07 февраля 2016г.
Аннотация.
В статье рассматривается социально-личностная компетентность будущего учителя как фактор гуманизации образовательного процесса в вузе. Социально-личностная компетентность студентов представлена как интегративное личностное образование, основанное на гражданско-правовых и нравственных ценностях, положительных мотивах выбора профессии, личностных качествах, как гуманистическая позиция по отношению к детям.
Определены факторы и условия развития социально-личностной компетентности будущих педагогов путем усиления и актуализации ценностно-смысловых аспектов содержания и технологий при изучении педагогических дисциплин в контексте будущей педагогической деятельности.
Ключевые слова.
Социально-личностная компетентность, гуманистическая позиция, система ценностей
Методологической функцией педагогического образования является гуманизация образовательного процесса, суть которой «…состоит в ориентации всех его составляющих на интересы, потребности, поддержку субъектности, творческого потенциала, человеческих качеств студентов и создание в вузе гуманизированной среды общения и педагогического взаимодействия» [2].
Одним из факторов гуманизации педагогического образования мы полагаем развитие социально- личностной компетентности будущих педагогов как составляющей их профессионально-личностного становления.
Социально-личностная компетентность основана на параметрах личности, придающих особое значение развитию моральных, духовных и личных качеств человека и проявляется как комплекс личностных и профессиональных качеств, как нравственная и гражданская позиция по отношению к детям.
Основанием социально-личностной компетентности педагогов является система ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания учителя: это ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социально-профессиональной сфере, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (креативность, ответственность) в профессиональной деятельности, позволяющие осуществить самореализацию в профессионально-личностном становлении.
В социально-личностной компетентности раскрывается гуманитарная позиция педагога по отношению к детям и по отношению к самому себе, т.е. она лежит в сфере человеческих взаимоотношений учителя и ученика. В этих отношениях личность ученика является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями. Личностные качества формируются и проявляются на основе гуманистических ценностей – совести, справедливости, доброты, милосердия, чести, долга, уважения человеческого достоинства.
Содержанием социально-личностной компетентности педагога также являются знания и умения в сфере профессионально-личностного самоопределения: знание и понимание своих прав и обязанностей как гражданина России и педагога-профессионала; понимание ценности культуры, науки, актуализация их в своей профессиональной деятельности; знание и понимание профессиональных этических норм; владение приемами профессионально-педагогического общения; готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного и профессионального развития и самосовершенствования.
Указанные качества составляют основу социально-личностной компетентности учителя, что предполагает развитие ценностно-смысловых структур профессионального самосознания личности; актуализацию потребности в личностном саморазвитии, творческой самореализации в профессии.
Таким образом, социально-личностная компетентность современного учителя рассматривается нами как сущностное качество его профессиональной компетентности, как интегративное личностное образование, основанное на положительных мотивах выбора профессии, совокупности системных знаний, умений и навыков, практического опыта, рефлексивной деятельности, диалогической культуры, выражающихся в теоретической и практической готовности и способности специалиста к эффективному осуществлению профессионально- педагогической деятельности.
Развитие социально-личностной компетентности будущих педагогов в системе педагогического образования мы рассматриваем в числе факторов гуманизации образовательного процесса в вузе.
В системе средств развития социально–личностной компетентности будущих педагогов в системе педагогического образования мы выделяем:
- содержание педагогических дисциплин, специфичность которых выражается в овладении широкими
человековедческими знаниями, в усвоении гуманистических идей, которые должны давать будущему учителю системные знания о человеке как субъекте образовательного процесса, о гуманистической направленности современного образования.
– современные образовательные технологии, ориентированные на развитие ценностных ориентаций, умений профессионально-личностного саморазвития, самовоспитания, самопознания, самоутверждения, самоопределения, навыков самостоятельной деятельности;
– методы и приемы педагогического стимулирования деятельности студентов с целью повышения мотивации к самоизучению, саморефлексии и развитию навыков саморегуляции в процессе освоения педагогических дисциплин;
– организацию индивидуально-творческого опыта студентов, направленного на актуализацию готовности реализовать свой творческий потенциал в практической деятельности (в исследовательской и педагогической практике, студенческом самоуправлении);
– компетентность преподавателей вуза по организации учебно- познавательной деятельности студентов с ориентацией на развитие социально-личностной компетентности.
При изучении педагогических дисциплин мы стремились усилить ценностно-смысловые аспекты развития
социально-личностной компетентности студентов и для этого:
- совместно со студентами мы «извлекали» из содержания педагогических дисциплин гражданско- правовые, нравственные, духовные ценности как важнейшие жизненные ориентиры, определяющие гуманистическую направленность личности будущего педагога;
- актуализировали у студентов установки на развитие чувства собственного достоинства и личной ответственности, как качеств, определяющих их профессионально-личностное становление, саморазвитие, самовоспитание;
- включали студентов в создание среды, помогающей ему в реализации жизнетворческих способностей, креативности в образовательной деятельности в различных формах (ситуации выбора, дискуссии, ролевые игры, творческое проектирование, решение проблемных задач и т.д.) [1].
Нами определены условия, которые инициируют развитие социально-личностной компетентности будущих педагогов, в числе которых:
– актуализация знаний о ценностях демократического, гражданского общества и накопление опыта реализации гражданских позиций личности, защиты своих прав и соблюде¬ния законов демократического общества;
– актуализация у будущих педагогов установки-мотивации на профессионально-творческое саморазвитие, самовоспитание, формирование чувства собственного достоинства и личной ответственности;
– включение студентов в процесс творческой самореализации, привитие интереса к ценности развития, поиску самостоятельного профессионального поведения;
– накопление опыта реализации духовно-нравственных потребностей личности: строить свою жизнь по
законам гуманности в деятельности, общении, в социальной среде;
– стимулирование деятельности студентов с целью повышения мотивации к самоизучению, саморефлексии и развитию навыков саморегуляции в процессе педагогического образования;
- ориентация на субъектность как стержневое образование личности, что связано с развитием у студента активности, самостоятельности, рефлексивности, нравственной зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации как будущего педагога.
Реализация указанных условий создает гуманизированную образовательно-воспитательную среду вуза, которая способствует не только профессионально-личностному становлению будущих педагогов, но обеспечивает развитие ценностно-смыслового отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности, развитие их духовно-нравственной позиции в профессии.
Наше исследование показывает, что динамика изменений в развитии социально-личностной компетентности студентов связана, прежде всего, с развитием ценностно-смыслового отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности, что проявляется как в отношении к изучению педагогических дисциплин, так и к своему личностно-профессиональному становлению. В процессе изучения педагогических дисциплин с широким использованием педагогических ситуаций, имитирующих профессиональную деятельность учителей, происходят изменения в сознании личности: ее ценностях, потребностях, мотивах, интересах, установках, позициях, личностных смыслах. Формируется позитивная «Я-концепция» педагога, устанавливаются интегративные связи между основными компонентами социально-личностной компетентности, в результате чего развитие социально-личностной компетентности студента становится проблемой полноценного, осмысленного конструирования молодым человеком себя как целостной зрелой личности, способной к постоянному совершенствованию своей жизненной и педагогической позиции.
Список литературы
1. Бабенко Н.Л. Педагогические условия развития социально-личностной компетентности будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин / Н.Л. Бабенко/ Известия Южного федерального университета, Ростов-на-Дону 2010. № 8. С.25-30.
2. Бондаревская Е.В. Высшая школа педагогического образования – инновационная подструктура Южного федерального университета. Концепция и стратегия развития /Е.В. Бондаревская/ - Ростов-на-Дону: Изд- во «Булат», 2013.