07 февраля 2016г.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов в стране, особенно с необходимостью формирования надпредметных компетенций обучаемых, ведется активный поиск наиболее эффективных механизмов их реализации. Социальная интеракция или общение в социуме, являясь основной ценностью этнопедагогических систем народов, становится одним из важных направлений модернизации системы образования [1, с.38]. Все признаки социальной интеракции соединяет в себе технология коллективного способа обучения (КСО), развитая красноярским дидактом В.К.Дьяченко [2]. Близость данной технологии к принципам народной педагогики позволила разработать основы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса: «Системообразующими понятиями этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса выступают: 1) общая единая цель; 2) интеграция процессов преподавания и учения (каждый учащийся выполняет функцию обучающего и обучаемого); 3) результат — саморазвивающаяся гармоничная личность выпускника. Переменными составляющими этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса являются средства управления. К ним относятся: 1) содержание образования; 2) методы КСО; 3) средства обучения (материальной, духовной, соционормативной культуры); 4) общие формы организации деятельности обучаемых (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) [1, с.39].
Анализ результативности использования данной образовательной технологии в практике ряда общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия) дает возможность отметить высокую эффективность данной интерактивной инновационной технологии. Так в свое время стабильное улучшение показателей обученности и воспитанности выпускников отмечалось в селах Чюя, Тюнгюлю и Майя Мегино-Кангаласского улуса, в ряде школ Горного, Намского, Вилюйского улусов и города Якутска, где учителя-энтузиасты активно внедряли и распространяли передовой педагогический опыт.
Время показало, что КСО – универсальная, эффективная и многомерная образовательная технология, основанная на принципе социальной интеракции, общения, безотлагательной передачи знаний и умений. Она не только выжила, но в разные годы продолжала практиковаться под разными названиями, что доказывает ее многомерность и универсальность. Например, «технология естественного общения», «демократическая система обучения по способностям», «дидактическая многомерная технология», «обучение в диалоге», «взаимообучение и взаимовоспитание», «технология обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности», «сетевая организованность образовательного пространства», «социоигровой стиль обучения», «технология развития интеллектуальных компетенций», «технология коммуникативного взаимообучения» и т.п. Близость данной образовательной технологии к народной дидактике позволяет организовать непринужденную рабочую атмосферу во время учебного процесса, когда каждый меняет роли «ученика» и «учителя».
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опытно-экспериментальная работа и анализ эмпирического опыта внедрения образовательной технологии показывает значимость коллективного способа обучения в успешном управлении учебным процессом. Последователи В.К.Дьяченко считают великим открытием в современной педагогической науке 20 века его идею о том, что коллективный способ обучения – это не только новая форма общей организации процесса обучения, а новая историческая стадия развития образования, к которой неизбежно придет система образования после традиционной классно-урочной формы [3,4].
Обращение к такой форме взаимодействия субъектов образования, когда достигается максимальная индивидуализация и дифференциация обучения, становится велением времени. В результате исследования и обобщения передового педагогического опыта по внедрению КСО было разработано учебное пособие «Формирование универсальных учебных действий: технологический подход» Семеновой А.Д. и Ядрихинской Л.С. [4] с теоретическим обоснованием и практическими описаниями методик КСО.
Социальная интеракция как коллективность в процессе обучения — вот главный резерв качества и эффективности учебно-воспитательной работы в современных учебных заведениях.
Список литературы
1. Винокурова У.А., Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С. Диалог мировых образовательных систем Тихоокеанского и Арктического регионов // Педагогика и история естествознания. – 2014. - №3. – С. 36-41.
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
3. Семенова А.Д. Этнопедагогизация целостного процесса воспитывающего обучения в сельской национальной школе (на материале школ Республики Саха (Якутия). - М., 2003. - 170 с.
4. Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С. Формирование универсальных учебных действий: технологический подход: Учебное пособие. - Якутск: Издат. дом СВФУ, 2012. - 148 с.