Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГИЯ МАСС В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Период перестройки стал для русского общества мостиком в новую жизнь. Демократизация политической жизни — это не только великое благо, но и огромная ответственность. Как ни странно это звучит, но оказалось, что при тоталитарном режиме жить было проще, поскольку от всех требовалось лишь «существовать», «выполнять план», «выполнять обязательства», одним словом, жить по указке, не принимая самостоятельных решений и, естественно, не неся ответственности за них. Демократизация же несет с собой не только права и свободы, но и более сложные, чем раньше, требования к гражданину. Прежде всего, это необходимость овладения нормами политической культуры, которыми определяется участие граждан в политических процессах во всем их многообразии.

Любые нормы усваиваются обществом в процессе социализации  его граждан. Как выяснилось, социализация в условиях тоталитарного режима не способствовала усвоению норм демократического общества. В результате Россия оказалась очень плохо подготовлена к свободе, к которой ее народ так горячо стремился. Эта неподготовленность проявляется во всем, начиная от пассивного отношения к своим новым политическим и гражданским правам и кончая низким уровнем культуры законодательной деятельности. Однако острым и опасным проявлением политической незрелости стал феномен толпы в самых разнообразных его формах. Поэтому в условиях демократизации существующие структуры власти и правопорядка, сталкиваясь с явлением толпы и другими массовыми феноменами, испытывают растерянность и бездействуют, либо принимают меры с запозданием, либо ошибаются при выборе средств решения проблемы.

По тем же причинам советская психологическая наука оказалась неподготовленной к анализу названных явлений и не смогла предложить своевременно практические рекомендации. Игнорировались и западные теории психологии толпы, результаты исследований этого явления. Прежде всего, необходимо внести ясность в вопрос о том, что понимать под толпой. Здесь четко вырисовываются традиционные различия между интерпретацией явления толпа с политической точки зрения, с одной стороны, и с психологической — с другой.

Философы давно  утверждают, что путь развития человечества — это путь выделения и обособления отдельного человека. Вначале человек выделяется из природы, затем — из массы себе подобных. Только обретая отдельное, индивидуальное сознание, он становился человеком-индивидом. Однако малейшие «сбои» в функционировании этого сознания вели к возвращению массовых форм поведения.

Различные авторы сходятся во мнении, что в развитии социальной психологии можно выделить несколько основных этапов. Первым этапом обычно считают период построения социально-психологических теорий, таких как «психология народов» Г. Лебона (1841-1921), «психология толпы» С. Сигеле (1868-1913) и Г. Тарда (1843- 1904), теория «инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла (1871-1938), а также публикацию трудов В. Вундта (1832-1920). В то время социальная психология развивалась преимущественно в русле европейской традиции социальной и психологической мысли, и «география» ее отражает эту особенность.

Центральная проблема в исследованиях Г. Лебона — соотношение личности и толпы. Он считал, что всем достижениям народы обязаны деятельности вождей — представителей социальной элиты. Вожди масс создают ту или иную ситуацию, формируя идеи у толпы с помощью убеждения, красноречия, повторения. Толпа руководствуется не разумом, а эмоциями. В толпе индивид превращается в подверженное влиянию крайних эмоциональных порывов и примитивных влечений существо. Лебон полагал, что психика детерминирована биологически; в основе биологического (и психического) различия групп людей лежит неравноценность рас (национальностей), следовательно, их духовные возможности неодинаковы. История для Лебона — это смена культурного доминирования рас; движущая сила революций — толпа, движимая общим эмоциональным настроем, способная и на разрушение, и на героизм.

Габриель  Тард1   считал  общество  продуктом   взаимодействия индивидуальных  сознаний, осуществлявшегося посредством общения людей. Решающая роль в эволюции общества принадлежит творчеству, благодаря которому одни люди создают новые элементы культуры, а другие воспринимают изобретения путем подражания. Основное внимание в своих исследованиях Тард уделял процессу возникновения и распространения общественного мнения, а также общению между людьми. Он выделял два типа больших социальных групп — толпу и публику. Публика, в отличие от толпы, позволяет своим представителям сохранять индивидуальные различия, несмотря на несходство идей, убеждений и мнений. Тард ввел в практику социально- психологических исследований статистические методы и методы анализа исторических документов, положив начало научным методам изучения в социальной психологии.2


1 http://yurpsy.fatal.ru/files/lica/tard.htm - Юридическая психология и не только. Биография Габриеля Тарда.


В. Вундт, немецкий философ, лингвист, психофизиолог, известен в истории психологии как создатель первой в мире экспериментально-психологической лаборатории и современного научного метода в психологии. Вычленяя «сенсорную мозаику» сознания ощущения, простые чувства, элементарные мысли, подлежащие, по его мнению, изучению с помощью измерения, он  понимал, что высшие психические функции  следует изучать совершенно иначе. К их изучению следует подходить культурно-исторически, анализируя ритуалы, мифы, легенды, религию, лингвистические конструкции и т. п. «Психология народов» Вундта оказала огромное влияние на развитие европейской, в том числе и российской, социальной психологии.

Начало второго этапа развития социальной психологии принято относить к 1908 г., когда были изданы и получили признание два первых систематических руководства по социальной психологии — У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и Э. Росса «Социальная психология». Мак-Дугалл выполнил работу в европейской традиции, а Росс выступил в качестве представителя американской линии в социальной психологии. Дальнейшее развитие социальная психология получила после Первой мировой войны (1914-1918), когда в работах Ф. Олпорта и В. Меде была сформулирована программа превращения этой науки в экспериментальную дисциплину.

После первой мировой войны в США началась активная разработка социальной психологии как экспериментальной дисциплины, а также осуществление прикладных исследований в производстве, армии, пропаганде и т. п. В этом же ключе критический анализ традиционной социальной психологии был предложен в отечественной социальной психологии. Первые упоминания о дисциплине имели место преимущественно в социологических работах: Л.И. Петражицкий, Л.Н. Войтоловский, М.М. Ковалевский. Исключение составляют лишь работы В. М. Бехтерева, в которых были обозначены психологические проблемы социальной психологии.

Третий этап развития социальной психологии на Западе совпадает с периодом, наступившим после Второй мировой войны (1939-1945) и продолжающимся до настоящего времени. Для этого периода характерна попытка социальной психологии дать  ответ на насущные вопросы  интенсивно развивающегося производства: поиск психологических средств оптимизации управления и труда в профессиональных группах, психологические проблемы отбора и обучения персонала, формирования команд, стимулирования труда и т. д.3

В течение длительного периода социально-психологические идеи разрабатывались в рамках различных философских учений. Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук — в антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, и, прежде всего — в психологии и социологии. После революции в связи с общей дискуссией о судьбах психологической науки и ее переориентации на принципы марксистской философии возникла полемика и о социальной психологии: ее праве на существование, ее предмете, границах и т. п. Была выдвинута идея Г. И. Челпанова о необходимости подведения марксистского философского фундамента именно под социальной психологии, в то время как остальная часть психологической науки должна сохранить свой статус исключительно эмпирической дисциплины. Поскольку эта идея встретила сопротивление многих психологов, участь социальной психологии была решена так, что ей вообще нет места в социалистическом обществе. Позже, в эпоху строгого идеологического диктата, социальная психология была объявлена «буржуазной» наукой. Таким образом, после дискуссии 20-х гг. наступил «перерыв» в развитии отечественной социальной психологии. К концу 50-х — началу 60-х гг. под влиянием требований практики, а также в условиях начинающейся политической «оттепели» состоялся второй этап дискуссии о социальной психологии, в результате которого она была «узаконена» при условии ориентации ее на марксистскую философию, которая была представлена преимущественно через общепсихологическую теорию деятельности.

В сегодняшних условиях социальная психология в России существует как достаточно развитая дисциплина с фундаментальными исследованиями и многообразной палитрой практических приложений. Ее основные разделы и области: общение и взаимодействие людей; психология групп; психология личности. Отдельный большой блок — практические приложения социальной психологии в производстве, образовании, управлении, сфере массовой информации, семейных отношениях, науке, политике, религии. Сегодня, психология масс изучается легально и с большим интересом. Причин для этих исследований достаточно: формирование политического мнения у народа, настроения масс, удержания или переключения внимания людей, создание положительного впечатления о компании, товаре или услуге у покупателей. Психология управления массами может быть полезной и опасной, поэтому важно осознавать всю глубину знаний.

2 http://bibliofond.ru – Электронная библиотека Библиофонд. Г. Тард «Преступная толпа».

3 http://psyera.ru/2390/etapy-razvitiya-socialnoy-psihologii - Гуманитарный портал. Этапы развития социальной психологии.



Список литературы

1.      Ольшанский Д. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002;

2.      Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М.: Мир, 1996;

3.      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1989;

4.      Немов Р.С. Общие основы психологии: В 2-х т. – М.: Просвещение, 1994;

5.      Майерс Д. Социальная психология/Перев. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1998;

6.      Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "Я". – М.: Современные проблемы, 1926;

7.      Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995;

8.      Тард Г. La foule criminelle. – П., 1892, Преступная толпа, русский перев. – М.: Институт психологии РАН, 1894;

9.      Тард Г. Личность и толпа. – СПб.: Издательство КСП+, 1903;

10.     http://sbiblio.com/biblio/search.aspx - Вундт В. Психология народов;