Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Современная психология рассматривает детское развитие как процесс приобщения ребенка к миру культуры и его самоопределения в нем. Обращение к культуре человека, его духовному миру становится главным в развитии современного общества. Составной частью культуры и образования является художественная культура. Воплощенная в произведениях искусства, она через диалог, общение способствует развитию художественно-эстетических качеств будущей личности.

Культурологический подход является методологической основой образования, ориентированного на ребенка. В понимании Е.В. Бондаревской данный подход – это «видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимания как культурологического процесса, осуществляющегося в культуросообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат ребенку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному  саморазвитию и самоопределению в мире  культурных ценностей» [1, с.251].

В качестве одного из важнейших компонентов культурологического подхода выступает осознание личности ребенка субъектом социума, способного к культурному саморазвитию: «это тип личности, ядром которой являются субъективные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества» [1, с.253]. В этом случае содержание личности человека культуры характеризуется освоением общечеловеческих ценностей, деятельность – креативностью, поиском творческих решений, поведение – автономностью и саморегуляцией.

Неоднородность национальной культуры в условиях многонационального состава российского общества, а также проходящие активные миграционные процессы оказывают значительное влияние на уточнение понятия «человек культуры». В этих условиях оно должно опираться на «идеи и концепции поликультурности и многокультурности образования, мультикультурного и межкультурного образования, «диалога культур», деятельностной концепции, концепции социального обучения, концепции воспитания культуры межнационального  общения,  воспитания  национального  самосознания   и  межэтнической  толерантности, «педагогики и психологии ненасилия», этнопедагогики и др.» [5, с.167].

Культурологическая модель дошкольного воспитания основывается на положении, что процесс присвоения культуры является творческим процессом, в котором у ребенка закладываются, развиваются и проявляются основные творческие способности – творческое воображение, постигающее мышление, эмпатия, элементы рефлексии и др. Это происходит в рамках исконно «детских видов деятельности» (А. В. Запорожец) и в доступных для дошкольника формах. Такая проблематизация культуры может рассматриваться как источник развития детей.

Технологии дошкольного образования, обеспечивающие данную модель, должны носить характер культуросообразности.   Их   применение   в   воспитательном   процессе   дошкольного   учреждения   будет способствовать созданию такой среды, в которой у ребенка возможно формирование представлений о самом себе и своем месте в окружающем его культурном пространстве. При таком подходе главным критерием становления личности дошкольника должна выступать не степень ее приспособляемости к различным условиям, а степень независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Воспитание таких качеств может обеспечить только «духовное пространство культуры, поскольку именно культура является неиссякаемым источником развития ребенка» [8, с.34].

Процесс развития и воспитания дошкольников может быть двух типов: неуправляемым или управляемым. Для первого характерно приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень развития ребенка. Второй дает возможность педагогу проектировать индивидуальный путь развития каждого ребенка, с учетом его физиологических и психических особенностей. Именно он характерен для гуманитарной парадигмы. Педагогический процесс при таком подходе ориентирован на выработку у подрастающего поколения умения объективно оценивать себя, свои поступки, что требует обращения его «вовнутрь себя», к своим истокам.

Неотъемлемым компонентом культуры индивида, его внутреннего мира всегда было искусство музыки. Музыка отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и традициях. Музыка также оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка, влияя на жизненный тонус, изменения в кровообращении, в дыхании.

Музыкальное развитие ребенка выступает «особым показателем полихудожественного образования, интегрирующим в себе: музыкальность, креативность, художественно-образное мышление, творческое воображение, ценностные ориентиры, способность к  глубокому переживанию эстетических чувств, наличие вкуса, мотивацию, проявляющуюся в широком интересе к музыкальной и творческой деятельности» [3].

Исследователи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Б.М. Теплов утверждали, что музыкальное развитие детей имеет  свою определенную этапность в  онтогенезе, которой необходимо строго придерживаться, поскольку «формирование  музыкального  слуха,  чувство  красоты,  цвета  и  формы,  как  компонентов  творческого воображения, формируются в первые годы жизни, а их развитие в более поздние годы гораздо затруднительно, а иногда и невозможно» [6, с. 57].

На основании этих заключений созданы теории и апробированы методики (включая ряд образовательных программ) для дошкольного детства (О.П. Радынова, А.И. Катенене, М.Л. Папавандишвили, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова, А.Н. Зимина и др.). Однако в них существуют противоречия. Даже в самом определении понятия «музыкальное развитие» мнение исследователей расходится. Так, О. П. Радынова, считает, что «музыкальное развитие – это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным» [7, с.7]. А Н.А. Ветлугина рассматривает музыкальное развитие как «результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности»[6, с.13], при котором важное значение имеют личные способности ребенка. Этой точки зрения поддерживается А.Н. Зимина, считая музыкальное развитие результатом, «к которому необходимо стремиться в процессе воспитания и обучения» [2, с.78].

Таким образом, проблема музыкального развития личности дошкольника в педагогической теории остается актуальной. Музыкальное развитие рассматривается одновременно как процесс и как результат музыкального воспитания, составляя основу музыкальной культуры личности.

 

Список литературы

1.      Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.Ростов/Д: Учитель, 1999.

2.      Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: ВЛАДОС, 2000.

3.      Ковалева Т.С. Музыкальное развитие школьников в региональной системе полихудожественного образования. Дисс. на соискание ....к.п.н. Краснодар, 2004.

4.      Корепанова М. В. Развитие и воспитание дошкольника в социокультурном педагогическом пространстве //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Волгоград: Перемена, 2004. С.287 - 303.

5.      Кревсун М. В. О готовности выпускников музыкально-педагогического факультета к вокально-хоровой работе в поликультурном образовательном пространстве современной школы // Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: Сб. науч. тр. / Под ред. М. В. Кревсун. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2005. С. 166-173.

6.      Основы дошкольной педагогики / Под ред. Л.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 1980.

7.      Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение,1994.

8.      Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. М.: Флинта, 1997.