Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Аннотация: Рассмотрены современные подходы к организации  дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт творческих объединений по работе с детьми и подростками с различными нарушениями развития.

Ключевые слова: дети с   ограниченными возможностями здоровья, программы дополнительного образования, творческие объединения.

Развитие дополнительного образования детей в последние годы становится приоритетным направлением политики Российской Федерации. Получает дальнейшее развитие практика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов. В соответствии с приоритетами современной социальной политики, отраженных в «Стратегии 2020», одно из ключевых направлений развития образования и социализации детей и подростков заключается в обеспечении образовательной успешности каждого ребѐнка и вертикальной социальной мобильности через формирование системы поддержки особых групп детей. К ним относятся дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и одаренные дети. Поэтому поддержка инклюзивных образовательных программ для детей с ОВЗ должна найти отражение во всех сферах образования, в том числе и в рамках дополнительного образования детей. [2].

В рамках данной статьи мы попытаемся определить основные формы работы и направления программ дополнительного образования и обобщить опыт по включению детей с ограниченными возможностями здоровья, накопленный педагогами Дворца творчества детей и молодежи г. Саратова.

Опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ в системе дополнительного образования еще недостаточно изучен. Обращаясь к уже имеющейся практике работы с детьми, имеющими инвалидность и ОВЗ, можно сформулировать основную цель воспитания и обучения таких детей как социокультурную реабилитацию средствами разнообразной творческой деятельности, обеспечивающую включение детей с ОВЗ в социум. Инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей применение. Особенно актуальной является приобретение опыта по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования, в связи со значительным включающим потенциалом последнего. Так же инклюзивное дополнительное образование рассматривается как средство повышения конкурентной способности ребенка в борьбе за академические, творческие достижения и впоследствии на рынке труда.

Формы работы нашего учреждения с детьми с ОВЗ разнообразны: это проведение традиционных занятий и подготовка к конкурсным мероприятиям и фестивалям, а также это подготовка волонтѐров для работы с детьми с ОВЗ.

В ходе работы объединения пантомимы и пластики «Театр Ветра» в состав его участников были включены учащиеся школы-интерната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что «Театр Ветра» -  театр  движения, свободы, силы, пространства  –  уличный, балаганный театр. Это театр, в который включено все – и актерское мастерство, и сценическая речь, и пластика, и танец, и пантомима, и клоунада, и акробатика с элементами эквилибристики, и искусство импровизации, и перфоменсы, и музыка, и изобразительное искусство. Для участия в нем требуется всестороннее развитие ребенка как физическое, так и интеллектуальное, эстетическое.

Сочетая возможности нескольких видов искусств, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, побуждают к соучастию, состраданию, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Еще один момент – в нашем современном мире появилось множество профессий, требующих творческого подхода. Это объединение создает максимальные условия для развития креативности и умения смотреть на мир, на избранное дело с «другого угла зрения», что помогает ребятам в дальнейшем, в выбранных ими профессиях.

На протяжении полутора лет дети из интерната в сопровождении воспитателя посещали занятия этого объединения. В рамках занятий возникла идея постановки конкурсного номера. Всем детям в зависимости от их возможностей были даны свои роли, с которыми каждый из них справился безупречно. В результате сценический номер был показан на городском конкурсе «Звѐздочки Саратова» и получил звание лауреата. Члены жюри этого конкурса были удивлены тем, что в номере на равных с обычными детьми участвовали дети с ОВЗ.

Для детей с ОВЗ в нашем дворце творчества существует возможность не только реализовать себя в системе дополнительного образования, добиваясь высоких результатов и признания в различных видах творчества, но и раскрыть свои потенциальные возможности и способности в разных видах художественной деятельности, чтобы перейти впоследствии к профессиональному обучению по выбранному направлению. Так, интересна была работа педагога творческого объединения «Орфей», к которой привели ребѐнка-инвалида по зрению. В процессе обучения по дополнительной образовательной программе по академическому вокалу воспитанница с нарушением зрения этого объединения стала постоянным участником вокальных конкурсов различного уровня (от городских до  международных),  где получала высокие  оценки членов жюри. Впоследствии  она  окончила Саратовский областной колледж искусств по классу академического вокала, а в настоящее время является студенткой Московского государственного института искусств.

Важность включения детей с ОВЗ в программы дополнительного образования состоит еще и в том, что в результате развития социальных и творческих навыков у ребенка появляется возможность творческого самовыражения, повышается самооценка, облегчается процесс принятия самого себя и своего окружения, формируется позиция активного члена общества. Эта совместная работа детей с разными возможностями и способностями в условиях инклюзии обоюдовыгодна и необходима для обеих сторон – участников образовательного процесса, так как помогает не только ребятам с проблемами здоровья проходить успешную социализацию и самоактуализацию, открывая перед ними новые возможности, но и тем, кого мы относим к здоровым, поскольку учит их жить в мире и согласии с теми, кто рядом, учит их сопереживать, оказывать помощь и поддержку. Как правило, у последних значительно меняются жизненные ценности и их жизненная позиция.

В качестве примера можем привести проект «Рука в руке» творческой лаборатории детского лидерства «Синегория». Одним из основных направлений деятельности организации является социальное проектирование. Имея большой опыт в работе с подростками, организаторы проекта сфокусировали своѐ внимание на низком уровне гендерной социализации подростков, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений. В качестве целевой аудиторией данного проекта были выбраны учащиеся школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Организаторы проекта предположили, что после  участия в тренингах и праздниках, посвященных 23 февраля и 8 марта, у воспитанников школы-интерната повысятся коммуникативные навыки и уровень гендерной компетентности, что окажет положительное влияние на их социализацию. Работа над проектом прошла успешно, ребята получила ожидаемые результаты, а самое интересное, то, что по результатам работы участники проекта выпустили сборник методических рекомендаций, где описали свои впечатления, проблемы и пути их преодоления. Вот некоторые впечатления участников-волонтѐров:

«Новые навыки волонтерской деятельности я получила в ходе работы с воспитанниками школы-интерната V типа, т.е. с детьми, страдающими нарушениями речи. Эти дети воспринимают мир по-другому. Эта работа дала мне возможность понять и почувствовать важность выражения чувств и мыслей людей. Это способствовало изменению моего восприятия мира. Я научилась лучше понимать окружающих. У меня повысился уровень эмпатии к инвалидам». (Максимова Владлена (Онест)).

«Мы работали с детьми из школы-интерната V вида, т.е. - с детьми, которые страдают нарушениями речи. Проведя с ними ряд занятий, я пришла к выводу, что эти ребята более интересны, изобретательны и некоторые из них даже более одарены, чем учащиеся общеобразовательных школ. Мне было приятно работать с ними, и я намерена продолжать эту работу». ( Ефимова Мария (Маруся)).

«Я понял, что каждый из нас – индивидуален, а в подростковом возрасте формируется личность человека. Эти ребята ничем не отличаются от нас с вами, а наша поддержка во время прохождения подросткового периода является для них особенно важной». (Гливенко Дамир (Хави)).

По результатам участия в проекте у воспитанников школы-интерната наблюдалось повышение уровня гендерной компетентности и, как следствие, улучшение уровня социализации подростков. Реализованный проект может иметь дальнейшее развитие, заключающееся в том, что «синегорцы» планируют заинтересовать воспитанников школы-интерната волонтерской работой, а также задействовать их при подготовке мероприятий различного уровня.

Всѐ это говорит о том, что дети с ОВЗ могут быть успешно интегрированы в дополнительное образование. Они находят интересующее их объединение, достигают высокого творческого успеха, помогающего преодолеть психологические последствия нарушений тех или иных функций, сформировать устойчивый интерес к различным видам творческой деятельности, что может стать основой дальнейшего профессионального выбора. И, наконец, совместная деятельность различных по состоянию здоровья участников творческих объединений способствует действенной интеграции детей с ОВЗ, принятию их со стороны здоровых сверстников и выстраиванию равноправных межличностных отношений.

Следует отметить, что обязательным условием успешного включения детей с ОВЗ в программы дополнительного образования является мастерство педагогов. Именно педагог формирует у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала,  определяемого дополнительной образовательной программой, стимулирует к достижению высоких результатов. С помощью педагога между всеми участниками образовательного процесса выстраиваются доброжелательные отношения, нацеленные на одно общее дело.

Таким образом, интеграция в общество детей с ОВЗ должна включать: воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии; активное участие в данном процессе самого ребенка; совершенствование  общества,  системы  социальных  отношений.  Взаимопонимание,  взаимоуважение  и взаимодействие – три составляющих успеха включения детей с ОВЗ в систему дополнительного образования.

 

Список литературы

1.      Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. – М. 2012.

2.      Стратегия-2020: Новая модель – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. //«Внешкольник» № 5 (155). М. 2013 г.