Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОРОД КАК СОЦИАЛЬНЫЙ АРЕАЛ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Современное общество и город – понятия тесно связанные между собой и взаимодополняющие. Научно- исследовательские, опытно-конструкторские работы, научная деятельность, инновационное развитие, индустриализация - имеют место быть именно в городской среде. Оставаясь территорией проживания, город включает в себя гораздо больше, чем просто пространство, пригодное для жизни современного индивида. Число городских жителей во всем мире постоянно растет. Так, в 1990 году оно составляло примерно 1,5 млрд., в 2013г. – 3,6 млрд., и продолжает возрастать     по сей день. Урбанизация прогрессирует, охватывая все большие территории и пространства.

Однако, восприятие города, всего лишь как определенной площади обитания утопично и провально. Современные социологи уделяют большое внимание изучению города как социального пространства. Григорий Абрамович Гольц – отечественный ученый – провел обширную работу по выявлению количества публикаций об урбанизации и городах в частности. Примерное количество работ с XVI в. – времени появления книгопечатания и до конца ХХ в., - составляет 350 тысяч. Но, не смотря на это, вопрос рассмотрения города с различных сторон восприятия не перестает быть актуальным и значимым, ставя перед нами все новые и новые задачи и цели познания.

Ареал, от латинского «area» – область, площадь. Социальный ареал представляет собой определенное пространство, пронизанное социальными потоками, взаимосвязями, механизмами. Город сложен как социальный феномен. Многозначно и разносторонне его восприятие. В зависимости от того, с какой стороны мы рассматриваем его, город будет характеризоваться различными свойствами и чертами.

1.   Город, как территория проживания населения, несет скорее материальный, физически ощутимый смысл. В этом контексте мы говорим о нем, как о конкретной локации, без уточнения более детальных социальных аспектов.

2.     Исходя их антропоцентрического элемента, город – совокупность горожан. В этом значении мы подразумеваем под городом, скорее, численный показатель, наделенный в большей степени количеством, нежели качеством и действием.

3.    Информационно-культурное пространство представляет собой неосязаемое поле, в рамках которого отражена вся суть взаимодействия человек-город, где человек реализуется как субъект творчества, культуры и просто творец чего-либо личного и индивидуального.

4.   Социальный институт - совокупность, установок, стереотипов, мнений, привычек, обычаев, реализуемых в деятельности человека в рамках ограниченного окультуренного пространства.

Современный город - это не столько пространство мест, сколько пространство потоков - людских, информационных, логистических и многих других [Кастельс, 2000].

Понятие социального ареала более емкое всех вышеперечисленных подходов и, тем более, нежели просто понятие социального института и социального пространства в частности. Социальный институт, представляя собой совокупность ресурсов, направленных на выполнение определенной социальной функции, характеризует город скорее по содержанию, оставляя свободно очерченным объем распространения. С социальным пространством ситуация иная. Социальное пространство, как особая среда, в которой осуществляются социальные отношения, бесспорно, емкое и объемное понятие, но в применении к термину «город», пожалуй, слишком титрометрично. Именно социальный ареал является интегрирующим определением этих терминов. Применительно к понятию города в любом из социально аспектированных контекстов, определение социального ареала максимально отражает суть, объем и локальность данного определения, подчеркивая суверенность и самодостаточность города, как социального явления, его многоуровневость и сложноорганизованность.

 

Список литературы

1.     Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. М., 2000.