25 февраля 2017г.
Аннотация: В настоящее время наметился путь к интеграции областей естественнонаучных исследований. Вследствие этого встает задача фундаментализации естественнонаучного образования в школе и в вузе.
Особое значение начинает приобретать не только прочность и глубина, но и востребованность фундамента, на котором выстраивается и профессиональная подготовка.
Только фундаментальное образование дает такие знания, которые позволяют ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу.
В данной статье показано, что формирование научной картины мира – есть важнейший фактор фундаментализации образования.
Ключевые слова: фундаментализация образования, научное мировоззрение, научная картина мира Проблема фундаментализации обучения указывает на то, что она продолжает оставаться актуальной и нуждается в дальнейшей разработке. С фундаментализацией образования связывают такое изменение содержания обучения, которое обеспечивает переход от эмпирического (на основе опыта) отбираемого учебного материала на систему научных, обобщенных теоретических знаний. Фундаментализация предполагает выделение таких структурных единиц в систем научного знания, которые имеют наиболее высокий уровень обобщения в них явлений действительности, их свойств и отношений. При этом все другие варианты этих единиц знания являются специальными случаями при определенных ограниченных параметрах исходных структурных единиц.
В результате фундаментализации образования обучаемые вместо большого числа частных явлений усваивают небольшое число инвариантов знания, все же существующие частные случаи могут разобрать самостоятельно, без специального обучения.
Фундаментализация нуждается в специализации (профессионализации), профессионализация, в свою очередь, - в фундаментализации. Если первая обеспечивает наиболее общие и теоретические знания (глубину образования), то вторая – «отработку» и усвоение общих способов на серии конкретных, практически значимых для любого профиля специалистов задач (широту образования). При этом конкретные, профессионально-ориентированные задачи, помимо того, что выступают в роли средства отработки, способствуют более высокой мотивации учебной деятельности обучаемых.
Интеграция научных знаний предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежных со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении научных, производственных и народнохозяйственных задач.
Общими для дисциплин естественно-научного цикла задачами являются:
1) формирование научного мировоззрения и современной научной картины мира;
2) формирование общепредметных умений в видах деятельности, общих для данных предметов.
Формирование научной мира является одной из главных задач в условиях фундаментализации образования.
Фундаментальное образование позволяет, прежде всего, обеспечивать системный уровень познания действительности, использовать механизм самоорганизации и саморазвития различных процессов; овладевать основами единой человеческой культуры в ее гуманитарной и естественнонаучной аспектах; формировать целостную картину мира, представленного миром космоса и общества, взаимодействие человека с природой.
Для реализации фундаментализации естественнонаучного образования, наряду с изучением традиционных курсов биологии, физики, химии, экологии, немаловажную роль играет и интеграционный курс «Концепция современного естествознания».
Изучение традиционных и интегративных курсов поможет студентам:
1) осмыслить диалектику развивающегося мира как единой целостности системы;
2) осознать единство естественнонаучной и гуманитарной культуры как двух взаимосвязанных компонентов единой культуры;
3) понять генезис жизни – возникновение жизни из неживого, исходя из особенностей
биологической и химической форм организации материи;
4) постичь специфику естественной и гуманитарной культур, состоящую в том, что знание о природе постоянно совершается;
5) уяснить, что развитие науки осуществляется через накопление фактов, разработки фундаментальных теорий и через научные революции, в результате которых происходит смена научной картины мира.
Формирование естественной научной картины мира в условиях фундаментализации образования не будет целостным, если не будет уделено внимание:
- интерпретации пространства и времени как формы существования материи;
- отсутствию гармонии деятельности человека с природой;
- постепенной утрате своей способности природы к самовосстановлению в результате разрыва естественных связей человека с природой;
- проблеме исчерпания природных ресурсов и связанной с ней энергетической и продовольственной проблеме;
- проблеме экологического кризиса, вызванного загрязнением среды обитания, воздушного, водного бассейна и почв;
- росту гибельных последствий в результате бесконтрольного и потребительского отношения к природе.
Важнейшим способом реализации фундаментализации образования, формирования научной картины мира и раскрытия содержания понятий является выявление сущности объясняемого объекта. Способами формирования понятий могут быть следующие:
1) чувственно-конкретное восприятие и выделение родовидовых признаков;
2) индуктивное объяснение;
3) дедуктивное объяснение;
4) диалектическое объяснение. Методы, применяемые при формировании понятий:
1) анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, определение;
2) метод научной индукции;
3) метод моделирования, метод мысленного эксперимента;
4) метод аналогии;
5) метод восхождения к конкретному.
Таким образом, если целенаправленно приобщить студентов к научному объяснению, установлению причинных, генетических, функциональных и структурных связей, применению научных методов, то у них будут сформированы материалистические убеждения, обобщенные интегральные представления о природе, а также правильный подход к учебно-познавательной деятельности. Все это способствует формированию научной картины мира.
Список литературы
1. Саламов А.Х. Обучение химии на основе межпредметных связей. – Дисс. канд. пед наук. – Москва, 2003.