Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – КТО ОН?

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Аннотация. Активные процессы гуманизации и гуманитаризации общества способствуют появлению инновационных форм организации педагогической и методической деятельности в современном образовании, приходящие из разных зарубежных образовательных систем в Российскую Федерацию. В связи с этим, в научно-педагогическом понятийном аппарате отмечается тенденция к использованию иноязычной терминологии для обозначения соответствующих образовательных явлений. Это приводит к появлению в отечественной педагогике большого количества заимствованных терминов. В данной статье представлен анализ функций классного руководителя, а также предпринята попытка определения его функций в связи с появлением в научно-педагогической среде иноязычной терминологии «коуч», «ментор», «тьютор», «эдвайзер», «фасcилитатор».

Ключевые слова: классный руководитель, функции классного руководителя, коуч, ментор, тьютор, эдвайзер, фасcилитатор.

С позиций стратегии развития образования в Российской Федерации, одной из задач является – становление новых поколений, обладающих знаниями и умениями, отвечающим современным требованиям общества XXI века, способных жить и трудиться в эпоху глобальных технологических изменений. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание и максимальная социализация подрастающего поколения [3]. В связи с этим, в условиях образовательной организации, наряду с функцией обучения и развития обучающихся, важное значение приобретают воспитательные функции.

Исполнение воспитательных функций необходимо всеми педагогическими работниками образовательной организации. Однако ключевая роль в решении выше обозначенных функций принадлежит классному руководителю [4]. Реализация функций классного руководителя обеспечиваются путем целенаправленной, системной и планируемой работой на основе личностно-ориентированного и системно- деятельностного подходов к воспитанию обучающихся, с учетом их возрастных и индивидуально- психологических особенностей, а также специфики образовательной деятельности конкретного учреждения.

Все функции классного руководителя условно можно разделить на пять групп.

Первая группа - социально-гуманитарные функции в широком смысле заключаются в социальной защите вверенного классного коллектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды, обеспечение нормальных условий для физического, умственного и духовно-нравственного развития и функционирования обучающихся, соблюдение их прав и свобод, использование традиций и инноваций социокультурной среды, в которой живет и развивается ребенок.

Вторая группа функций - организационно-координирующие, которые предполагают обеспечение связи образовательной организации и установление контактов с одной стороны – с семьей, родителями (законными представителями) обучающихся, а с другой – с педагогическими работниками, оказание им методической помощи в вопросах воспитания. Данные функции классного руководителя также связаны с организацией в классе образовательного процесса; с созданием условий для развития личностного и творческого потенциала обучающихся в среде общешкольного коллектива; поощрение разнообразной деятельности обучающихся в системе общего и дополнительного образования детей. Реализация этих функций возможна при тесном взаимодействии с каждым обучающимся и коллективом класса в целом. В современных условиях функционирования общеобразовательной школы важным аспектом является вовлечение детей и их родителей (законных представителей) в проекты межсетевого и межведомственного взаимодействия в приоритетные национальные проекты, например Национальный проект «Энциклопедия сельских школ».

Третья группа функций классного руководителя – коммуникативные, связанные с педагогическим общением и предполагает регулирование межличностных отношений между обучающимися, организацию взаимодействия между педагогами и родителями (законными представителями) обучающихся. Наряду с этим, реализация коммуникативных функций связана с установлением эффективного взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися на основе разных форм коммуникации (устная, письменная), с обеспечением психологического комфорта в коллективе класса и содействие обучающимся в формировании коммуникативных качеств, необходимых для общения со сверстниками и взрослыми.

Четвертая группа – аналитико-прогностические функции связанные с изучением индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития, а также определение состояния и перспектив развития каждого ребенка и всего класса.

Пятая группа – функции контроля успеваемости каждого ребенка и уровнем освоения общеобразовательных программ. Данная функция классного руководителя заключается в осуществлении контроля посещаемости обучающимися учебных занятий и занятий системы дополнительного образования, за формированием и обновлением портфолио каждого обучающегося и коллектива класса, за участием учащихся в проектной и исследовательской деятельности, конкурсах различного уровня и тематики [2, 5].

Таким образом, вышеуказанные группы функций классного руководителя определяют содержание его деятельности, а систематически и грамотно реализуемые функции имеют большое воспитывающее, развивающее, социализирующее и организующее значение, что повышает эффективность воспитательного процесса. Так или иначе, при выполнении своих функций классный руководитель является специалистом, который управляет детским коллективом, планирует, организует и контролирует деятельность, направленную на решение воспитательных задач. В связи с этим деятельность классного руководителя, можно и нужно рассматривать через призму педагогического менеджмента, что в свою очередь определяет возможность применения к статусу педагога – классного руководителя таких понятий как «коуч», «тьютор», «ментор», «эдвайзер», «фассилитатор». Попытаемся подробнее рассмотреть функции классного руководителя через призму перечисленных выше понятий.

Слово коуч (от фр. «сосhе», нем. kotsche – карета) первоначально использовалось в значении «наставник». В широком понимании «коуч» – это специалист, способствующий успешному достижению определенной цели, получению новых результатов в учении, жизни, на работе. Этот специалист совместно с обучающимся помогает определить его желаемые жизненные достижения, сформулировать цель, проложить маршрут, оценить возможные риски, составить план, оценить имеющиеся ресурсы [1, 7].

Классный руководитель – коуч вместе с группой обучающихся, осваивающих одну основную образовательную программу, в соответствии с учебным планом образовательной организации, помогает детям изучить траекторию их развития на уровне желаемого учебного, спортивного, творческого достижения. Кроме этого классный руководитель-коуч помогает определить цель, и составить план действий, проложить образовательный маршрут исходя из индивидуально-психологических особенностей обучающихся и реальной оценки возможных рисков не достижения желаемых результатов, помочь оценить имеющиеся интеллектуальные, творческие и материально-технические ресурсы.

После помощи классного руководителя-коуча в получении необходимой информации и приобретении соответствующих умений и навыков его класс может решать поставленные учебные задачи без его участия. При групповой работе роль классного руководителя – коуча заключается в умении помочь членам класса работать более эффективно и самостоятельно.

Следовательно, коучинг может использоваться как технология раскрытия потенциала обучающихся, которая позволяет ребенку научиться учиться и думать самостоятельно. Преимуществом коучинга является отсутствие готовых советов и решений, доверительные партнерские взаимоотношения, самостоятельный выбор действий, достижение гарантированного результата.

Ментор (от лат. mentos – намерение, цель, дух, mon-i-tor – тот, кто наставляет) – руководитель, учитель, наставник, воспитатель, неотступный надзиратель [8]. «Менторство» определяет отношения в диаде «Наставник» - «Новичок». Эти отношения раскрывают совместную деятельность человека опытного (наставник) и человека, не имеющиго опыта в какой-либо области (новичок). В образовании менторство традиционно понимается как диалогические, межличностные пролонгированные взаимоотношения между опытным наставником и обучающимся-новичком, которые позволяют последнему развиваться в академическом, профессиональном или личностном плане [5]. Классный руководитель – ментор в процессе взаимодействия с классом презентует общественно сложившийся опыт в какой-либо области (коммуникация, здоровый образ жизни, профессиональное самоопределение, и т.п.).

Тьютор – (от лат. tutorem – наставник, опекун) в значении «старший, назначенный опекать младшего в занятиях» [8]. Традиционно, под тьюторством понимают сложившуюся форму наставничества, которая в современном понимании стала приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и рекомендует, какие организационные формы обучения необходимо посещать (лекции, практические и лабораторные занятия, факультативы, элективные курсы, мастер-классы и т.п.), как составить план учебной работы, следит за академической успеваемостью обучающихся и их подготовкой к тем или иным экзаменам. Тьюторство, как педагогическая позиция, сопровождает процесс индивидуального продвижения обучающихся на ступени школьного образования, среднего профессионального и высшего образования. Тьютор обеспечивает возможность разработки индивидуальных образовательных программ и маршрутов обучающихся [1]. Следует отметить, что феномен тьюторства широко распространен в России, особенно в целях поддержки образовательных процессов и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Функции классного руководителя – тьютора заключаются в организации учебного процесса с обучающимися, сопровождение и индивидуализация этого процесса; в выявлении их познавательных интересов; в проектировании, контроле и оценке эффективности образовательной программы. В качестве целевого ориентира при реализации функций классного руководителя – тьютора является максимальная социализация ребенка, при сопровождении процесса формирования его личности. Кроме этого, классный руководитель – тьютор совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у них ресурсы для реализации поставленных образовательных целей в соответствии с планируемыми результатами, закрепленных в федеральных государственных образовательных стандартах, осуществляет совместно с обучающимся анализ их достижений и результатов.

Наряду с этим, важная функция классного руководителя – тьютора заключается в осуществлении мониторинга процесса становления выбора обучающимся пути своего образования, дальнейшего профессионального самоопределения.

Эдвайзер (аdvisor) – производное от старофр. «avisen» в значении «раздумывать». Эдвайзер – это преподаватель, выполняющий функции академического наставника студента. Он содействует выбору траектории обучения и освоении образовательной программы, участвует в подготовке всех необходимых информационных материалов по организации учебного процесса [1, 9]. В современной педагогической практике можно выделить следующие функции эдвайзера: помочь личностному росту, разработать контент (содержания) учебных программ, поддержка традиций ученической культуры конкретной образовательной организации [1, 10]. Классный руководитель – эдвайзер исполняет функции советника (консультанта), менеджера, просветителя и ментора, обладающего в силу своего практического опыта запасом типовых когнитивных, коммуникативных, эмоциональных и поведенческих моделей, связанных с решением часто повторяющихся ситуаций в учебно-воспитательном процессе.

Фассилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis – легкий, удобный) – это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию [1, 11]. Коммуникация как процесс взаимодействия между адресатом и адресантом (-ами) предполагает соблюдение правил, процедуры, регламента общения в зависимости от его целей и условий (деловое, педагогическое, межличностное, профессиональное и др.). Соответственно, функции классного руководителя - фассилитатор могут быть реализованы в разных коммуникационных формах взаимодействия (групповая, подгрупповая, индивидуальная), в разнообразных организационных формах (классный час, беседа, экскурсия, проектная деятельность и др.), в разных моделях образования (специальное, инклюзивное), в разных информационных средах (off-line, on-line).

Классный руководитель – фассилитатор направляет внимание класса на выполнении определенных учебных и творческих задач, делает акцент на содержании деятельности и помогает классу осознать общую цель, создавая положительную групповую мотивацию для достижения этой цели в процессе дискуссии. Преимущество классного руководителя-фассилитатора – это непредвзятость к выражению мнений и суждений членов класса, при этом собственная позиция по значимости и важности является равной по отношению к другим. Это, безусловно, обеспечивает эффективность процесса коммуникации, делая его комфортным для всех участников.

Таким образом, для современной системы образования употребление перечисленных выше понятий по отношению к статусу «педагог – классный руководитель» является сугубо специфичным и зависит от конкретного культурного и профессионального контекста. Функции современного классного руководителя в связи с появлением в теории и практике вышеуказанной терминологии представлены в таблице 1.


Таблица 1  

Функции современного классного руководителя


Тип классного руководства

Частные функции

Обобщенные

функции

Классный руководитель – коуч

Аналитико-прогностическая

 

Социально- гуманитарные

Классный руководитель – ментор

Учебно-воспитательная

Классный руководитель – тьютор

Организационно-контролирующая

Классный руководитель – эдвайзер

Консультативная

Классный руководитель – фассилитатор

Коммуникативная

 

Как видно из табл. 1 функции современного классного руководителя независимо от типологии классного руководства могут изменяться только ведущие (ключевые) механизмы, зависящие от ситуации, этапа и целей воспитательной работы.

В целом роль классного руководителя в жизни ребенка отнюдь не менее значима, чем роль выдающейся личности в истории. От компетенции, профессионализма и педагогического таланта классного руководителя зависит качество воспитания личности ребенка, его психологическая мобильность и готовность постоянно расширять границы своих знаний, умение и потребность осваивать новые сферы деятельности, успешная социализация, проявление готовности жить и трудиться в эпоху быстро меняющихся условий и глобальных технологических изменений.

Все это требует от современного образовательного сообщества разработки новых подходов и технологий к подготовке классного руководителя, к его обучению, повышению профессиональной квалификации и мастерства не только в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации, но и по дополнительным программам профессиональной переподготовки. Классный руководитель – это именно тот педагог, который способен помочь ребенку научиться делать трудные вещи легкими.

 

Список литературы

 

1.         Соколова Е.И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фассилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 4, 2013. [Электронный ресурс]. – URL : http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2171 (дата обращения: 16.05.2017).

2. Степанов Е.Н. Классный руководитель: Современная модель воспитательной деятельности. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 160 с.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный  ресурс]. – URL : http://минобрнауки.рф/открытое министерство/стратегия/ (дата обращения: 01.06.2017).

4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

5. Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации муниципальных общеобразовательных учреждений». [Электронный ресурс]. – URL : http://21310s42.edusite.ru/DswMedia/prikazklruk.doc (дата обращения: 04.06.2017).

6. Being an Effective Tutor – Anoka-Ramsey Community College. [Электронный ресурс]. – URL : www.anokaramsey.edu (дата обращения: 05.06.2017).

7. Mentoring and Coaching for Professionals: A STUDY OF THE RESEARCH EVI-DENCE, 2008.  [Электронный ресурс]. – URL : www.nfer.ac.uk/nfer/publications (дата обращения: 05.06.2017).

8. Online Etymology Dictionary. [Электронный ресурс]. – URL : http://www.etymonline.com/ index.php?l=f&allowed_in_frame=0

9. Teachers-As-Advisors – Georgia Standards. [Электронный ресурс]. – URL : https://www.georgiastandards.org/ (дата обращения: 05.06.2017).

10. The Academic Advisor As Teacher. [Электронный ресурс]. – URL : www.d.umn.edu (дата обращения: 05.06.2017).

11. Rogers C. A Way of Being, Boston: Houghton Mifflin, 1980.