Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ КОММУНИКАТИВНО-ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ – СПОРТСМЕНОВ

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Аннотация.

В статье рассматривается проблема коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Представлена авторская модель формирования компетентности коммуникативно-партнѐрского взаимодействия студентов-спортсменов на занятиях иностранного языка.

Ключевые слова: компетентность коммуникативно-партнѐрского взаимодействия, студенты-спортсмены, иностранный язык.

Характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса сегодня определяется принципами личностно ориентированного подхода. Однако анализ научно-педагогической литературы позволил установить факт «обезличивания» отношений между людьми, вызванный стремительным темпом жизни общества и проблемами «дефицита времени». Взаимоотношения между людьми нередко ограничиваются «деловыми контактами», общение носит формальный характер. Высокий уровень развития информационных средств коммуникации и компьютеризация образования обусловили предпочтение молодыми людьми «виртуального» общения. Контактирующие в социальных сетях партнѐры не владеют коммуникативными умениями, наблюдается понижение уровня их культуры речи.

Более того, фильмы агрессивного характера, события криминальной хроники, телевизионные репортажи о «неспортивном» поведении участников соревнований сформировали в общественном сознании стереотипы некорректного взаимодействия человека с окружающими. Это находит отражение во всех сферах жизни современного социума: в экономической,  социальной, политической, духовной. Наиболее яркие примеры коммуникативно-некорректного взаимодействия наблюдаются в сфере спорта, который пользуется популярностью у молодого поколения. Участники соревнований игнорируют этические принци пы и нарушают правила «спортивного» поведения.

Принимая во внимание вышесказанное, нам представилось возможным решить проблему формирования компетентности коммуникативно-партнѐрского взаимодействия преподавателя и студентов-спортсменов, используя коммуникативную направленность и содержание учебного материала предмета «Иностранный язык».

В рамках данного исследования компетентность коммуникативно-партнѐрского взаимодействия обучающихся рассматривается как «интегративная способность устанавливать субъект -субъектные взаимоотношения, основанные на взаимоуважении, взаимопонимании, взаимодоверии, обеспечивающие им сотрудничество, реализацию их личностного потенциала и этичное поведение в конфликтных ситуациях».

Необходимо отметить, что процесс формирования компетентности коммуникативно-партнерского взаимодействия преподавателя и обучающихся осуществляется в соответствии с целями, задачами, принципами, формами, средствами и методами вузовского обучения, реализуемыми в совокупности.

Главными субъектами этого процесса являются:

1.   Педагог, формирующий компетентность коммуникативно-партнѐрского взаимодействия обучающихся с преподавателем и другими субъектами образовательной деятельности.

2.    Обучающиеся, вовлечѐнные в совместную учебную, научную, творческую, спортивную и другие виды деятельности, способствующие формированию их компетентности коммуникативно-партнѐрского взаимодействия с преподавателем и другими субъектами образовательной деятельности.

В процессе формирования компетентности коммуникативно-партнѐрского взаимодействия субъектами образовательной деятельности реализуются следующие задачи:

1)    повышение уровня мотивации обучающихся к учебной деятельности;

2)    обеспечение эффективности образовательного процесса;

3)    подготовка студентов к прохождению педагогической, производственной и других видов практик;

4)    повышение уровня их коммуникативной компетентности;

5)      воспитание специалистов, способных организовать коммуникативно-партнѐрское взаимодействие с окружающими.

В результате теоретического обзора психолого-педагогической литературы были выявлены принципы формирования компетентности коммуникативно-партнерского взаимодействия (ККПВ) преподавателя и обучающихся и разработана авторская модель (рис.1).

Цель разработки модели – создать основу для формирования компетентности коммуникативно- партнерского взаимодействия обучающихся с преподавателем и другими субъектами образовательного процесса в вузе.

Задача разработки модели – определение педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование компетентности коммуникативно-партнерского взаимодействия обучающихся с другими субъектами образовательного процесса в вузе.


Функции модели: воспитательная, обучающая, развивающая.

Содержание модели составляют: коммуникативные ЗУН и качества личности, обеспечивающие ККПВ студентов с другими субъектами образовательного процесса в вузе; систематизация знаний обучающихся об этических принципах «ФэйрПлей», обобщение их опыта коммуникативно-партнѐрского взаимодействия в сфере физической культуры и спорта (ФКиС); знание норм профессиональной педагогической этики, обеспечивающее обучающимся ККПВ с субъектами образовательной деятельности в вузе и во время прохождения педагогической практики.

Средства педагогической коммуникации включают: доброжелательную атмосферу на занятиях, анализ типичных текстов этической направленности, обсуждение проблемных ситуаций на занятиях, сотрудничество в создании совместных презентаций профессионально-этического содержания.

Формы, средства и методы обучения предмету «Иностранный язык», имеющие коммуникативную направленность, способствуют формированию ККПВ обучающихся с другими субъектами образовательного процесса в вузе.

В структуру модели заложены принципы ценностной ориентации, гуманизации, субъектности, сотрудничества, коммуникативной направленности вузовских занятий.

Принимая во внимание вышеуказанные принципы, педагог целенаправленно осуществляет отбор учебного материала, вовлекая обучающихся в процесс коммуникативной деятельности. На занятиях создаѐтся творческая, атмосфера, способствующая формированию компетентности коммуникативно-партнѐрского взаимодействия обучающихся с педагогом и сокурсниками.