07 февраля 2016г.
Современная психология рассматривает детское развитие как процесс приобщения ребенка к миру культуры и его самоопределения в нем. Обращение к культуре человека, его духовному миру становится главным в развитии современного общества. Составной частью культуры и образования является художественная культура. Воплощенная в произведениях искусства, она через диалог, общение способствует развитию художественно-эстетических качеств будущей личности.
Культурологический подход является методологической основой образования, ориентированного на ребенка. В понимании Е.В. Бондаревской данный подход – это «видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимания как культурологического процесса, осуществляющегося в культуросообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат ребенку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» [1, с.251].
В качестве одного из важнейших компонентов культурологического подхода выступает осознание личности ребенка субъектом социума, способного к культурному саморазвитию: «это тип личности, ядром которой являются субъективные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества» [1, с.253]. В этом случае содержание личности человека культуры характеризуется освоением общечеловеческих ценностей, деятельность – креативностью, поиском творческих решений, поведение – автономностью и саморегуляцией.
Неоднородность национальной культуры в условиях многонационального состава российского общества, а также проходящие активные миграционные процессы оказывают значительное влияние на уточнение понятия «человек культуры». В этих условиях оно должно опираться на «идеи и концепции поликультурности и многокультурности образования, мультикультурного и межкультурного образования, «диалога культур», деятельностной концепции, концепции социального обучения, концепции воспитания культуры межнационального общения, воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности, «педагогики и психологии ненасилия», этнопедагогики и др.» [5, с.167].
Культурологическая модель дошкольного воспитания основывается на положении, что процесс присвоения культуры является творческим процессом, в котором у ребенка закладываются, развиваются и проявляются основные творческие способности – творческое воображение, постигающее мышление, эмпатия, элементы рефлексии и др. Это происходит в рамках исконно «детских видов деятельности» (А. В. Запорожец) и в доступных для дошкольника формах. Такая проблематизация культуры может рассматриваться как источник развития детей.
Технологии дошкольного образования, обеспечивающие данную модель, должны носить характер культуросообразности. Их применение в воспитательном процессе дошкольного учреждения будет способствовать созданию такой среды, в которой у ребенка возможно формирование представлений о самом себе и своем месте в окружающем его культурном пространстве. При таком подходе главным критерием становления личности дошкольника должна выступать не степень ее приспособляемости к различным условиям, а степень независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Воспитание таких качеств может обеспечить только «духовное пространство культуры, поскольку именно культура является неиссякаемым источником развития ребенка» [8, с.34].
Процесс развития и воспитания дошкольников может быть двух типов: неуправляемым или управляемым. Для первого характерно приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень развития ребенка. Второй дает возможность педагогу проектировать индивидуальный путь развития каждого ребенка, с учетом его физиологических и психических особенностей. Именно он характерен для гуманитарной парадигмы. Педагогический процесс при таком подходе ориентирован на выработку у подрастающего поколения умения объективно оценивать себя, свои поступки, что требует обращения его «вовнутрь себя», к своим истокам.
Неотъемлемым компонентом культуры индивида, его внутреннего мира всегда было искусство музыки. Музыка отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и традициях. Музыка также оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка, влияя на жизненный тонус, изменения в кровообращении, в дыхании.
Музыкальное развитие ребенка выступает «особым показателем полихудожественного образования, интегрирующим в себе: музыкальность, креативность, художественно-образное мышление, творческое воображение, ценностные ориентиры, способность к глубокому переживанию эстетических чувств, наличие вкуса, мотивацию, проявляющуюся в широком интересе к музыкальной и творческой деятельности» [3].
Исследователи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Б.М. Теплов утверждали, что музыкальное развитие детей имеет свою определенную этапность в онтогенезе, которой необходимо строго придерживаться, поскольку «формирование музыкального слуха, чувство красоты, цвета и формы, как компонентов творческого воображения, формируются в первые годы жизни, а их развитие в более поздние годы гораздо затруднительно, а иногда и невозможно» [6, с. 57].
На основании этих заключений созданы теории и апробированы методики (включая ряд образовательных программ) для дошкольного детства (О.П. Радынова, А.И. Катенене, М.Л. Папавандишвили, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова, А.Н. Зимина и др.). Однако в них существуют противоречия. Даже в самом определении понятия «музыкальное развитие» мнение исследователей расходится. Так, О. П. Радынова, считает, что «музыкальное развитие – это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным» [7, с.7]. А Н.А. Ветлугина рассматривает музыкальное развитие как «результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности»[6, с.13], при котором важное значение имеют личные способности ребенка. Этой точки зрения поддерживается А.Н. Зимина, считая музыкальное развитие результатом, «к которому необходимо стремиться в процессе воспитания и обучения» [2, с.78].
Таким образом, проблема музыкального развития личности дошкольника в педагогической теории остается актуальной. Музыкальное развитие рассматривается одновременно как процесс и как результат музыкального воспитания, составляя основу музыкальной культуры личности.
Список литературы
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.Ростов/Д: Учитель, 1999.
2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: ВЛАДОС, 2000.
3. Ковалева Т.С. Музыкальное развитие школьников в региональной системе полихудожественного образования. Дисс. на соискание ....к.п.н. Краснодар, 2004.
4. Корепанова М. В. Развитие и воспитание дошкольника в социокультурном педагогическом пространстве //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Волгоград: Перемена, 2004. С.287 - 303.
5. Кревсун М. В. О готовности выпускников музыкально-педагогического факультета к вокально-хоровой работе в поликультурном образовательном пространстве современной школы // Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: Сб. науч. тр. / Под ред. М. В. Кревсун. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2005. С. 166-173.
6. Основы дошкольной педагогики / Под ред. Л.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 1980.
7. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение,1994.
8. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. М.: Флинта, 1997.