Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЯ (ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА)

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2019г.

Статья освещает особенности литературных способностей личности, которые необходимы писателю для создания художественного произведения.

Ключевые слова: художественные литературные способности, чувственное восприятие, повышенная впечатлительность, наблюдательность, творческое воображение, художественная интуиция, способность мыслить словесно-логическими образами, чувство языка

Проблема литературных способностей представляет большой теоретический и практический интерес для таких областей современной науки, как психология, литературоведение, психолингвистики, методики преподавания литературы и т.д. Исследования в данной области начались проводиться сравнительно недавно с 60-х годов ХХ столетия и продолжаются до сегодняшнего дня. Однако единого мнения и выстроенной теории по данному вопросу пока еще нет, существуют отдельные исследования в данной области. Проблема выявления специфики литературных способностей интересует не только исследователей (М. Арнаудов, М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, Е.А. Корсунский, А.Г. Ковалев, В.Г. Маранцман, Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова, И.В. Страхов, В.П. Ягункова и др.), но и писателей и критиков. В высказываниях В.Г. Белинского, И.А. Гончарова, А.М. Горького, Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого содержится немало интересных мыслей и догадок о природе литературного таланта и об индивидуальном своеобразии его проявления. Опираясь на высказывания писателей и работы исследователей можно определить литературные способности как:

- сложное психологическое образование, в структуре которого имеются различные свойства или компоненты, одни из которых являются ведущими, другие опорными, а третьи составляют определённый фон, необходимый для плодотворной деятельности (А.Г. Ковалев, 1960г.);

- сложное психическое образование, охватывающие разнообразные стороны интеллектуальной деятельности и эмоциональной сферы человека и тесно связанные с его индивидуально-личностными особенностями (В.П. Ягункова, 1964г.);

-   сложный комплекс общих, специальных способностей и индивидуально-личностных способностей (М. Арнаудов, 1969г., В.Г. Маранцман 1995г.);

-   не только дифференцированные способности, которые складываются в процессе профессиональной деятельности, но и способности интегрированные, проявляющиеся в довольно обширных сферах духовной деятельности человека, т.е. это интегрированное качество психики человека «ансамбль свойств личности» (Н.Д. Молдавская, 1976г.).

Литературные способности, как мы видим, представляют собой сложный интегрированный комплекс общих и специальных способностей, которые обнаруживаются и развиваются не только при известных внешних условиях жизни человека, но и при определённом уровне развития внутренних качеств личности, формируемых в процессе развития и воспитания. Литературные способности у человека проявляются не наличием отдельных качеств личности, а всем комплексом и отсутствие одного из них может нарушить целостность творчества писателя. Рассмотрим более подробно, какие качества личности исследователи относят к литературным способностям. Как мы говорили выше, литературные способности имеют две разновидности: читательские (перцептивные) и творческие (писательские). Именно во втором виде происходит раскрытие и проявление вербальной креативности личности. Творчество писателя способно «заразить» других людей чувствами и мыслями в то же время вовлечь собеседника в процесс сотворчества. Граница между читателем и писателем именно в этом и заключается, автор приглашает к сопереживанию, вовлекая читателя в свой мир. Для писателя материалом творчества является сама жизни во всех ее проявлениях, и его задача заключается в создании своего художественного мира, отражающего его видение и мировоззрение.

Создавая художественные произведения писатель, в первую очередь, ориентируется на читателя, а его творческая деятельность рассматривается как коммуникативная. Коммуникативная установка на читателя является естественным и непременным условием творческого литературного процесса. Эта установка проявляется в желании иметь свою «публику», своего читателя, солидарного с автором в его мировоззрении. Она воздействует на процесс восприятия писателем мира и обнаруживается в склонности словесно формулировать свои наблюдения, облегчая их восприятие читателем, в стремлении донести до него вне особенности своих мыслей и настроение, увлечь за собой. Как отмечает Л. Жабицкая, коммуникативная функция художественной литературы может быть выражена следующей схемой:


Писатель познает жизнь и создает свою образную художественную модель мира. Идейно- эстетическая информация – результат познания и ценностной интерпретации мира писателя – воплощается в произведении. Читатель, знакомясь с произведением, проникает в художественный мир его, видит то, что видел художник, понимает его миросозерцание и в известной мере «заражается» авторским мироощущением, поддаваясь его внушению. После этого читатель переходит к критической оценке, интерпретации литературного произведения в свете своего эстетического вкуса и идеала, соглашаясь или не соглашаясь с автором, принимая или не принимая его эмоционально. Талантливый писатель не только создает свое произведение для восприятия читателями, но и сам выступает в роли увлеченного читателя, обогащая свои знания о мире, жизни и человеческой души, учится анализировать текст и развивает свой собственный стиль. Однако, огромное место в создании автором собственного художественного словесного шедевра играют специальные литературные способности - творческие способности. К творческим способностям, относятся:

1.   Чувственное восприятие – это чувственное содержание, т.е. впечатления, которые порождает какой-либо предмет, воздействуя на наши чувства. В элементарных переживаниях заключается отправная точка реалистического изображения мироздания и фактической картины мира в словесном искусстве. Особенность восприятия писателя заключается в том, что впечатления, полученные от разных органов осязания очень отчетливы, глубоко врезаются в память и надолго сохраняются в ней. Как отмечает М. Арнаудов, из пестрого и лишённого единства потока впечатлений, данных в конкретную минуту внутренний механизм художника отбирает и удерживает вереницу образов, в которые входят только самые характерные черты пережитого. При этом сохраняется только то, что можно чрез какой-то промежуток времени восстановить и заново пережить все впечатления и чувства, охватывающие автора в тот момент. И все это для того, чтобы умело «наносить черту за чертой схваченного некогда открытыми глазами, всеми чувствами» [1]. В литературных произведениях часто встречается создание образа и описание через впечатления, полученные посредством зрительных и слуховых восприятий, однако есть писатели, для которых вкусовые, тактильные и осязательные впечатления  приобретают особую художественную ценность. Автор не только передает через слово запах, цвет и вкус предмета, но и характеризует вещи и людей (персонажей).

Таким образом, чувствительное восприятие писателя\поэта отличается следующим: во-первых, впечатления очень отчетливые и надолго сохраняются в памяти; во-вторых, автор при первом же восприятии выделяет и удерживает только характерные черты предмета или явления; в-третьих, в любой момент может воспроизвести и заново пережить впечатления, полученные им когда-то; в-четвертых, подобрать такие выразительные и синтаксические формы, которые воссоздадут у читателя пережитые эмоции и чувства писателя.

2.    Повышенная впечатлительность – это зрение и слух автора, обращенные к окружающему миру, при котором он быстро подмечает, точно схватывает и то, что привлекло его внимание, оставляет неизгладимые впечатления. Как видим чувственное восприятие тесно связано со вниманием. Художника отличает особая сила восприятия и внимания, когда он способен сроднится с миром видимого, чем напряжённее внимание, тем ощущения, широта и ясность впечатлений больше. Писатель способен отдаваться глубокому и спокойному созерцанию, будучи как будто «идентичным с природой». «На этой особенной поглощенности зиждется как мнимая рассеянность писателя, когда он охвачен одной идеей настолько, что все остальное ему безразлично, так и прочность воспоминания о пережитом, когда оно под напором внимания и связанной с ним мускульной иннервации приобрело способность к живой и точной репродукции, оставило какое-то «органическое» расположение к тождественным или весьма близким к нему представлениям и возбуждениям» [1]. В результате легкости и точности восприятия творчество ряда поэтом/писателей сводится к добросовестному и внимательному подбору впечатлений, нанесенных одно за другим в хронологическом порядке без определенной композиционной организации и объединяющей идеи. Отличительной особенностью внимания писателя от обычных людей является то, что объект мысли художника остаётся неизменным на протяжении многих часов, при этом внимание поддерживается непрестанно и все предметы крепко связаны между собой и объединены одним рациональным принципом, единой целью - познать мир и его составляющие, слиться с ними, «насытить ими свою мысль», что говорит об инстинктивном стремлении автора воссоздать мир в его истинном виде, без участия рефлексии. Поэтому художник планомерно и неуклонно культивирует свою волю для познания мира, охватывая все новые и новые горизонты.

3.     Наблюдательность, имеющая аналитический характер. Обладая ее, автор проникает в скрытую сущность предмета или явления, человека или общества через внешние проявления (одежду, поведение, обстановку, речь, слова, споры и т.д.). Писатель, схватив, существенное в объекте, тут же начинает сопереживать другому, мысленно ставя себя в положение другого человека. Аналитическая наблюдательность помогает писателю раскрыть в тексте сущность своих героев через их поведение и речь или мимолётное упоминание о детали одежды, которая скажет о характере персонажа гораздо большее нежели полное описание. Через наблюдение писатель старается познать, проникнуть в окружающий его мир для того, чтобы отразить весь человеческий опыт, преобразовать его в художественном произведении. Несомненно, что большинство созданных писателями образов и героев взяты прямо из жизни, они сосуществовали вместе с ними. По нашему мнению, способность художника к аналитической наблюдательности исходит от острой потребности писателя «стать голосом» этого безмолвного мира, который открывает ему в эстетическом переживании свою потаенную внутреннюю жизнь и неутилитарную ценность, но сам не может поведать о ней» [3].

Так писатель во всей своей манере мыслить и понимать мир является художником, для которого наблюдение — главный источник образов и портретов. По мнению А.Мелик-Пашаева отношение художника к миру состоит в том, что он воспринимает чувственный облик вещей как выражение внутренней жизни, в чем-то родственной его собственной, и переживает собственное единство с предметом эстетического отношения и с миром в целом. И это – незаменимая психологическая первооснова всякого художественного творчества.

4.   Творческое воображение, которое имеет решающее значение и является ведущим компонентом литературных способностей и вербальной креативности писателя. Творческое воображение является важным психологическим компонентом вербальной креативности. Большое значение воображения в творческой деятельности отмечали сами писатели. Так Горький считал воображение «одним из наиболее существенных приемов литературной техники, создающей образ». В. Шишков отмечал, что без воображения нет и искусства, «фантазия из потока действительных переживаний, наблюдений, фактов вьет творческий узор вымысла, и этот вымысел под иным пером может оказаться верней, доподлинней живой правды». Без развитой способности  воображения  не может  быть писателем создан  полноценный художественный образ. А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, А.Б. Никитина, Н.Ф. Чубук и др. исследователи справедливо замечают, что воображение писателя необходимо рассматривать не в общепсихологическом смысле термина - как возможность выйти за рамки наличной ситуации, представив себе нечто такое, что отсутствует в данный момент, но было, будет или может быть; а как способность перекомбинировать элементы своих впечатлений, создавая сочетания, которых не было или не могло бы быть в реальной действительности; как способность «схватывать целое раньше частей» и т.п. Воображение художника – «это способность делать невидимое содержание – видимым, неслышное облечь в звучания, передать в поэтическом слове то, чего не ухватывает обычная речь…» [3].

Творческое воображение писателя проявляется везде и всегда, она вклинивается даже в его восприятие, отражая отдельные черты явления, лица или характера, писатель дорисовывает и создает целостный образ, картину. Воображение писателя проявляется также в способности отчетливо и ярко представлять как увиденное, так и созданные образы – то, что в литературе называется способностью внутреннее видения. О силе данной способности Гончаров писал: «Я…увлекаюсь больше всего (как это заметил обо мне Белинский) «своею способностью рисовать». Рисуя, я редко знаю в ту минуту, что значит мой образ, портрет, характер, я только вижу его живым перед собой и смотрю, верно ли я рисую, вижу его в действии с другими, следовательно, вижу сцены и рисую тут этих других…».

В целом, творческое воображение писателя имеет ряд специфических особенностей:

-     ярко выраженная образность представлений, приближающаяся во многих случаях к живости непосредственно воспринимаемых предметов и явлений, «ощутимость» образов фантазии при преимущественном развитии зрительных и слуховых представлений;

-      относительная легкость возникновения образов фантазии, обилие жизненных впечатлений, стимулирующих творческое воображение, что является одним из выражений восприимчивости художника;

-   побудительный характер образов фантазии, усиливающие потребность художника в воплощении накопленных впечатлений, сохранение их устойчивости вплоть до литературной обработки произведения;

-   интенсивность творческой фантазии, обилие образов и возникающих на этой основе ассоциаций с их последующим анализом и синтезом средствами словесного искусства;

-       творческая переработка жизненного материала, разнообразие способов преобразования представлений, которые необходимо понимать как различные проявления аналитической и синтетической деятельности;

-   синтетический характер образов фантазии, их картинность и динамичность.

5.   Художественная интуиция – является незаменимой спутницей творческого процесса писателя. Бергсон говорит об интуиции как об определённом роде интеллектуального вникания, силой которого человек переносится в сущность предмета, чтобы найти в нем единственное и невыразимое. Говоря о важности этого мыслительного процесса в художественном литературном творчестве М. Арнаудов отмечает, что «интуиция необходима во всяком искусстве, во всяком творческом восприятии действительности, которое обращает внимание на новое, особенное, непредвиденное в окружающих нас вещах или в нашей душе» [1]. Паскаль, отмечая значение художественной интуиции, называл ее «инстинктом, природой, идеей об истине» – «подлинным источником  познания». Интуиция для него является синонимом «сердца», сразу постигающего скрытую сущность вещей. Паскаль утверждал, что интуиция со всем инстинктивным, что ей присуще, обладает чрезмерной естественной ясностью, которая убеждает ум сильнее, нежели обсуждение, рассуждение. В этом смысле высказывается и Бальзак, когда подчёркивает непредвиденно быстрое появление поэтической концепции, внезапное раскрытие причин и правильного соотношения вещей. В психологической науке интуицию рассматривают как эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода; внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов; мгновенное и ясное постижение истины. Признаками интуитивных процессов являются моментальность, неосознанность, иррациональность, автономность, синергетичность, непроизвольность и непредсказуемость. Основная цель интуиции заключается в создании гармоничного образа или системы мыслей. Она помогает мгновенно воссоздать целостный художественный образ.

6. Способность мыслить словесно-художественными образами и создавать новые образы и сюжеты (Н.Д. Молдавская, А.Г. Цейтлин). Данная способность является основным структурообразующим моментом, с помощью которого может быть построена структура частных литературных способностей. В поэтическом образном слове как бы аккумулируется вся многоцветность и разнообразие форм объективного мира и создается новое видение бытия, новые оригинальные образы и сюжеты. В этом и заключается наивысшая степень развития способности мыслить словесно-художественными образами. Как справедливо отмечает Н.Д. Молдавская, когда речь идёт о способности мыслить словесно-художественными образами, тогда в первую очередь выступает как предмет познания сама литература во всей ее художественной специфике как вида искусства, средством которого является образное слово. Данная способность – это, прежде всего, способность воспринимать словесное искусство как специфическое выражение художественного содержания. Способность мыслить словесно-художественными образами является также своего рода структурной связью в динамической системе взаимодействия художественного творчества и художественного восприятия, т.е. «через эту способность проходит путь от сердца писателя к  сердцу читателя» [4]. Творческая деятельность в области литературы не возможна без способности мыслить словесно-художественными образами. (Более подробно данную способность мы рассмотрим в главе, посвященной особенностям вербального текста). На основе увиденного, услышанного, прочувствованного из реального мира с помощью слова создаются новые оригинальные миры, образы и сюжеты, отражающие многообразие форм действительности.

7. Чувство языка (В.П. Ягункова, В.Г. Маранцман). Чувство языка определяется Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, А.М. Орлова, Б.И. Додонова, С.Ф. Жуйкова, Н.В. Имедадзе, И.Т. Васильевой и другими исследователями,  во-первых,  как  совокупность  ассоциативных  обобщений  языковых  фактов,  т.е. совокупность особого рода знаний о языке, характеризующаяся низким уровнем осознанности. Чувство языка в исследованиях этого направления тождественно ассоциативным механизмам, компенсирующим дефицит строгого знания о языке. При этом понимание происходит от семантики  материала, которая закреплена в языковом сознании как связь: «смысл – форма – функция» начиная с первого звена – «смысла». И лишь впоследствии улавливаются его связи с другими звеньями, которые могут носить и неформализованный характер, т.е. с неизбежностью потребуют для их восприятия участия интуиции, или чувства языка. Во-вторых, чувство языка рассматривается как автоматическая сторона речевых процессов, где язык сводится к языковой компетенции, связанной с особыми процессами языкового мышления, использующими те же механизмы, что и рациональное мышление, но в автоматизированном виде. Специфика языкового чутья в данном направлении заключается в том, что ориентировка в ситуации решения той или иной проблемы, связанной с языком, осуществляется не по отдельным ее признакам, а по общему образу - матрице, которая является системой связей, возникших в результате обобщения множества речевых ситуаций, участниками которых был носитель языка. При этом матрица функционирует как фильтр: она позволяет человеку контролировать свою и чужую речь, не только на уровне верно/неверно, но и привычное/непривычное, удачное/неудачное и т.д. построение высказывания. В-третьих, чувство языка понимается как особый механизм языкового мышления, который связан с различными видами специфических обобщений, осуществляемых посредством механизмов, отличных от осознавания грамматических понятий и отношений (Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, Н.В. Имедадзе, И.Т. Васильева). Основная мысль данного подхода заключается в том, что связи слова и значения не запоминаются, а каждый раз создаются заново: представление о какой-то ситуации вызывает у человека определенное состояние (установку), в котором он порождает те или иные слова и высказывания. Усваиваются не отдельные слова, а лишь определенные принципы порождения, присущие тому или иному языку. Механизмы, которые реализуют эти принципы, носителем языка не осознаются. При этом просматривается тесная связь с семантической стороной языка, где преобразование одних синтаксических конструкций в другие осуществляется более оперативно при опоре на анализ семантической структуры предложения, нежели при ориентации на формально-грамматические признаки. В результате чего исследователями данного направления было установлено, что еще до осуществления поисковых проб преобразования у  многих испытуемых формируется гипотеза о возможности или невозможности преобразования того или иного конкретного предложения. Основания этой гипотезы не осознаются. Но количество верных гипотез и верных вариантов преобразования коррегируют между собой. Таким образом, гипотеза, основанная на чувстве языка, предшествует самому решению задачи, эксперименты показали, что чувство языка выполняет, помимо контрольной функции, и функцию прогностическую в процессе работы школьников с неформализуемыми аспектами языковой системы.

Исходя из разных подходов к пониманию сущности чувства языка, можно вывести обобщающий вывод: чувство языка - это интуитивный компонент языковой компетенции, который способствует пониманию отдельных высказываний и целостных текстов на основе их скрытых семантических связей. Чувство языка выполняет три функции, в основе которых лежат операции с невербальными образами, порожденными восприятием текста: импликативная – проникновение в подтекст, т. е. извлечение из текста скрытой, неэксплицированной в слове, информации («скрытых смыслов»); эстетико-эмпатийная – проникновение в личное отношение автора к описываемым событиям, персонажам и т. д.; эмоционально- оценочная – непосредственная оценка текста как хорошо или плохо написанного.

Указанные творческие литературные способности имеют тесную связь с деятельностью мышления, восприятия и памятью. Выступая в тесной взаимосвязи между собой, они участвуют в создании художественного образа, приобретая специфическую избирательность, как бы и сами превращаются  в художественные способности.

 

Список литературы

 

1.       Арнаудов М. Психология литературного творчества. – М.: Прогресс, 1969.

2.       Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2013.

3.       Мелик-Пашаев А., Новлянская З.Н. Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы: Методическое пособие. – М.: Посвящение, 2010.

4.       Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика 1976.