Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

За последнее время наука, явилась предметом целого ряда исследований, педагогических изысканий, неординарных решений и подходов в области нравственного воспитания детей.

Существенной стороной воспитания любого нравственного качества личности является формирование его интеллектуально-чувственного компонента, основу которого составляют этические знания. Поэтому в системе знаний о сущности и значении моральных правил, норм и принципов поведения выступает одним из важнейших направлений воспитания нравственных качеств личности подрастающего поколения.

Принцип единства сознания и деятельности - один из основных принципов нравственного воспитания личности ребенка. Совпадение логики воспитательного процесса и деятельности, в которой он осуществляется, составляет одно из необходимых педагогических условий его эффективности.

Для решения педагогических и воспитательных задач в структуре педагогических технологий создаются специальные подсистемы, которые при функциональном подходе действуют автономно, что придает педагогическому процессу односторонность. В педагогическом процессе при воздействии на личность ребенка решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные задачи этического воспитания.

Оптимальность использования основ этического воспитания личности в области хореографического искусства обеспечивается, на базе следующих исходных методических положений:

–                    нравственный потенциал хореографического искусства может быть наиболее полно использован при условии координации методов педагогического воздействия педагогов и родителей;

–                    кадры, обеспечивающие деятельность танцевальных коллективов, должны иметь фундаментальную, культурологическую, психолого-педагогическую подготовку, позволяющую им эффективно работать с различными социальными группами детей и формировать не только профессиональные навыки, но и оптимальную нравственную среду;

–                    потенциал танцевальной деятельности детей реализуется наиболее полно при условии формирования нравственных качеств субъекта деятельности.

Процесс этического воспитания подразумевает определение основных факторов развития личности ребенка. Процесс усвоения подростками этических знаний требует соответствующей организации их морально-познавательной деятельности. Только организация морально-познавательной деятельности, как показало исследование, обеспечивает формирование у учащихся системы нравственных представлений и понятий,  стимулирует     возникновение     положительных     эмоциональных    переживаний,     воспитание нравственных чувств и соответствующих взглядов, средствами хореографического искусства. В этой связи необходимо раскрыть педагогические условия, которые учитываются при организации воспитательной работы, направленной на формирование у подростков знаний о сущности и значении нравственных качеств личности, а также на усвоение ими нравственных норм и правил поведения в области хореографического искусства.

В качестве одного из таких условий следует выделить соблюдение взаимосвязи и преемственности между учебной и воспитательной деятельностью в образовательных учреждениях культуры и искусства. Нравственное воспитание средствами  хореографического искусства является      актуальным для осуществления принципа гармоничного развития личности.

По мнению М.М. Рубинштейна «Воспитание нового гармоничного человека, будь то в школе или за её пределами, есть, прежде всего, формирование новых отношений между людьми. Воспитание - это процесс социализации личности, формирование её чёткой жизненной позиции, основанной на гармонии души, интеллекта, физическом здоровье» [5, С.96].

Анализируя работы ученых, можно отметить, что принцип гармоничного развития ребенка выступает обязательным в теории и практике общего образования детей.

Одним из условий педагогического процесса на занятиях хореографией является: интеллектуальное развитие, совершенствование физических качеств и духовных возможностей личности.

Эффективность системы     образования в области   хореографического искусства,     зависит от устойчивых факторов  преемственности между всеми       элементами деятельности      влияющими на подрастающее поколение. Деятельность    может быть     игровой, учебной,     общественной, трудовой, исследовательской и др. Воспитывающее влияние усиливается с увеличением интереса, увлеченности ребенка ею, работой с самоотдачей. Высокоэффективный, творческий, увлекающий труд - не обуза, а жизнь ребенка, нашедшего себя в этом труде.

Нравственные    представления подростков    в основном традиционные. Это     означает, что    в формировании нравственных представлений у детей подросткового возраста особая роль принадлежит выработке навыков дисциплинированного, гуманного, культурного поведения. Подростку можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью операций по их выполнению, - они окажутся бесполезными. Таким образом, процесс формирования первоначальных нравственных представлений у ребенка имеет следующую логику: выдвижение образца, действие по образцу, состояние эмоционального комфорта, повторение образца, выработка традиционного стереотипа, понимание социальной значимости определенных действий, возникновение потребности опираться на них в исходных ситуациях.

«Хореография,     как никакое     другое искусство,     обладает огромными    возможностями для полноценного совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития», - отмечает в своих исследованиях педагог-хореограф Т.В. Пуртова [4, С.56].

Занятия хореографией формируют правильную осанку (И.А. Баднин, И.И. Бахрах, Б.В. Шавров), прививают основы этикета и грамотного поведения в обществе (Ф.В. Лопухов, В.И. Нилов), дают представления об актерском мастерстве (В.И. Уральская, С.Б. Смирнов), расширяют круг знаний в области балетного театра (В.М. Красовская, Ы.И. Ильяш), ближе знакомят детей с музыкой (Н.Г. Александрова, Д.И. Кабалевский, и др.).

Рассматривая занятия     хореографией как     средство этического     воспитания и опираясь     на исследования ученых в области воспитания средствами искусства (Т.С. Комарова, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.М. Теплова и др.), можно отметить, что природа воспитательного воздействия протекает по следующей, условно составленной схеме, компоненты которой все взаимосвязаны между собой:

–                    воспитание нравственных ценностей - «начинается с развития культуры ощущений», - писал В.А. Сухомлинский [7, С.64]. «Тонкость восприятия рождает тонкость чувств, развивает благородную человеческую потребность переживать эти чувства, а танец, по наблюдениям Л.С. Выготского, является богатейшим источником чувств и переживаний» [1, С.104];

–                    формирование нравственных норм и духовной культуры развития личности - «Воспитание нравственных качеств основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль» [1, С.44];

–                    творческое развитие ребёнка как конечный результат воздействия является доминантой в воспитании, отмечают исследователи, в разное время изучавшие этот вопрос (П.М. Якобсон, Л.А. Венгер и др.).

По мнению М.М. Рубинштейна «Знание средств - способно значительно повысить и углубить творческую жизнь ребенка. Однако не следует профессионально обучать ребёнка искусству, преувеличивать знания технических умений и навыков в процессе воспитания творческой личности. Их формирование должно носить вспомогательный характер, это не самоцель, а лишь способ, при помощи которого можно поставить воспитанников в положение творящих. Их приобретение должно идти рука об руку с переживаниями и творчеством ребенка, поддерживая и развивая его, не подавляя» [5, С.96].

Педагогический процесс, основанный на идее нравственного воспитания в коллективе — это педагогические системы Р. Баден-Пауэла, С.Т. Шацкого, A.C. Макаренко и др. Исходя из совершенно различных идеологических установок, и осуществляя свои идеи в неодинаковых педагогических условиях, они видели путь формирования индивидуальности в реализации положительного влияния групповых (коллективных) отношений на развитие личности.

В соответствии с особенностями эмоционального и интеллектуального развития детей, именно хореография с ее полихудожественной основой, является одной из форм в решении вопроса нравственного и гармоничного развития ребенка. В центре внимания хореографии на каждом ее этапе - образ (пластический персонаж или объект), предполагающий его раскрытие музыкально-танцевальным языком с живописным оформлением. Такое концентрированное, одномоментное обращение к действенной природе ребенка, поможет ему мыслить, узнать специфику художественной ассоциации и своеобразие языка искусств, пополнит жизненную энергию ребенка и даст ощущение самодостаточности в самопознании как индивидуальности.

Содержание программы хореографии предусматривает процесс педагогического взаимодействия, обращенного к целостному развитию ребенка через многообразие образа и движения, к рефлексии, формируя у ребенка ощущение самодостаточности как индивидуальности, пополняя его жизненную энергию.

О профессиональных качествах педагога-хореографа, об умении грамотно организовать процесс обучения и воспитания, о важности речевой деятельности на занятиях говорили педагоги Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, К.Я. Голейзовский.

Исследования профессора Т.С. Комаровой показали, что «слово, сказанное педагогом, несет в себе регулирующую, направляющую функцию в общении с детьми. Только благодаря слову, детские движения могут приобрести тот собственно преднамеренный и сознательный характер, который качественно отличает произвольные движения от непроизвольных» [2, С.29]. Подтверждение этому в работах педагогов- хореографов В.И. Пономарёва, М.М. Фокина, Б.В. Шаврова.

В системе ценностных ориентаций личности педагога, как отмечает В.А. Сластёнин, «важную роль играет ее профессиональная направленность, в основе которой лежит потребность в педагогической деятельности. Она в себя включает: интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическую зоркость                                                              и наблюдательность, педагогический      такт, педагогическое воображение, справедливость, коммуникабельность, требовательность, настойчивость, целеустремлённость, уравновешенность, выдержку, самооценку, профессиональную работоспособность, духовные, прежде всего, познавательные потребности и интересы, интеллектуальную активность, готовность к самообразованию» [6, С.50].

Говоря о гармонии и рассматривая цели и задачи этического воспитания средствами хореографии, все, без исключения, педагог - хореографы (А.Я. Ваганова, К.Я. Голейзовский, Р.В. Захаров, Ф.В. Лопухов, И.А. Моисеев и др.) видят необходимость формирования всесторонне развитой личности, гармонически сочетающий в себе духовное богатство, интеллект, моральную чистоту и физическое совершенство.

Приобщение подростка к нравственной культуре является основной частью воспитания на занятиях хореографией, поскольку лежит в основе образа жизни человека, охватывая широкий круг его ценностных ориентаций и духовных потребностей, преобразующих саму личность и определяющих параметры и пути её самосовершенствования.

Основываясь на исследованиях     в области нравственных     знаний О.С.      Богдаиовой,     Е.В. Бондаревской, В.И. Новиковой, В.И. Петровой и др., при проведении занятий необходимо рассматривать такие ключевые понятия как личность, этика, мораль, нравственность, общечеловеческие ценности, образ жизни и т. д.

Воспитание в области    хореографического искусства становится    подлинно педагогическим, превращается в образовательную систему, в процесс, в вид педагогической деятельности, когда осознается его цель, организуется и проводится подчиненная цели система педагогической работы, характерная воспитательными: задачами, содержанием, формами, условиями, методами, приемами, средствами и т.д..

Современный подход Липкиной А.И. к воспитанию характеризуется стремлением к возрождению самоценности каждого ребенка. «В воспитании необходимо ориентироваться на определенный результат, а именно - воспитывать человека будущего, который должен быть «мудрец и гуманист, носитель высокой культуры, гармонически сочетающий в себе физическое совершенство и глубокую духовность» [3, С.30].

Хореографическое искусство является подсистемой в общей системе развития нравственного воспитания личности. А для этого необходимо создать ряд педагогических условий. Эффективность протекания                           процесса нравственного    воспитания ребенка средствами     хореографического искусства обеспечивают следующие педагогические условия:

–                    приобщение детей к хореографическому искусству в сочетании с сюжетом и музыкально- игровым действием;

–                    создание творческой, воспитательной среды с включением в ее содержание компонентов, аксиологического, культурологического, этнопедагогического, кинетического, личностно- ориентированного, деятельностного подходов;

–                    введение в обучение диалога «учитель - ученик», «ученик - ученик», в котором учащиеся высказывают своё мнение.

Педагогическими условиями к проведению организации занятий по хореографии становятся:

–                    стиль ведения: занимательно - игровой, разноплановый, с различными приемами концентрации внимания, с необходимостью смены темпа и динамики подачи материала; характер подачи материала должен соответствовать возрасту детей и меняться, в зависимости от задач данного занятия; провоцирование самостоятельной деятельности у детей;

–                    общение: доброжелательный характер общения педагога с воспитанниками и обязательная частая похвала; непосредственное участие на всех этапах урока педагога, пропускающего через себя психологическое и физическое напряжение занятия; тактильный контакт рук преподавателя и детей; живая мимика, выразительный взгляд, понятные жесты и пластика взрослого - залог быстрого невербального контакта с детьми; объяснение слов, которые могут быть непонятны детям; отсутствие жесткой дистанции: взрослый- ребенок; отсутствие приказного тона, резких хлопков для установления дисциплины;

–                    организация: точная дозировка допустимой нагрузки; смена месторасположения детей;

использование всего пространства зала, стульчики, ковер; пластическое изображение запаха, вкуса, цвета, рожденные музыкой; тактильные ощущения и работа над мелкой техникой пальцев; использование разнохарактерных образов, при этом художественные образования отрицательного характера не должны быть «злонесущими»;   смена используемых видов художественной деятельности; использование всего спектра детской хореографии, с основой на сюжетно-игровой и сюжетно-образный танец, с элементами народно сценического, историко- бытового, эстрадного и современного танца в импровизациях; организация творческой и исполнительской деятельности детей во всех видах художественной деятельности; задания на дом как фантазийное завершение занятий;

–                    коррекция: воспитание живописным изображением музыкальных образов; проведение упражнений на основе общеукрепляющих и общеразвивающих элементов; партерная гимнастика и развивающие музыкальные игры для коррекции движений и правильного положения частей тела; психогимнастика и азбука искусства управлять собой;

–                    культура: воспитание основ зрительской и исполнительской культуры; манера общения по типу этикетной азбуки; невербальное общение и культура раскрытия эмоций в поведении; использование в работе произведений искусства разных стилей и разных эпох, позволит детям почувствовать многообразие и разнообразие средств высказывания, создаст предпосылки для более глубокого постижения в дальнейшем стилей и их исторической смены; создание культурного пространства для воспитания ценностей и смысла жизни культурного человека;

–                    музыка: воспитание с использованием разнообразной, разнохарактерной, классической, народной, исторической и современной музыки, исключая низкосортную и примитивно-застольную музыку; определение ее характера и темпа, динамических и метроритмических особенностей; изображение ее образов в пластике и рисунке, на «вкус и цвет»;

–                    ритмика: применение на занятиях ритмических заставок, музыкально- ритмических движений, фонетические развивающие игры; использование естественных и создание ситуаций успеха; формирование мотивационной стороны поведения детей;

–                    самостоятельная работа: создание самостоятельных композиций из изученных танцевальных и музыкальных моментов; самостоятельное решение новых оригинальных движений и этюдов; развитие детской выразительности, через наличие замысла в выборе движений и его вербальная защита; индивидуальный подход в групповых занятиях для создания условий индивидуального раскрытия ребенка; создание в коллективе обстановки доброжелательности.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что педагогические условия нравственного воспитания подростков на занятиях хореографией имеют ряд определенных значений:

–                    личность как закономерный результат воспитания представляет собой целостное образование, следовательно, многообразные качества личности не изолированы друг от друга, а тесно связаны между собой, всегда выступают как проявление ее сущности, ее различных сторон. В процессе воспитания личность формируется не по частям, а в целом комплексе;

–                    идея комплексного, и более глубокого его осуществления, интегрированного, подхода является отражением системного анализа. С его позиции воспитание можно представить, как систему, которая состоит из определенного комплекса соотнесенных и взаимосвязанных компонентов. Связи между этими компонентами настолько тесны, существенны, что изменение одного из них обычно вызывает изменение и других, не редко и системы в целом, следовательно, они должны быть взаимосвязаны и скреплены общностью цели, задач, содержания;

–                    интегрированный подход объективно требует построения и функционирования такого педагогического подхода, который бы обеспечивал тесное единство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания, сознания, поведения и деятельности детей.

К настоящему времени сложились внутренние и внешние предпосылки повышения эффективности нравственного воспитания ребенка средствами хореографического искусства, обусловленные формированием определенных потребностей общества, семьи и личности. Совместная деятельность образовательного учреждения и семьи является важным фактором решения общей проблемы - нравственного воспитания ребенка обогащая его духовный мир средствами хореографического искусства.

 

Список литературы

 

1.                 Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2004. - Т. 4. - 317с.

2.                 Комарова Т. С. Красота. Радость. Творчество. / Комарова Т. С, Антонова A.B., Зацепина М.Б. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 59-129с.

3.                 Липкина А.И. О нравственной жизни школьника / А.И. Липкина. - М.: Знание, 1998. - 60с.

4.                 Пуртова Т.В. Учите детей танцевать. / Т.В. Пуртова. - М.: Владос, 2003. - 256с.

5.                 Рубинштейн Н. Психология танца // Н. Рубинштейн. - М.: «Маренго», 2002. - 496-500с.

6.                 Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Педагогика, 1986. - 450-459 с.

7.                 Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 2003. - 164 с.