Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Аннотация:
Приобщение ребенка к изобразительному искусству  принципиально важно для  художественного развития,  потому что при  всем этом  приобретается социокультурный навык. В дошкольном возрасте дети получают начальные сведения о изобразительном искусстве, общаясь с  различными его видами и жанрами. В целостном процессе приобщения к миру художественной культуры и эстетическим ценностям происходит активизация нравственно-эстетических чувств, художественно-познавательных интересов, художественного мышления.

 Ключевые слова: парадоксальность художественного мышления, особенности свойств парадоксальности, дети старшего дошкольного возраста.

 Annotation: The child's  admission to the fine arts is fundamentally important for artistic development, because with this a sociocultural skill is acquired. At the preschool age, children receive initial information about the fine arts,  communicating with various types and genres. In the  whole process of familiarizing the world of artistic culture with aesthetic но values, there is an но intensification of но moral and но aesthetic feelings, но artistic and cognitive interests, artistic thinking.Key words: paradoxicality of но artistic thinking, но peculiarities of paradoxicality, children of senior preschool age.

В современном мире проблема развития художественного мышления должна занимать одно из главных мест в образовательном и воспитательном процессе, начиная с дошкольного возраста. Анализируя различные исследования таких авторов как Г.Н. Кудиной, Л.П. Масловой, Н.Н. Поддъякова, В.Д. Шадрикова и др., мы пришли к выводу, что в последнее время у подрастающего поколения возникают затруднения в художественно-эстетическом восприятии мира, что выражается в их практическом отношении к художественным ценностям. Поэтому для гармоничного развития личности, необходимо уделить особое внимание развитию художественного мышления.

Феномен художественного мышления представляет собой сложное многоуровневое явление, которое объединяет в себе аксиологическую, образно-познавательную и эмоционально-эстетическую характеристики бытия. Художественное мышление присуще не только художнику. (Л.С. Выготский, А.Л. Андреев, А.Л. Лилов, Б.С. Мейлах и др.). Его формированию уделяли большое внимание педагогические исследования, которые охватывают младший школьный и юношеский возрасты на материале использования таких средств, как литература, музыка, живопись (Г.Я. Акадин, Н.П. Антонец, А.А. Голуб, О.А. Ковалева, Т.И. Кучина, И.А. Медведева, Н.А. Стариченко).

Из всех детских видов деятельности, непосредственно продуктивная изобразительная деятельность способствует художественно-творческой самореализации ребенка (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.). В теории и практике развития художественной деятельности дошкольников, мало изучались особенности художественного мышления. Исследователями рассматривались различные аспекты эстетического восприятия, эстетических суждений, оценок и т.д. в контексте развития наглядно- образного мышления детей.

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития изучаемого феномена, так как для этого имеются все необходимые предпосылки, прежде всего, свободное владение различными наглядными образами при активном участии творческого воображения и образной памяти. К тому же следует учесть возможности использования старшими дошкольниками художественно- отобразительных средств и эталонов; готовность идти от замысла к его воплощению, от мысли к действию, а не наоборот. Кроме этого, для создания старшими дошкольниками художественного образа, который является продуктом художественного мышления, значимыми являются психологические новообразования: появление «умных эмоций» и «эмоциональной мысли» (Л.С. Выготский); зарождение символической функции мышлении (Ж. Пиаже); элементов логического мышления (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.С. Рубинштейн и др.); овладение смысловой стороной речи, эмоционально-оценочной лексикой (В.И. Логинова, С.Л. Рубинштейн, О.И. Никифорова, Б.М. Неменский и др.). Существуют исследования, которые показывают возможность овладения детьми старшего дошкольного возраста метафорами на материале ознакомления с пословицами и поговорками, парадоксами в творческой мыслительной деятельности (К.И. Алексеева, Н.Д. Арутюнова, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконини др.).

При изучении психолого-педагогической литературы, нами были выявлены следующие противоречия:

-      развивая ребенка как реципиента (зрителя) и как созидателя, способного эмоционально эстетически видеть мир, выражать свое субъектно-актуальное содержание в изобразительной деятельности, важно научить понимать и создавать авторские художественные образы, используя для этой цели специфические возможности парадоксальности художественного мышления;

-     Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития изучаемого феномена, так как для этого имеются все необходимые условия, прежде всего, свободное владение различными наглядными образами при активном участии творческого воображения и образной памяти.

-     Парадоксальность способствуют созданию новой художественной действительности, так как являются своего рода способам нового художественного обобщения вне логических форм познания.

Цель исследования: выявить особенности парадоксальности художественного мышления детей старшего дошкольного возраста и апробировать педагогические условия его развития в процессе ознакомления с пейзажной живописью.

Предмет исследования: Парадоксальность художественного мышления и педагогические условия развития в процессе ознакомления с пейзажной живописью.

1.    Изучить литературу по теме исследования.

2.             Выявить особенности парадоксальность художественного мышления детей старшего дошкольного возраста и ресурсные возможности педагогических условий для его развития в условиях группы детского сада.

3.   Эмпирически проверить педагогические условия, способствующие развитию парадоксальности художественного мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с пейзажной живописью.

Анализируя исследования, касающиеся особенностей художественного мышления, мы определили их вариативность и содержательную энтропию. Т.И. Кучина, И .А. Лызлова выделяют следующие компоненты художественного мышления: метафоричность, ассоциативность; самостоятельные познавательные процессы – творческое воображение, эмоциональность восприятия, художественная зоркость, интуиция. О.А. Ковалева – в художественном мышлении синтезирует такие компоненты: целостность, динамичность, ассоциативность, метафоричность. Целостность и динамичность целесообразнее  рассматривать  как  характеристики  художественного  образа,  а  ассоциативность  и метафоричность - как особенности художественного мышления. Указанные выше исследовательские подходы, по нашему мнению, не позволяют объективно раскрыть природу изучаемого феномена.

Наряду с ассоциативностью и метафоричностью художественного мышления Ю.Б. Борев выделил парадоксальность. Опираясь на позицию данного автора, мы определяем в психологической феноменологии художественного мышления триадичность его особенностей: ассоциативность, метафоричность и парадоксальность. Выделенные особенности художественного мышления способствуют созданию новой художественной действительности. Остановимся на содержательной характеристике парадоксальности художественного мышления.

Парадоксальность как феном художественного мышления является мало изученным, как показал анализ литературы. Нами парадоксальность рассматривается как неожиданное, странное изображение художественной мысли, представленной в необычном новом художественном решении (Ю.Б. Борев,А .С.Мигунов).

Парадоксальность    художественного      мышления имеет место  быть      в неповторимости художественного образа, обладающего собственной внутренней логикой и самодвижением, зависящей от накопленного витагенного и художественно-эстетического опыта ребенка (Н.Л. Лейзеров, А.С Мигунов).

Анализ литературы показал, что от степени проявления особенностей художественного мышления зависит способность художника к широкому охвату целостной картины мира, умение художественно обобщить в образной форме сущность значимого, воссоздать и создавать целостную картину разнообразных явлений действительности.

Изучая особенности парадоксальности художественного мышления детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу что развитие парадоксально-художественной мысли зависит способность ребенка к широкому охвату целостной картины мира, умение художественно обобщить и представить в образной форме сущность актуально-значимых разнообразных явлений окружающей действительности.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретический анализ и обобщение эстетической, педагогической литературы; наблюдение за процессом создания художественного образа; анализ и интерпретация продуктов детской деятельности; психолого-педагогический эксперимент. На констатирующем этапе использована диагностическая методика В.В. Канащенковой.

Художественное мышление представляет собой разновидность образного мышления, его подсистемой. Особенностью художественного мышления является парадоксальность, выступающая в качестве свойств и способов обобщения образа. Результатом рассмотрения проблемы на основе изучения философско-эстетической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы в рамках функционально-структурного и субьектно-деятельностного подходов явилось целостное, диалектическое представление о феномене «художественное мышление». Под художественным мышлением детей старшего дошкольного возраста мы понимаем процесс целенаправленного опосредствованного художественного познания мира. Оно реализуется с помощью ряда мыслительных художественных операций (трансформации, реинтеграции, персеверации, мультипликации), характеризуется эмоционально-чувственной окрашенностью, образной наглядностью и обеспечивает понимание или создание художественного образа.

Парадоксальность как особенность художественного мышления интегрирована в типы: художественный, фрагментарно-художественный, дохудожественный. В выборке детей старшего дошкольного возраста преобладает фрагментарно-художественный тип мышления:

-   художественному типу мышления детей свойственна гармоничность и уравновешенность между художественной идеей и полученным художественным образом. Ему присущи триединство особенностей.Дети, представители художественного типа мышления, отличались умением осознанно создавать многоплановые художественные образы на основе целенаправленного использования специфических мыслительных операций, которые отличается оригинальностью, динамичностью, раскрытием идейно- смысловых связей, композиционной целостностью;

-     фрагментарно-художественному    типу свойственно конкретно-описательное    изображение, отражающее фрагментарную художественную картину мира. Художественный замысел реально не отражается в создаваемом образе. Ему присуще диадное доминирование свойств художественного мышления. В связи с этим нами было выделено два подтипа: ассоциативно-метафоричный, ассоциативно- парадоксальный;

-     дохудожественному типу мышления детей свойственно отсутствие художественного образа, схематичность, репродуктивность, наличие графического изображения, а также автономное существование идеи и образа.

Таким образом, поставленная нами цель достигнута путем решения поставленных задач. Однако, исследование нельзя назвать исчерпывающим.

Список нлоитературы

 

1.        Канащенкова В .В. Особенности художественного мышления детей старшего дошкольного возраста: методология, теория, практика: Монография /В.В.Канащенкова. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012.152 с

2.        Карпова,  Н.В.  Достижения  учащихся  по  изобразительному  искусству  как  результат образовательной деятельности. [Текст] / Н .В. Карпова - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 2008.

3.        Кудина,Г.Н. Как развивать художественное воспитание у дошкольников. [Текст] / Г.Н. Кудина.- М .,2006.

4.        Минюрова,     С.А.     Развитие     восприятия     у  ребенка.     [Текст]     /     С.А.     Минюрова.–М., Психологический центр, 2007.

5.        Торшилова,  Е.М.   Эстетическое  развитие  дошкольников.  [Текст]  /  Е.М.  Торшилова,  Т. Морозова. – М., 2004.

6.        Чумичёва, Р.М. Дошкольникам о живописи. [Текст] / Р.М. Чумичёва. - М.: Просвещение, 1993.

7.        Якобсон, П .М. Психология художественного восприятия. [Текст] / П .М. Якобсон. - М.,1964.