Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СМИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Жизнь современного человека невозможна без телевидения, оно играет большую роль в жизни людей любого возраста. Это инструмент информации и культурного воздействия на человека, мощнейшее средство для формирования подрастающего поколения, которое может быть использовано как для созидания, так и  для разрушения.

С одной стороны телевидение, отмечает Л.С. Зазнобина, это источник информации, жизненного опыта, необходимое условие успешной адаптации. Оно удовлетворяет потребность в информационной связи (в постоянном притоке информации), потребность в отвлечении и развлечении, помогает преодолеть психоэмоциональную напряжѐнность [2].

С другой стороны, «телевизор делает людей бесчувственными и замедляет реакцию торможения». (К. Керделлан, Г. Грезийон). Это мощнейшее орудие влияния на сознание человека. С.А. Зелинский объясняет это воздействием на психику посредством разных форм передачи информации. Работает несколько органов репрезентативных и сигнальных систем: зрение (виртуальная репрезентативная система), слух (аудиальная репрезентативная система), чувства (первая сигнальная система). С.Г. Кара-Мурза утверждает, что человек может контролировать сообщения, которые он получает только по одному каналу (как при чтении книг), когда каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает, критическое осмысление затрудняется [3]. С.А. Зелинский указывает: «телесигнал кодирует психику человека, любая информация из внешнего мира поступает в подсознание человека, а после начинает оказывать влияние на сознание, а значит и на появление у такого человека мыслей, желаний, поступков, фактически программируя его на выполнение заданных манипулятором действий». Автор приходит к выводу, что телевидение кодирует мозг человека, формируя психологические установки, а информация, поступающая с экранов, служит образованию паттернов последующего поведения человека. Уже через 20-25 минут после просмотра любой телепередачи мозг человек погружается в трансовое состояние, он начинает впитывать любую информацию, которая откладывается в подсознание.

Большему воздействию телевидения подвергаются дети, основной особенностью стереотипа которых является некритичность отношения к объекту, доминирующая роль эмоционального компонента установки при слабом развитии компонента когнитивного. Они не имеют внутренней системы оценки, не сформированы жизненные принципы и ценности, у них не выработан вкус, они готовы смотреть и слушать любые передачи, особенно если не находят на экране детских трансляций. Как отмечает В.П. Чудинова «происходит их замещение –      «поглощение» передач и кинопродукции, рассчитанной на взрослую аудиторию, в лучшем случае – предназначенную для семейного просмотра.

Дети не всегда чѐтко могут определить, где на экране правда, а где - ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят по телевизору, а иногда и подражают. Исследователи свидетельствуют о случаях с детьми, которые, считаю, что могут выпрыгнуть из окна многоэтажного здания, безо всяких последствий для себя. С.Г.Кара–Мурза пишет о том, что эмоционально неустойчивые дети, продукт городского стресса и нездорового досуга неспособны различить выдумку и реальную жизнь, «эти дети отвечают на сигналы ТВ, как лунатики». События, которые происходят перед глазами ребѐнка, воспринимаются как настоящие, со временем убийство и насилие не вызывают чувства отвращения и страха, в результате привыкания, увиденное становится естественным. Детям приходится выбирать между различными взглядами и представлениями, формировать собственную картину мира.

Иеромонах Анатолий Берестов (доктор медицинских наук), указывает на ухудшение физического состояния, если дети проводят много часов у телевизора. Длительный и малоподвижный образ жизни расстраивает работу кишечника, ухудшается его перистальтика, могут развиваться застойные явления в органах малого таза, что способствует развитию или усилению мастурбации, а это еще более астенизирует нервную систему, у детей появляются астеноневротические состояния, частые головные боли. Райнер Пацлаф указывает на ухудшение зрения.

Огромное влияние оказывает телевидение и на детскую игру. Современные дети в играх изображают убийства, аварии, разыгрывают сценки с зомби, злобными инопланетными существами. В играх девочек увеличился мотив, связанный с ценностью вещей, основным источником которых является реклама. Исследования А.В. Шадрикова показали, что рекламные клише формирует стиль в моде, музыкальные вкусы, оказывает влияние на язык детей, формируются новые потребности и ожидания.

Исследователи выделяют несколько видов опасностей голубого экрана:

1.   Длительный просмотр передач делает детей раздражительными, капризными, возбудимыми, ребѐнок переутомляется из-за мелькания цветных картинок и разнообразных звуков.

2.   Пассивное восприятие программ вырабатывает привычку воспринимать информацию бездумно. Так, например, при просмотре фильмов человек не использует свою способность «создавать мысли», за него всѐ сделал режиссѐр, изображение и звук уже созданы. А если жизненный опыт усваивается ребѐнком, то он остаѐтся поверхностным.

3.Постоянный просмотр телепередач приводит к возникновению телевизионной зависимости. Родители предлагают телевизор ребѐнку вместо себя, после работы папам необходимо отдохнуть, а мамы заняты домашними делами, ребѐнок занимает себя сам, как умеет, а вернее как научили взрослые. Утром родители используют телевизор как фон, когда ребѐнок ещѐ не проснулся и больше подвержен внушению.

Телевидение – это объективная реальность. Оно воздействует на ребѐнка, выступая мощным двигателем его воспитания, обучения и развития, при правильном его использовании.   Так В.В.Егоров отмечает, что «учебное телевидение, как и школа, развивает у детей задатки познавательной деятельности, одновременно стремясь к раннему распознаванию способностей у отдельных учащихся, и создает возможности для их дальнейшего развития». Однако родители и педагоги хотят, чтобы дети смотрели телевизор как можно меньше. Родители просят учителей уже в первом классе задавать домашнее задание, чтобы дети были заняты делом. Тогда возникает вопрос: Как извлечь пользу от телевидения, минуя внушение, агрессивность, рекламу? Начинать надо с себя, со взрослых, а точнее с родителей и учителей. Так, например, В.С. Собкин изучая особенности телевизионных просмотров учителей пришѐл к выводам: формирование культуры телепросмотров касается не только школьников, но и учителей, ежедневный просмотр составляет примерно треть от того активного времени, которое учитель проводит в семье [4].

Работу, по нейтрализации и профилактике негативного влияния телевидения на детей, необходимо проводить по трѐм направлениям: медиаобразование учителей, просветительская работа родителей и разъяснительная работа с учащимися в рамках нравственного воспитания.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаобразование, согласно Российской педагогической энциклопедии, призвано подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Особенно активно данное направление реализуется за рубежом. По данным А.В.Фѐдорова в 90-х годах XX века медиаобразование стало обязательным компонентом обучения во всех средних школах Канады и Австралии (с 1-го по 12-й класс), в школах Великобритании медиаобразование интегрировано в уроки родного языка. В рекомендациях ЮНЕСКО 2002 года отмечается, что медиаобразование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии.

Просветительская работа с родителями может осуществляться на собраниях. Поскольку родители должны регулировать отношения ребѐнка с телевизором, им необходимо знать, как влияет СМИ на детей, что оно не подходит на роль главного воспитателя, чрезмерное увлечение им не идѐт на пользу развития психики ребѐнка. Родителям следует воздерживаться от использования телевизора в качестве няни. Такая практика оставляет ребенка без присмотра и лишает нормального человеческого общения, лишает игр и приобретения здорового жизненного опыта. Телевидение может приносить благо, в том случае, если просмотр телепередач дозирован и уровень телепрограмм достаточно высокий. Количество возможного времяпрепровождения у телевизора зависит от возраста детей. По данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет - не более 1 часа в день. Младшим школьникам рекомендуется смотреть 3-4 передачи в неделю. Именно поэтому необходимо просматривать программу передач на неделю и отмечать те передачи, которые будут смотреть дети, лучше с родителями, ведь рефлексия формируется в процессе обсуждения. Дети с трудом самостоятельно осмысливают полученную информацию, большинство уже через 2-3 дня не могут рассказать о содержании передачи. Совместный комментируемый просмотр с последующим обсуждением помогает ребѐнку осознать свои впечатления, развивать в нѐм думающее восприятие. Тогда телевидение не будет сводить до минимума личностные взаимодействия внутри семьи.

Разъяснительную работу с учащимися следует осуществлять в рамках нравственного воспитания. С.А.Зелинский доказывает, что существенным способом противодействия манипулятивному воздействию телевидения является формирование идейной личности. Целеустремлѐнному человеку с сильной волей, нравственной составляющей и знаниями о психо-технологиях манипулятивного воздействия легче преодолеть влияние СМИ. Поэтому детей необходимо познакомить с правилами просмотра:

·   не смотреть телевизор утром, сразу после пробуждения, так как в просоночном состоянии мозг человека впитывает любую информацию из внешнего мира;

·   не смотреть телевизор перед сном, так как снижен барьер критичности психики;

·   не смотреть рекламу;

·   строго отбирать передачи для просмотра.

Учитель совместно с родителями в состоянии помочь детям овладеть технологиями правильного просмотра, главное иметь желание и не забывать о собственном примере. Начать можно с коллективного знакомства программ телепередач на неделю. Выбрать ту, которую будут обсуждаться в классе и те, которые желательно посмотреть. В начальной школе мы подобную работу начинали проводить с совместного просмотра фильма с последующим обсуждением. За основу были использованы вопросы трѐх уровней, предлагаемые М.Ю.Забродиным и М.П.Поповой. Вопросы ориентированы на произведения, в котором описывается момент пространства и времени жизни отдельного живого существа. Если проецируется опыт и ситуация где герой должен сделать выбор, то учитель может вывести ребенка на личностные слои. Поставив себя на место героя, учащиеся отторгают персонаж или принимают способ его поведения. Проигрывая предполагаемую ситуацию в своѐм сознании, они реализуют себя в определенном окружении, а, следовательно, формируется образ жизни, который и определяет дальнейшее движение. Таким образом, приводится в движение накопившийся опыт конкретного ребѐнка, поскольку нельзя решить проблему за счѐт другого. Подобное движение будет осуществляться только в том случае, если произведение затронет потребности ребенка. При этом учителю необходимо сформулировать проблему так, чтобы это была проблема каждого ребенка.

Первый уровень:

·   Что вы чувствовали, когда смотрели?

·   О чѐм вы думали, когда смотрели?

·   Что вы хотели, когда смотрели? Второй уровень

·   Что бы вы чувствовали, если бы вы были ... ?

·   Что бы вы думали, если бы вы были ... ?

·   Что бы вы хотели, если бы вы были... ?

·   Что бы вы сделали, если бы вы были... ?

Отвечая на подобные вопросы, учащиеся соотносят свою позицию реального «Я» с позицией действующего «Я», т.е. «Я» на месте главного героя. Ребята проживают ситуацию дважды первоначально за себя, как лицо, сопереживающее персонажу, потом за себя, который мог бы быть на месте персонажа. В научной литературе подобный процесс называется двойной рефлексией. Осуществлению третей рефлексии, какой я, если я проживаю судьбу героя, способствуют вопросы:

-             Что бы вам понравилось, если бы вы были на месте... ?

-             Что бы вам не понравилось, если бы вы были на месте... ?

-             Кто не понравился, кто понравился, если бы вы были на месте... ?

Подобная работа ведѐт к тому, что рефлексия становится средством развития самосознания. Школьники постепенно проецируют подобную работу на личные ситуации, стараются поставить себя на место другого, следовательно, формируется ответственность перед самим собой [1].

Телевидение позволяет ребѐнку быть в курсе событий, сообщает огромное количество полезной информации научного, эстетического и социально-культурного характера, поэтому бессмысленно исключать телевидение из жизни и воспитания человека, тем более что запретный плод сладок. Следует научить детей правильно и разумно потреблять информацию, развивать способность выбирать наиболее ценную, анализировать еѐ.

 

Список литературы

1.      Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. Учебно-методическое пособие для  учителя: Экспериментальный учебный курс для подростков. М., 1994.-264 с.

2.      Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе. Как выжить в мире СМИ. - М.: Поколение ,2007. - С.304.

3.      Кара-Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием Электронный ресурс: http://mirknig.mobi/data/2013- 06-04/1381531/Kara-Murza_Kratkiy_kurs_manipulyatsii_soznaniem.1381531.pdf

4.      Собкин В.С., Казначеева К.Н., Иванова А.И. Дошкольник у телеэкрана: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010.- с. 83 – 95.