих свои особенности и характеризующих инвестиционную привлекательность предприятий с разных сторон.

Существующие подходы для определения инвестиционной привлекательности предприятия основаны на определении основных источников информации, необходимой инвестору для принятия правильного инвестиционного решения, а так же на определении ряда показателей, полученных путём преобразования входящей информации, на основе которых принимается инвестиционное решение. При этом различные подходы пытаются учесть все вышеперечисленные факторы, однако предпосылки, лежащие в основе этих подходов, различны.

Первый подход - оценка с помощью финансовых коэффициентов, является довольно распространенным. При его применении оценка инвестиционной привлекательности проводится на основе описания финансового состояния организации с помощью различных параметров (коэффициентов). Финансовое состояние представляет собой сложную концепцию, и сочетает в себе все основные аспекты деятельности предприятия: производство, коммерческо-сбытовая деятельность, инвестиции, взаимоотношения с персоналом.

Таким образом, этот подход - хороший способ определения эффективности деятельности предприятия, оценки перспектив развития анализируемой компании с точки зрения возможности мобилизации ресурсов и будущего возвращения инвестиций.

Источником информации при таком подходе служат учётные документы предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о финансовом результате, отчет о движении денежных средств). Оценка осуществляется по информации за определенный период, поэтому задачей потенциального инвестора является выявление особенностей функционирования предприятия в течение этого времени для прогнозирования будущих тенденций. Существует целый ряд методов, основанных на диагностике финансовых показателей, но, несмотря на их разнообразие в экономической литературе, по нашему мнению, основные различия определяются следующими обстоятельствами:

¾    Количество используемых финансовых коэффициентов;

¾    Весовые значения коэффициентов, учитываемые при принятии инвестиционного решения.

На наш взгляд, этот подход не является полным, поскольку в нём деятельность предприятия представлена только с точки зрения его финансового положения и недостаточно, либо же вовсе не учитываются  другие факторы (в особенности факторы макро- и микросреды). Очевидным преимуществом этого подхода является простота и точность в отражении качества работы компаний.

Основой второго подхода является определение динамики изменения биржевых курсов ценных бумаг. Он включает в себя анализ спроса и предложения на ценные бумаги компании, технический анализ, анализ объёмов совершённых сделок за определённые промежутки времени на определённых ценовых уровнях. Сторонники данного подхода утверждают, что все факторы, влияющие на деятельность компании учитываются в ценных бумагах, эмитированных этой компанией. По нашему мнению, такой подход требует высоко развитой инфраструктуры фондовых рынков с большим количеством участников, бумаги которых торгуются на фондовом рынке. Это даст возможность инвестору адекватно сопоставлять перспективы вложения в ценные бумаги того или иного эмитента.

Третий подход - это комплексная оценка инвестиционной привлекательности. В рамках этого подхода инвестиционная привлекательность оценивается в качестве всеобъемлющей категории. В этом случае она характеризуется набором экономических и психологических компонентов, которые определяют возможность достижения желаемых результатов от инвестиций и рисков, связанных с этим процессом для инвесторов. Под экономическими показателями мы понимаем финансовый анализ (рассматривали выше), и оценку других сторон деятельности компании, не учитываемых в финансовой отчётности (могут быть вычислены или определены экспертным путем). Этот метод помогает описать как внешние, так и внутренние компоненты инвестиционной привлекательности компании. Под психологической составляющей мы понимаем субъективные предпочтения инвестора, касающиеся показателей деятельности предприятия. В этом случае все зависит от конкретного человека или группы людей, их ожиданий и желаний.

Комплексный подход является более сложным и универсальным для оценки инвестиционной привлекательности компании, в первую очередь, потому что он включает в себя экономические расчеты и экспертные мнения, которые всесторонне описывают предприятие.

В конечном итоге можно заключить, что нет ни одного исключительно однозначного способа оценки инвестиционной привлекательности предприятия. При выборе метода должны быть учтены многие факторы, в том числе и субъективные: определение целей инвестирования, наличие достоверной информации, специфика бизнеса, предпочтения инвестора и т.д. Понимание комплексности воздействия различных факторов на инвестиционную привлекательность позволяет инвестору выбрать правильный аналитический подход при принятии инвестиционного решения.

 

Список литературы

1.     Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание / Д.А. Ендовицкий, В.А. Бабушкин, Н.А. Батурина и др.; под ред. Д.А. Ендовицкого. — М.: КНОРУС, 2010. — 376 с.

2.     Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / О.В. Ефимова [и др.] — М.: Издательство «Омега-Л», 2013. — 388 с.: ил., табл. — (Высшее финансовое образование).

3.     Экономика предприятия: Учебник для вузов. 5-е изд. / Под ред. акад. В.М. Семенова. — СПб. Питер, 2016.— 416 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

4.     Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестиционной привлекательностью компании: учеб. пособие / Н.А. Казакова. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 240 с.: ил.