с. Вязовка
23 февраля 2018г.
Отечественный психолог А.Д. Кошелева представляет эмоциональную сферу дошкольника как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка, определяющую детское благополучие, психическое и соматическое здоровья ребенка. По мнению А.А. Реан, социальность эмоций предполагает, с одной стороны, приобретение их детьми в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в результате чего полученные ребенком социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с его эмоциональной сферой, становятся органической частью личности [1].
В процессе нашего исследования была поставлена цель выяснить, существуют ли однозначные соответствия между цветом и эмоциями, каковы закономерности, лежащие в основе их образования в онтогенезе дошкольников.
Участники эксперимента: дети в возрасте от 3 до 6 лет, 26 % мальчиков и 74 % девочек, общее количество 25 человек, обучающиеся на отделении раннего эстетического развития в сельской школе искусств и дети в возрасте от 3 до 6 лет, 52 % мальчиков и 48 % девочек, общее количество 42 человека, посещающие только детский сад. Им было предложено рассмотреть карточки со «смайликами» (схематичным изображением основных эмоций) и раскрасить их. Занятия в ДШИ проводились в группах по 5 человек, в детском саду тестовый материал был предложен в рамках занятий по изобразительной деятельности. В качестве контрольной группы выступали взрослые (родители) – 5 человек, четыре мамы и 1 папа.
На основе предложенной методики выявлены уровни развития социально-эмоциональной компетентности дошкольника.
Работа над тестом была предложена детям в рамках занятия, посвященному цветоведению на уроке художественного творчества. В начале занятия дети знакомились со спектром (радугой), названиями цветов, нахождением цветов в наборах красок, оптическим смешением. Затем были розданы бланки с графическим изображением мимических проявлений эмоций человека (рис. 1). Было предложено выбрать цвета для изображения каждой эмоции. Всего тест содержал 6 схематических изображений эмоций: гнев, радость, печаль, удивление, страх и спокойствие.
Таким образом, задача для дошкольников содержала несколько компонентов. В первую очередь необходимо распознать эмоцию по графическому изображению и назвать ее вербально. Следующим этапом
решения был поиск ассоциаций для выбора цвета. Заключительным этапом явилось техническое исполнение – раскрашивание «смайлика» выбранным цветом.
Наибольшей компетентности в области эмоционального интеллекта требовал этап распознавания эмоций по графическому изображению. По нашим наблюдениям он не вызывал особой трудности у детей всех возрастных групп. Приветствовалось проговаривание, называние эмоций: «Этот человечек радуется, а тут он
испугался».
На этапе выбора цвета для названной эмоции возникали сложности. По принципу затрудненного
выбора эмоции разделились на две категории – бесспорные и затруднительные. В первую группу можно отнести эмоции – гнев и радость, на раскрашивание печали, удивления, испуга, спокойствия требовалось больше времени. Некоторые дети проговаривали свои ассоциации (этот человечек сердится, он покраснел), другие быстро брали нужную краску. Если детей спрашивали о причине выбора цвета, часто у них был
конкретный
ответ
(как
солнце, побледнел, позеленел)
физического свойства, некоторые
отвечали
«так вижу/думаю». Напрашивается вывод о двухуровневой системе соединения цвет-эмоция. Первый (низший)
уровень можно выразить схемой эмоция-слово-цвет, второй, более сложный уровень, эмоция-цвет без
посредства вербального компонента. По какому пути пойдет мысль испытуемых, по-видимому, зависело от
1)
предрасположенности индивида (декстральный когнитивный стиль, возможно), 2) этапа развития эстетического восприятия (возраста). Кстати, затруднения в выборе для некоторых эмоций можно объяснить
как
раз
выбором между двумя путями
решения поставленной задачи.
Распределение выбора цвета испытуемыми представлено в таблицах 1-5.
Таблица №1 Выбор цветов для изображения эмоции «Гнев».
Возраст детей, лет
|
Выбор цвета,%
|
Желтый
|
Красный
|
РЭР
|
3
|
20
|
80
|
4
|
20
|
80
|
5
|
-
|
100
|
Детсад
|
3
|
40
|
60
|
4
|
20
|
80
|
5
|
-
|
100
|
Взрослые
|
-
|
100
|
Таблица №2 Выбор цветов для изображения эмоции «Радость»
Возраст детей, лет
|
Выбор цвета,%
|
Желтый
|
Красный
|
Оранжевый
|
РЭР
|
3
|
20
|
40
|
40
|
4
|
20
|
40
|
60
|
5
|
-
|
-
|
100
|
Детсад
|
3
|
20
|
20
|
60
|
4
|
20
|
-
|
80
|
5
|
-
|
-
|
100
|
Взрослые
|
-
|
-
|
100
|
Таблица №3 Выбор цветов для изображения эмоции «Печаль»
Возраст детей, лет
|
Выбор цвета,%
|
Желтый
|
Синий
|
Зеленый
|
РЭР
|
3
|
20
|
40
|
40
|
4
|
-
|
60
|
40
|
5
|
20
|
80
|
-
|
Детсад
|
3
|
20
|
40
|
40
|
4
|
-
|
40
|
60
|
5
|
20
|
60
|
20
|
Взрослые
|
-
|
80
|
20
|
Таблица №4 Выбор цветов для изображения эмоции «Удивление»
Возраст детей, лет
|
Выбор цвета,%
|
Желтый
|
Красный
|
Зеленый
|
РЭР
|
3
|
20
|
40
|
40
|
4
|
-
|
40
|
60
|
5
|
-
|
40
|
60
|
Детсад
|
3
|
20
|
40
|
40
|
4
|
20
|
40
|
60
|
5
|
-
|
40
|
60
|
Взрослые
|
-
|
80
|
20
|
Таблица №5 Выбор цветов для изображения эмоции «Страх»
Возраст детей, лет
|
Выбор цвета,%
|
Оранжевый
|
Белый
|
Коричневый
|
РЭР
|
3
|
20
|
40
|
40
|
4
|
-
|
40
|
60
|
5
|
-
|
40
|
60
|
Детсад
|
3
|
20
|
40
|
40
|
4
|
20
|
40
|
60
|
5
|
-
|
40
|
60
|
Взрослые
|
-
|
80
|
20
|
Таблица №6 Выбор цветов для изображения эмоции «Спокойствие»
Возраст детей, лет
|
Выбор цвета, %
|
Желтый
|
Синий
|
Зеленый
|
РЭР
|
3
|
20
|
40
|
40
|
4
|
-
|
40
|
60
|
5
|
-
|
40
|
60
|
Детсад
|
3
|
20
|
40
|
40
|
4
|
20
|
40
|
60
|
5
|
-
|
40
|
60
|
Взрослые
|
-
|
-
|
100
|
В среднем по группе выбор испытуемых находился в рамках интерпретации цвета Максом
Люшером. Как и следовало ожидать дети более раннего возраста показывали большее разнообразие выбора, с возрастом выбор становится более однозначным. Одновременно, аналогичные тесты, проведенные у
родителей, показывают еще большую однородность. Таким образом, проявляется роль культурного
компонента в связи между эмоциями
и цветами.
Установлено, что дети, посещающие занятия РЭР проявляли большую эмоциональную
компетентность по сравнению
с детьми
из
детского сада.
Гиперактивные дети гиперэмоциональны по определению, им бывает особенно трудно
контролировать свои эмоции. Им особенно нужны занятия, где эмоции получают вербальное наименование
и рассматриваются как нормальные человеческие проявления. Гиперактивным детям часто необходимо называть очевидные для других понятия. В нашем однократном исследовании присутствовало 2 гиперактивных ребенка (по одному в детском саду и в ДШИ) пятилетнего возраста. Их ответы особо не
выделялись. В разделе бесспорных эмоций они проявили полную компетентность, в разделе сомнительных ответы более вариабельны.
Таким образом, занятия по формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста позволяют одновременно развивать знания об эмоциях и управлении ими. Занятия по эстетическому развитию
могут включать элементы для развития эмоционального интеллекта.
Цвет можно использовать как для диагностики, так и для терапии психики человека, а также для развития понимания своих и
чужих эмоций у детей дошкольного возраста.
Такие занятия особенно полезны для гиперактивных детей, посильны для них и позволяют создать ситуацию успеха, так им необходимую. Можно рекомендовать педагогам различных направлений включать
элементы цветоведения и развития эмоционального интеллекта в свои
уроки, особенно при наличии
в классе
гиперактивных детей.
Список литературы
1.
Лебеденко, О.А. Особенности взаимодействия родителей с дошкольниками в процессе развития
эмоций социального генезиса
/
Лебеденко
О.А.,
Литвинова
Н.С.
// Психология
и
педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. - № 42.