Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
21 февраля 2020г.

В статье рассматриваются вопросы налогообложения нефтеперерабатывающего комплекса России, оценки предложений по уплате акциза АЗС, применение «плавающих» ставок акцизов.

Ключевые слова: налогообложение, акциз, налоговые ставки, «налоговый маневр», нефтеперерабатывающий комплекс

Влияние нефтегазового комплекса России на ее внешнюю и внутреннюю политику, социально- экономическое положение, финансовую систему является важным, так как бюджет страны в большей степени является сырьевым, а сама отрасль выступает одним из крупнейших налогоплательщиков.

В целях усиления экономических стимулов к ускоренной модернизации отечественной нефтепереработки, направленной на максимальное сокращение выработки темных нефтепродуктов и увеличение выхода светлых нефтепродуктов Минфином России реализован «налоговый маневр» в нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслях. Он предусматривает поэтапное (за 3 года) снижение ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты вплоть до их отмены с одновременным повышением ставок НДПИ на нефть и газовый конденсат. При этом с целью недопущения повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, минимизации  негативных последствий для отдельных отраслей предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты.

Главной задачей данного «маневра» является отказ от выполнения таможенными пошлинами несвойственных им функций по изъятию сырьевой ренты и субсидированию неэффективно действующей нефтеперерабатывающей   промышленности.

Рассмотрим эффекты «налогового маневра». В 2018 году ставки акцизов на бензин и дизельное топливо были внепланово снижены для того, чтобы избежать резкого роста цен на моторное топливо на внутреннем рынке. Вместе с таким снижением были приняты изменения в бюджетное законодательство, направленные на компенсацию выпадающих доходов дорожных фондов бюджетов субъектов Российской Федерации [3]. С 2020 года в целях обеспечения доходов региональных дорожных фондов было предложено увеличить установленные ставки акциза на бензин и дизельное топливо в размере 12752 руб./т и 8835 руб./т, соответственно.

Для сглаживания колебаний цен на моторное топливо вместе с введением возвратного акциза на нефтяное сырье был введен специальный демпфирующий механизм, обеспечивающий субсидирование из бюджета 60% разницы между величиной фактического нетбека и целевым уровнем средних оптовых цен на бензин и дизельное топливо. В целях определения демпфирующей надбавки в 2019 году средняя оптовая цена установлена в размере 56 000 руб. за тонну автомобильного бензина и 50 000 руб. за тонну дизельного топлива с последующей ежегодной индексацией с 2020 года на 5%.

Однако порядок расчета «демпфирующей составляющей» содержит условие, согласно которому в случае отклонения фактической средней оптовой цены за месяц от целевого значения более чем на 10%, «демпфирующая составляющая» не применяется. Поскольку в настоящее время фактическая средняя оптовая цена существенно ниже целевого уровня, и нетбека, представляется необходимым изменить указанную норму, установив, что «демпфирующая составляющая» не применяется только при превышении фактической цены над целевым уровнем более чем на 10%, а не при любом отклонении.

Обсуждаемым вопросом является переход на уплату АЗС акциза на нефтепродукты в розничном сегменте. С точки зрения налогового администрирования гораздо более эффективно контролировать уплату суммы акциза несколькими десятками НПЗ, являющихся основными налогоплательщиками, чем около 30 тыс. АЗС. Кроме того, значительный объем нефтепродуктов (не менее 30%), поставляемых, в том числе в армейские подразделения, сельское хозяйство, крупные предприятия, через розничную сеть не реализуется.

Также необходимой мерой является рассмотрение вопроса о запрете на оборот не соответствующих требованиям технического регламента моторных топлив, производимых мини-НПЗ. Действующим законодательством такой запрет предусмотрен, но во многих случаях обходится путем выпуска, как правило, дизельного топлива, не соответствующего техническому регламенту. Поскольку легально такой продукт выпустить в оборот невозможно, он декларируется как  иной продукт либо его выпуск осуществляется полностью нелегально.

Кроме того, целесообразно расширить список подакцизных нефтепродуктов, включив в него трансмиссионные масла, которые,  наряду с моторными, используются  в транспортных средствах. Реализация данного направления могла бы способствовать привлечению дополнительных доходов в бюджет государства, а также минимизации рисков неуплаты акциза при недостоверном декларировании моторных масел под видом трансмиссионных [5].

Важным направлением совершенствования налогообложения в области акцизов на нефтепродукты считается введение механизма «плавающих ставок» акцизов на моторное топливо. ФАС России концептуально поддержал введение механизма «плавающего акциза» на моторное топливо. В свою очередь, Минэкономразвития России были проработаны параметры механизма «плавающих  ставок» акцизов на моторное топливо исходя из заложенных в расчет доходной части бюджетной системы Российской Федерации макроэкономических параметров (цена на нефть, курс рубля), среднего уровня доходности производителей и розничных продавцов моторного топлива, действующих в 2019 году ставок акцизов на моторное топливо и увеличения налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, и предлагается рассмотреть зависимость ставок акцизов от уровня цены на нефть марки «Brent».

Минэнерго России не поддержал указанные предложения Минэкономразвития России [4]. В свою очередь, Минэнерго России предлагается определять ставки акцизов на моторное топливо в зависимости от результатов сравнения действующих ставок акцизов и скорректированной разницы между ценой экспортной альтернативы и условно рассчитанной оптовой ценой реализации моторного топлива на внутреннем рынке. При определенных условиях предполагается возмещение из бюджета сумм акциза на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо.

При этом предлагаемые Минэкономразвития России и Минэнерго России механизмы «плавающего акциза» предполагается применять  одновременно с действующим порядком предоставления вычетов с повышающим коэффициентом сумм акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.

В связи с этим было отмечено, что акцизы на нефтепродукты являются источником формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. В свою очередь, субъекты Российской Федерации направляют доходы от указанных акцизов на формирование региональных дорожных фондов. Соответственно, применение «плавающих ставок» акцизов приведет к недопоступлениям доходов на эти цели. Исходя из вышесказанного реализация данного предложения нецелесообразна.

Таким образом, система акцизного налогообложения нефтепродуктов имеет достаточное количество недостатков. Поскольку данная отрасль является бюджетообразующей, возникла необходимость дополнительного стимулирования нефтяных предприятий. Предложенный Минфином РФ «налоговый маневр» был призван выполнить данную задачу. Данные статистики подтверждают его эффективность, поскольку объем реализации низкокачественных нефтепродуктов снизился по сравнению с прошлыми годами. Но несмотря на достигнутые результаты, существует ряд нерешенных спорных вопросов, которые требуют тщательного изучения.

 

Список литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

2. Федеральный закон № 366-ФЗ «О  внесении изменений в часть  вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 ноября 2014 г. Электронный ресурс]//СПС Консультант Плюс. Режим доступа: www.consultant.plus.ru.

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

4 Письмо Минэнерго России от 24 января 2019 г. № ПС-593/06. Электронный ресурс]//СПС Консультант Плюс. URL: www.consultant.plus.ru.

5. Давыдова. И.А. Особенности налогообложения акцизами подакцизных нефтепродуктов// журнал «Налоговый вестник». 2014. С. 7-11.