Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАТЮРМОРТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2018г.

Художественное образование и эстетическое воспитание гармонизирует и развивает способности человека, необходимые в различных областях творчества. В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, лабильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим, развитие творческих способностей школьников становится очень актуальным. Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.

Предмет «Изобразительное искусство» преследует цель эстетического, художественного, эмоционального развития детей, учит видеть красоту окружающего мира. Красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Поэтому проблема эстетического образования и воспитания детей является актуальной и значимой для современного учителя.

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлены задачи значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Особое внимание уделяется необходимости развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Решить данные задачи помогают уроки изобразительного искусства.

Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие в детях способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и окружающем мире. Изобразительное искусство в школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках ИЗО ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения.

Творческие способности детей развиваются в ходе разнообразной художественной деятельности - рисования (графического, живописного, декоративного), работы с бумагой (аппликация, конструирование), лепки (из пластилина), создания коллективных работ. Основным же направлением эстетического развития детей является работа с натуры, данный вид работы позволяет ребенку познавать окружающий мир, развивать глазомер, умение сравнивать предметы, изучать формы и цвет предметов, а также решать проблемы светотеневых и тональных отношений в художественной работе. Натюрмортная живопись является важным компонентом процесса активизации творческого развития и способностей учащегося. При изучении данной темы повышается качество образовательного процесса в художественной сфере деятельности, у учащихся проявляется более профессиональный подход к творчеству, более детальное изучение предметов, а также они учатся грамотно использовать художественные материалы. В дополнительном образовании работа с натуры -это неотъемлемая часть обучения и является одним из самых главных направлений в обучении. Практическая работа над натюрмортом может быть вполне разнообразной и выполнять ряд разных задач, к примеру если создать две постановки разных по колориту, то учащиеся могут с помощью наблюдений и смешения оттенков изучать теплые и холодные цвета. Если поставить натюрморт на сближенные тона, то задача для учащихся будет совершенно другая, искать разные оттенки в похожих предметах по цвету. При работе над натюрмортом простым карандашом задачи также могут быть совершенно разные, начиная от линейного решения постановки, до тонального решения штриховкой данных предметов. Также для реалистичного изображения натюрморта могут использоваться разные материалы. Для живописи это может быть гуашь, акварель, масляные краски или акрил. Для графики- это простой карандаш, уголь, сангина, соус, сухая пастель или тушь. Для маленьких детей в возрасте от 6-10 лет тема натюрморта довольна сложная, но чтобы заинтересовать учащихся нужен особый подход при работе с натурными постановками. Начинать нужно с малых форм, таких как фрукты, овощи и постепенно переходить к более сложным предметам. Не стоит забывать о геометрических телах, ведь если учащийся сможет построить эти предметы в объёме, то в дальнейшем у него не будет возникать никаких сложностей при любых других постановках.

Педагог должен с особой внимательностью подходить к составлению натюрморта. Составление натюрморта нужно начинать с замысла, а также с постановки учебной задачи( конструктивной, графической, живописной) Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево. При пространственном решении натюрморта на первый план в виде акцента можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки . Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение - искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением).

Искусство пробуждает у детей младшего школьного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи младших школьников учат понимать гармонию природы. Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Основной целью художника является правильное изображение предметов. В реалистическом искусстве формы и фактура предметов изображаются так, как они существуют в природе, и как их воспринимает человеческий глаз. Для этого учащийся должен знать правила и приёмы изображения форм на поверхности бумаги в объёме. Таким образом, рисование с натуры составляет основу обучения изобразительному искусству, что требует особого внимания данному виду работ в профессиональных изо-студиях и художественных школах. Поощряя в процессе занятий детей стремящихся найти свое собственное восприятие предметного мира, учитель задает определенное настроение ходу работы для всех детей. Это соответственно формирует у них стремление собственного эмоционального восприятия, поиска своих оригинальных средств изобразительного выражения. Важная задача учителя помочь детям в этом поиске, показать разнообразные технические приемы и средства создания изображения.

 

Список литературы

 

1. Дубровин, В.М. Живописные основы художественной грамоты: монография / В.М. Дубровин; науч. ред. В.В. Корешков. – М.: МГПУ, 2012. – 212 с.: ил.

2. Пензин, И.С. Зарисовки и наброски / Современные наукоемкие технологии. Пенза: Издательский дом «Академия Естествознания». 2004, №6. С. 67-68.

3. Рощин, С.П. Живопись. Основы теории и практики. М.: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008., 216 с.

4. Рощин, С.П. Мотивация художественного образования как важнейшая задача методики преподавания изобразительного искусства / М.: Вестник МГУКИ №4. 2009. С. 139-143.

5. Рощин, С.П. К вопросу научного обоснования методики преподавания изобразительного искусства / Искусство и образование №1.- М.: Международный центр «Искусство и образование». – 2010. С. 91-97. 6..Рощин, С.П. Основы методики обучения изобразительному искусству в контексте развития основных мыслительных операций учащихся / Музыка и живопись как средство коммуникации. – Махачкала: Типография ФОРМАТ. 2012. – с. 60-68.

7.    Рощин, С.П. Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога. / Монография.- М.: МГПУ. 2013. – 112с.

8.    Семенова, М.А. Мастер-класс как система творческого показа / Педагогика искусства №4. М.: Институт художественного образования и культурологи РАО. – 2008. С. 98-127.

9. Филиппова, Л.С. Изобразительная грамота как основа пленэрной практики / Наука и школа №5. – М.: МПГУ. – 2015. – С. 184-189.

10.    Филиппова, Л.С. Применение принципа «от общего к частному» в подготовке начинающего художника к пленэрной практике / Историческая и социально-образовательная мысль №6-2. – Краснодар: «Кубанская многопрофильная академия подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов». – 2015. – С. 332-335.

11. Филиппова, Л.С. Эстетические и научные обоснования природы восприятия цвета / Наука и школа №4. – М.: МПГУ. – 2012. – С. 163-165.