Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОД ИГРОТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В ПСИХОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Психолого-педагогическая коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи. В настоящее время термин "психологическая коррекция" достаточно широко и активно используется в практике работы дошкольных учреждений. А между тем, возникнув в дефектологии, он применялся первоначально в отношении лишь аномального развития. В работах отечественных исследователей уделяется внимание как собственно психологическим особенностям личности ребенка, так и особенностям его социальной сферы, в первую очередь семьи (А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, Р.А. Зачепицкий, Е.К. Яковлева, А.С. Спиваковская). При этом исследователи полагают, что при выборе коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность, которая обусловливает выбор и построение методов [5]. Вот почему при работе, с детьми дошкольного возраста, большое распространение получили методы психолого-педагогической коррекции, в основе которых лежит игра.

Особенно широко в психолого-педагогической коррекционной работе используется ведущая деятельность детей. В дошкольном возрасте – это игра в различных ее разновидностях (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация, режиссерская). Ее успешно применяют как для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов общения. Игра безоговорочно признана универсальной формой психолого-педагогической коррекции в дошкольном периоде. Опора на игровые, значимые для дошкольника мотивы в коррекционных занятиях делает их особо привлекательными и способствует успеху в психолого-педагогической коррекции.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является игротерапия. По мнению А.Я. Варга, игровая терапия — нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем. Г. Л. Лэндрет сравнивал по значимости речь для взрослого и игру для ребенка, для дошкольника игра является естественной потребностью, выступающей условием гармоничного развития личности [4]. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей среднего дошкольного возраста. В частности, посредством игротерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями и т.д. Кроме того, процесс игротерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Игровая терапия является относительно молодой отраслью современной психологии, которая ориентируется преимущественно на работу с детьми. Появившись в первой половине XX века в недрах психоанализа, игровая терапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методов. Игротерапия, как метод был озвучен и воплощен в 1992 году на спецкурсе по психологии в частном Университете для будущих преподавателей-искусствоведов. А в 1997 году с методом игротерапии были теоретически и практически ознакомлены врачи на курсах повышения квалификации на кафедре гомеопатии при Академии последипломного образования врачей Минздрава РФ.

Основные задачи игротерапии:

1) облегчение психологического страдания ребенка;

2) укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

3) развитие способности эмоциональной саморегуляции;

4) коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;

5) коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Характерная особенность игры – ее двуплановость, которая обуславливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Цель игротерапии, состоит в том, чтобы помочь ему утвердить свое «Я», чувство собственной ценности. Ребенок, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

В игротерапии выделяют основные виды и формы [5]:

1) по теоретическим подходам:

а) игра ребенка представляет собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения.

б) игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.

2) по функции взрослого в игре:

а) директивная (направленная) игра, в которой предполагается активное участие взрослого с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и норм. Здесь взрослый – центральное лицо в игре - берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения. Ребенку предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате игры происходит осознание ребенком себя и своих конфликтов.

б) недирективная (ненаправленная) игра, в которой используется свободная игра как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:

- расширение репертуара самовыражения ребенка;

- достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции;

- коррекция отношений в системе «ребенок – взрослый».

В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи психолого-педагогической коррекции личности ребенка путем формирования адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником. Игровая терапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства. Цель игры в таком подходе - помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи.

3) по форме организации:

а) индивидуальная игротерапия. Если социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии.

б) групповая игротерапия. В случае, если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой психолого-педагогической коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия. Цели групповой игротерапии следует определять как терапевтические в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели для каждого ребенка в целом.

4) по структуре используемого материала:

а) структурированный материал (игрушки из реальной жизни, игрушки, помогающие отреагировать агрессию, строительные игры). К структурированным играм относятся игры в семью (людей и животных), агрессивные, с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие конструктивные и деструктивные намерения.

б) неструктурированный материал. К неструктурированному материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его помощью ребенок может косвенно выражать свои желания. Этот материал способствует также развитию сублимации. В частности, занятия с неструктурированным материалом особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им.

Таким образом, исходя из психологических особенностей метода игротерапии в психолого- педагогической коррекции страхов детей среднего дошкольного возраста, игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте. При этом она несет еще и диагностическую, и обучающую функцию. Игре, по ее развивающему потенциалу, по конечному эффекту, в дошкольном возрасте отводится центральное место. Формы и виды игровой терапии определяются особенностями конкретного ребенка или группы детей, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. При выборе форм игротерапии следует исходить из конкретных задач коррекции психического развития, которые могут быть решены именно этими средствами, а также из того, насколько стабильны показатели эффективного воздействия на ребенка, игротерапии. Поэтому игротерапия широко применяется не только в целях коррекции, но и в профилактических и психогигиенических целях.

 

Список литературы

 

1.Буслаева М.Ю. Социальная депривация как источник психологической угрозы психическому развитию дошкольника // Вестник Шадринского государственного педагогического института. Научный журнал. – 2014. – №4(24). – С. 147-150.

2.Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью / Н Г. Вологодина.- М.: «Феникс», 2006.

3. Выготский Л.С. Детская психология: Собрание Сочинений / Л. С. Выготский. - М., 2002.

4.    Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие / Г.Н. Лаврова. - Челябинск: ЮУрГУ, 2005. - 90 с.

5. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. - М., 2003.

6.   Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. -512 с.