Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Наличие воли у человека способствует изменению взаимоотношений, возникающих между индивидом и окружающим его внешним миром, а также обусловливает внутреннюю перестройку, происходящую в самом индивиде. Отправным пунктом становления воли являются влечения, возникающие у человека. Возникновение воли у человека связано с формированием у него способности к рефлексии собственных влечений, когда индивид становится самоопределяющимся субъектом, произвольно и самостоятельно определяющим свое поведение и ответственность за него. Становление у субъекта способности к самоопределению и самосознанию, происходит через механизмы осознания собственных отношений к другим людям.

Конкретные действия всегда сопровождают любую человеческую деятельность, их можно, условно, разделить на две значительные группы: непроизвольные и произвольные. Отличительной особенностью произвольных действий является то, что они контролируются сознанием человека и требуют от него значительных усилий по сознательному достижению поставленных целей.

Таким образом волей можно назвать сознательный процесс, связанный с регулированием человеком своей деятельности и поведения, выраженный в способности активно влиять как на внутренние, так и на внешние препятствия, с целью их преодоления, при осуществлении целенаправленных поступков и действий.

Главную функцию, которую выполняет воля, это сознательная регуляция активности, в затруднительных ситуациях жизни и деятельности человека. Эта регуляция осуществляется в процессе взаимодействия процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Исходя из этого, для конкретизации вышеуказанной функции, принято выделять и такие, как: активирующую и тормозящую [2].

В основе произвольных или волевых действий лежат непроизвольные движения и действия. Простейшими непроизвольными движениями считаются рефлекторные движения. К непроизвольным можно отнести выразительные движения человека, такие как: непроизвольное стискивание зубов, при гневе; подъем бровей или приоткрывание рта, при удивлении; улыбка, при радости.

Как поведение, так и действия человека могут быть как непроизвольными, так и произвольными. Непроизвольный тип поведения, в основном, связан с импульсивными действиями и неосознанными, не подчиняющимися общей цели реакцией. Непроизвольным поведением можно назвать также и поведенческую реакцию человека, наблюдаемую в ситуациях аффекта, когда оно связано с неподконтрольным сознанием, эмоциональным состоянием.

Сознательные действия, более характерные для человека, чем непроизвольные действия, всегда имеют конечную поставленную цель. Именно они связаны с волевым поведением человека. Уровень сложности протекания, отличают волевые действия друг от друга. В состав весьма сложных волевых действий, включены более простые.

Волевое поведение, также связано с преодолением препятствий, как внутренних, так и внешних. К внутренним, или субъективным, препятствиям относятся человеческие побуждения, относящиеся к невыполнению конкретного действия или к выполнению противоположного ему действия. Внутренними препятствиями могут быть: состояние лености, инертности и усталости; желание развлечься. Внешними препятствиями могут выступать: противодействия других людей к выполнению поставленной цели; отсутствие, необходимых для работы, инструментов.

Особенность волевого действия, направленного на преодоление каких-либо препятствий, является осознание значимости той цели, которую необходимо достичь, а также осознание важности этого достижения. Чем, по значимости, цель важна для человека, тем большие препятствия он способен преодолевать. Исходя из этого волевые действия различаются не только по уровню их сложности, но и по уровню их осознания человеком.

Бывает так, осознавая то, что делает человек, он не в состоянии дать вразумительного объяснения во имя чего это делается. Такая ситуация, чаще всего, возникает в тех случаях, когда человек объят сильными чувствами, находится в эмоциональном возбуждении. Такие действия получили название импульсивные, поскольку уровень их осознание значительно снижен. При этом, в состоянии аффекта, воля позволяет человеку контролировать себя, от возможного необдуманного действия. Из этого следует, что воля тесным образом связана с чувствами и мыслительной деятельностью человека.

Воля обязывает человека быть целеустремленным, а это, в свою очередь, предполагает включение в этот процесс мыслительных операций. Мышление проявляется в осознанном выборе цели и поиске способов ее реализации.

Воля и чувства связаны друг с другом, как правило, тем, какие чувства у человека вызывают те предметы, на которые он обращает внимание. Стремление к чему-либо или избегание чего-либо, что человеку неприятно, также связано с чувствами. Иногда возникает ситуация, при которой чувства препятствуют реализации поставленной, человеком, цели. В данном случае приходится прибегать к волевым усилиям, чтобы преодолеть негативное воздействие эмоций.

Таким образом, воля (или произвольное действие) - это процесс самоуправления человеком, с помощью сознания, своим поведением, которое проявляется в его самостоятельности, как в принятии решения, так и в совершении действий, а также в осуществлении контроля [6].

Е.Д. Хомская,  раскрывая сущность структуры произвольного управления, подчеркивает, что с одной стороны должна присутствовать программа, которая обеспечивает протекание той или иной психической функции (разработанная самостоятельно и выполняющая роль инструкции), регулярный контроль за ее реализацией и конечным итогом деятельности (который должен содержать показатели сличения того, что реально сделано, с тем «образом результата», который был сформирован предварительно. Для того, чтобы произвольно управлять психическими функциями, необходим соответствующий мотив, который обеспечивает сознательную психическую деятельность [5].

Произвольное управление состоит из: самодетерминации, самоинициации и самоторможения действий, самоконтроля (как за своим состоянием и эмоциями, так и своими действиями), самомобилизации и самостимуляции.

Произвольное управление относится к интегральному психофизиологическому процессу, так как оно вместе с волевым усилием включает в свой состав и другие психологические феномены: интеллектуальную активность, мотивы (долженствование, желания), нравственную составляющую личности, и при этом основываются на физиологических процессах и своеобразиях их протекания (свойствах и особенностях нервной системы). Данное обстоятельство говорит о том, что воля и волевые качества связаны с генетической (биологической) основой, а не только с социальной.

Многие психологи волевые действия не относят к особой категории, определяя их как произвольные. Волевое действие относится к разновидности произвольного действия, особенность которого заключается в использовании волевого усилия при достижении цели. Это действие, направленное на преодоление затруднений и которое требует значительных энергетических затрат и оно связано с глубоким внутренним напряжением [8].

Волевыми действиями можно назвать: прислушивание (при звуковых помехах и плохой слышимости), всматривание (при недостаточной видимости), процесс концентрации внимания, принюхивание, ограничение побуждений, процесс припоминания, включение механизмов выносливости, быстроты и максимальной силы, т.е. это те двигательные, мнемические и сенсорные действия, которые осуществляются при значительных волевых усилиях.

Рубинштейн С.Л. определил четыре стадии произвольного действия:

1.      процесс актуализации побуждения и постановки цели;

2.      процесс обсуждения и борьбы мотивов;

3.      процесс принятия решения о действии;

4.      процесс исполнения действия.

Если в произвольном действии используется только первая и последняя стадия, можно говорить о том, что произвольное действие - простое, если используются все четыре стадии - произвольное действие сложное [9].

Корнилов К.Н. разделил все произвольные действия на внешние и внутренние. Последние, имеют отношение к задержке внешнего действия. Автор замечал, что при всей осознанности произвольных действий, когда они доводятся до автоматизма, находятся такие операции и движения, которые теряют свою первоначальную осознанность. Несмотря на это, данные операции замыкаются на общую конечную цель произвольного действия [3].

Воле человека присущи определенные качества. Среди них особое значение имеет сила воли, как обобщенная способность преодолевать действие значительных затруднений, возникающих на пути реализации поставленных целей.

Наиболее значимыми показателями силы воли являются, такие черты личности, как самообладание и выдержка, которые проявляются:

− в способности ограничивать свои эмоции (в нужное время и в нужной ситуации);

− в ограничении своей импульсивности и контроле за своими действиями;

− в умении управлять самообладанием и выполнением намеченных планов действий;

− в умении управлять своими желаниями и поступками по их реализации [1].

К другой, важной характеристике воли относится целеустремленность. Целеустремленностью называется сознательная и активная личностная направленность на реализацию важного итогового результата деятельности. Достаточно часто целеустремленность называют настойчивостью. Она оценивает стремления человека по достижению намеченной цели, даже в самых критических ситуациях. Важно различать категории: целеустремленность стратегическая и целеустремленность оперативная. Первая, отвечает за определенные принципы и идеалы, которыми руководствуется человек в своей жизни. Вторая проявляется в способности правильного целепологания, при организации конкретных действий и умении следования им в процессе его выполнения.

Не следует путать настойчивость с упрямством. Чаще всего упрямство относится к отрицательному качеству человека. Упрямство приводит человека только к реализации личных желаний, любой ценой, даже вопреки доводам разума и целесообразности. Чаще всего упрямство не соизмеримо с волей, поскольку в данном случае человек не способен руководить ни собой, ни желаниями, возникающими у него.

К важной характеристике воли относится инициативность, которая проявляется в активных попытках решения идей, возникающих у человека. С инициативностью, как характеристикой воли, тесным образом связана самостоятельность, которая проявляется в осознанности принятия решения и умении преодолевать влияние факторов, мешающих реализации намеченной цели.

Важно отметить, что проявляемая человеком инициатива, кроме самостоятельности, непосредственно связана с таким важным качеством воли как решительностью. Решительность проявляется в четкости и уверенности, отсутствии колебаний при борьбе мотивов, в быстроте принятия решения. Решительность определяется быстротой выбора наиболее значимого мотива, а также тех средств, которые необходимы для реализации намеченной цели. Проявляется решительность при реализации решения, которое принято человеком для его осуществления.

Решительность, как позитивное волевое качество, нельзя путать с импульсивностью, которая проявляется в торопливости, при принятии решения и необдуманности поступков.

Важным качеством, определяющим волю человека, является его последовательность действий, которая тесно связана с самооценкой и самоконтролем [4].

Только тогда будут реализованы принятые действия, когда человек осуществляет контроль за своей деятельностью. Если этого нет, то цель и действия, которые человек реализует, расходятся. Когда достигается цель, самоконтроль создает условия господства доминирующих мотивов над второстепенными. Адекватность и значимость самоконтроля в большей степени определяется уровнем самооценки личности. Когда самооценка занижена, человек может потерять уверенность в себе, в свои силы и возможности. Если самооценка завышена человек, как правило, оценивает свои возможности и себя выше, чем это есть на самом деле. Это не дает возможность корректировать и координировать свои действия, в процессе реализации намеченной цели.

Селиванов В.И. оценивая волевые качества отмечает, что им присущи общие свойства: устойчивость, широта, сила. Под устойчивостью понимается то постоянство, с которым проявляется волевое усилие в одинаковых ситуациях. Узость или широта качества воли оценивается через то количество различных видов деятельности, где оно проявляется. Под силой волевого качества понимается тот уровень волевого  усилия, который направлен на преодоление трудности. Это соотношение свойств у разных людей, как правило, разное [10].

Смирнов Б.Н. отмечает, что волевые качества личности это те конкретные проявления воли, которые обусловлены характером препятствий, которые преодолевает человек. Волевые качества проявляются не столько в произвольном управлении, сколько в волевой регуляции, связанной с напряжением волевых усилий. Вместе с этим, конкретные волевые проявления, могут отражаться не только в качестве, но и в уровне волевых усилий, которое характеризует каждое волевое качество по его специфическому содержанию.

Волевое качество - это особенность волевой регуляции, которая проявляется в тех непосредственных условиях, обусловленных особенностями преодолеваемых трудностей. При этом, особенность тех условий, в которых проявляется «сила воли», определяется видом преодолеваемой трудности, а не деятельности. В психологии существует несколько разных определений сущности волевых качеств. В одном случае разговор идет о проявлении воли, в другом говорится о способности человека, в  третьем - о умении управлять собой и преодолевать какие-нибудь трудности и т.д. Но если волевые качества отнести к умениям, то тогда, чтобы человеку научиться преодолевать трудности, его необходимо только научить этому умению. В реальной жизни это не всегда так [11].

Пуни А.Ц. считает, что элементы волевого качества созвучны с элементами воли и содержат моральные и интеллектуальные компоненты, а также сформировавшиеся умения эти препятствия успешно преодолевать.

Тот факт, что разные авторы по разному понимают сущность волевого качества заключается в том, что в его определение включаются не одни и те же составляющие данных качеств. В подавляющем большинстве случаев среди волевых качеств отмечаются: решительность, выдержка, целеустремленность, настойчивость, стойкость, самостоятельность, смелость. К волевым качествам также отнесены: исполнительность, критичность, уверенность. При этом, некоторые проявления волевых усилий до сих пор не получили, в психологической науке, своего определения и по этой причине они не отнесены к волевым качествам [7].

 

Список литературы

1.        Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. - М.: Сфера, 2003. - 95 с.

2.        Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

3.        Корнилов К.Н. Биогенетический принцип и его значение в педагогике. «Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии», под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 2007. - 304 с.

4.        Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2014. - 583 с.

5.        Нейропсихология: Хрестоматия 3-е изд. / Е.Д.Хомской. - СПб.: Питер, 2010. - 992 с.

6.        Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В.П. М. - Педагогика Пресс, 1998. - 440 с.

7.        Пуни А.Ц. Некоторые теории воли и волевая подготовка в спорте: Психология и современный спорт / А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1993. - 308 с.

8.        Рогов Е.И. Эмоция и воля. - М.: Владос, 2001. - 240 с.

9.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2008. - 712 с.

10.      Селиванов В.И. Воля и воспитание. - Рязань.: РГПИ, 2002. - 194 с.

11.      Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии / Б.Н. Смирнов. «Вопросы психологии» № 3, 2004. - С. 64-70.