Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

«Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог.»

А.С. Макаренко

 

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование обозначено как начальная ступень в системе непрерывного образования. В связи с этим, одной из ведущих задач системы образования будет повышение качества дошкольного образования. Ни для кого не секрет, что качество образования находиться в прямой зависимости от кадров.

Начиная свой профессиональный путь, многие выпускники вузов не осознают всей сложности и ответственности профессии. Ведь помимо присмотра и ухода за детьми для успешной работы требуется еще немало определенных качеств. В нынешнем мире педагогу нужно владеть такими умениями, как планирование и реализация познавательной деятельности детей, постоянно осваивание инновационных технологий, разработка и реализация авторских программ и многое другое. Для того чтоб решить задачи по улучшению качества образования необходимо заняться усовершенствованием мастерства педагогов ДОУ. Для того чтоб понять что же такое педагогическое мастерство, обратимся к педагогическому словарю.

Педагогическое мастерство - высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие [1].

Профессиональное мастерство воспитателя, в первую очередь, связанно с личностными качествами педагога, которые содействуют обеспечению значительного уровня самосовершенствования в профессиональной сфере. Набор качеств воспитателя - мастера довольно обширен. Педагогу необходимо иметь такие качества, как:

-   высокий уровень культуры;

-   уверенностью в себе, сила воли;

-     любовь к людям, проявляющаяся в доверии, понимании, чуткости, внимательности, тактичности и искренности;

-   умение общаться с людьми (коммуникативные навыки, внимание к людям, дружелюбное отношение) и др.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деятельность воспитателя многостороння по своему содержанию. Данная деятельность подразумевает освоение педагогом всевозможных профессиональных умений.

Эти умения условно можно поделить на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е.А. Панько).

-   Гностические умения – направлены на изучение индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личностных качеств, внутреннего мира ребенка, изучение поведения и путей совершенствования воспитания и обучения.

-    Конструктивная и проективная деятельность предусматривает планирование работы, прогнозирование результатов развития детского коллектива и проектирование коррекционной работы.

-    Коммуникативные умения – это умение педагога быстро устанавливать контакт с разными людьми, выстраивать рациональные связи между участниками образовательных отношений, нахождение общего языка.

-    Организаторские умения подразумевают под собой систему действий воспитателя и воспитанников по выполнению различных видов деятельности.

-       Аналитическая деятельность – это проведение анализа педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учебно-воспитательный процесс. [2]

Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем увлекательнее и насыщеннее жизнь воспитанников в детском саду. Педагог обязан обладать арсеналом средств, при помощи которых он доносит свой опыт, свои видения подрастающему поколению. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы. Багаж знаний и сформированные на них умения – это основа содержания мастерства воспитателя.

Для обеспечения качества образования в нашем учреждении разработана и реализуется модульная программа повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников. В программе представлены следующие модули:

-   адаптация педагогического работника в учреждении;

-   система повышения уровня профессионального мастерства педагогов;

-   показатели и критерии оценки уровня профессионального мастерства.

Адаптацию педагогических работников в ДОУ рассматриваем как: приспособление к условиям труда, режиму работы и приспособление к традициям коллектива, взаимоотношениям, а так же понимание собственной роли в общем процессе и значимости личного развития (назначение наставника на время адаптации).

В программе предложены разнообразные формы работы, способствующие сокращению срока адаптации педагогов. Для педагогов предложены анкеты оценки и самооценки, которые позволяют определить индивидуальную траекторию развития профессионального мастерства с первых дней.

Принципы работы с педагогическими работниками представлены в виде: принципа доверия, принципа ответственности, принципа мотивации и принципа обратной связи, а так же принципа доступности и открытости.

Рассмотрим один из принципов, например принцип обратной связи. Руководителю важно знать, как педагог планирует и реализует программу индивидуального развития. Для этого используются опросники, листы самооценки по результатам профессиональной деятельности за год. Каждый педагог заполняет листы самооценки, в которых отражены показатели, критерии профессиональной деятельности и их выполнение. Следует отметить, что в конце года по результатам обработки индивидуальных листов самооценки и беседы с педагогическим работником становиться возможным, определить результаты выполнения программы развития профессионального мастерства, внести изменение, а так же наметить задачи на ближайшую перспективу.

Система повышения уровня профессионального мастерства педагогов - наиболее продуктивные формы методической работы для каждой группы педагогических работников (например, то, что дает результат у опытных педагогов может поставить в тупик молодого специалиста и наоборот).

Педагогические гостиные, мастер-классы, публикации статей, участие и выступление в научно- практических конференциях дают хороший результат у педагогов с высокой мотивацией на профессиональное развитие, творчески работающих педагогов. Для педагогов только начинающих нарабатывать профессиональное мастерство применимы викторины, деловые игры и поисково-творческие задания. Участие в семинарах, педагогических советах, конкурсах профессионального мастерства (проводимы как на уровне ДОУ, так и на уровне района, города) подойдет как начинающим педагогам, так и воспитателям имеющих  большой стаж работы. В таких мероприятиях может принять участие каждый педагог, блеснув своими умениями и получив публичное признание своего мастерства.

Обеспечение повышения качества образования в образовательном учреждении происходит благодаря систематической и целенаправленной работе по повышению профессионального мастерства педагогов.

 

Список литературы

1.      Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: Академия, 2000. – 176 с.

2.      Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов:Николаев, 2005. – 76с.