07 февраля 2016г.
Приоритетной задачей профессионального образования является подготовка педагогических кадров, способных эффективно и творчески работать в условиях современной школы. Результат обучения характеризуется определенным уровнем развития личности студента, сформированности педагогической культуры и уровнем овладения операциональными сторонами деятельности педагога (1, с.3).
Если в настоящее время изменились требования к выпускникам основной школы, то должны измениться требования и к подготовке педагогических кадров. Ученик и учитель - это два взаимосвязанных друг с другом субъекта образовательного процесса.
Согласно требованиям ФГОС ООО обучающиеся в процессе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны не только освоить определенный объем знаний, но и овладеть универсальными учебными действиями с целью дальнейшего саморазвития и личностного самоопределения. В связи с этим изменились требования и к педагогической деятельности учителя, а, следовательно, и к его подготовке. Современному учителю необходим не только высокий уровень знания предмета, но овладение более эффективными методами и формами обучения, направленных на развитие мотивации учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений. Поэтому студенты педагогического направления, как будущие учителя, должны в совершенстве овладеть методикой применения в учебном процессе более совершенствованных педагогических технологий, среди которых имеет место игровая технология.
Под «игровой технологией» мы понимаем технологию, направленную на создание условий с помощью дидактических игр для эффективного достижения дидактических целей (обучающих, воспитывающих, развивающих) в учебно-воспитательном процессе.
В психолого-педагогической и научно-методической литературе отмечено, что дидактическая игра обладает обучающим, воспитывающим, развивающим, коррекционным, психотерапевтическим потенциалом. С помощью игры у ребенка осуществляется развитие воображения, памяти, речи, познавательных интересов к изучаемому предмету. Дидактическая игра также позволяет создать условия для более быстрого освоения и получения новых знаний.
Многочисленные наблюдения и исследования [1] показали, что применение дидактических игр в учебном процессе заметно повышает активность учеников и значительно увеличивает эффективность развития их универсальных учебных действий. Но для успешного использования игровой технологии в обучении химии необходимо знать методические требования и в совершенстве овладеть методикой еѐ применения.
Исследования, проведенные на базе Саратовского государственного университета [2, 3, 4], показали, что студенты в основном овладевают только теоретическими знаниями по использованию игровых приемов в обучении, практические навыки у них развиты не в значительной степени. И в период педагогической практики они сталкиваются с определенными трудностями по применению дидактических игр на уроке. Отсюда используют их очень ограниченно. Поэтому умению разрабатывать дидактическую игру и грамотно применять ее в учебном процессе студентов, как будущих учителей, необходимо обучать.
Процесс обучения - это процесс вооружения знаниями, умениями и навыками и овладения ими обучающимися в результате познавательной деятельности. Обучение является специально организованным и целенаправленным процессом, управляемым преподавателем (учителем). Обучение есть взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность преподавателя, с одной стороны, и обучающихся — с другой.
Следует отметить, что процесс обучения тесно связан с процессом познания. Познание с философской точки зрения рассматривается как совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний. Обучение можно рассматривать как один из частных случаев процесса познания. Непонимание этого положения может привести к тому, что при организации учебного процесса могут иметь место ряд ошибок. Поэтому, чтобы правильно организовать процесс обучения необходимо иметь четкое представление об условиях и закономерностях познания, понимать связь, существующую между познавательной и практической деятельностью человека.
Путь познания в обучении состоит из нескольких этапов - ощущение, восприятие, представление, формирование понятия и применение его на практике. При этом практика должна иметь место на всех этапах познания. В начале обучения она выступает как источник знания, предшествуя новому познанию.
Отсюда в процессе познания игровой технологии должна иметь место практика. Студенты, прежде чем изучить процесс применения дидактических игр в обучении, должны увидеть, как в совершенстве этой технологией владеет «мастер» (преподаватель) и ощутить на себе результаты еѐ воздействия. И затем и самим научиться мастерству владения данной технологией.
Поэтому на первом этапе обучения студентов игровой технологии мы предлагаем провести моделирование урока химии с использованием дидактических игр, различных по структуре и содержанию [7]. Студенты, являясь активными участниками учебного процесса, имеют возможность наглядно видеть правильность методики внедрения «мастером» игровой технологии в процесс обучения. Мастер-класс преподавателя по использованию игр на уроке химии должен не только показать положительное воздействие игровой технологии на обучающихся, но и побудить студентов к процессу еѐ познания и овладению умений и навыков в применении.
На втором этапе обучения предлагаем студентам освоить теоретические знания. Здесь особое внимание следует уделить изучению сущности дидактической игры, еѐ отличие от обычной игры. Студенты изучают методические требования к организации дидактической игры на уроке химии, многообразие дидактических игр и правила их разработки. Здесь также обсуждаются вопросы о роли и значении игры в развитии ребенка.
Уровень усвоенных знаний, умений и навыков студентами по использованию игры в учебном процессе следует оценивать на третьем этапе обучения. Для этого им предлагается самостоятельно разработать дидактическую игру по химии и провести еѐ апробацию на занятии среди однокурсников. Процесс группового обсуждения позволяет обратить внимание, как на удачные, так и неудачные моменты овладения студентом методикой игровой технологии и принять во внимание предложения по совершенствованию разработанной игры.
На заключительном этапе, который должен состояться на педагогической практике, студенты в реальных условиях, т.е. на уроке показывают свой уровень овладения профессиональной компетенцией.
Результаты исследования [5] по определению степени овладения студентами методики применения педагогической технологии показали, что значительно возросло число уроков, проводимых студентами с применением дидактических игр с 2% до 78%. Следует отметить, что многие студенты использовали игры, которые разработали самостоятельно. Заметно возрос и уровень компетенции по методике применения игровой технологии студентами в обучении.
Таким образом, процесс познания игровой технологии студентами от наглядного демонстрирования к самостоятельному использованию является эффективным и способствует развитию как мотивации студентов к применению игровой технологии в самостоятельной педагогической деятельности, так и повышению профессиональной компетенции.
Список литературы
1. Милицина, С.В. Формирование профессионально-педагогической компетентности у студентов классического университета в условиях педагогической практики [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / С.В. Милицина. – Санкт-Петербург, 2004.
2. Пичугина Г.А. Дидактическая игра как средство эффективности обучения базового курса химии: Автореф. дисс. … канд. пед. наук (13.00.02) – теория и методик обучения и воспитания (химия); Сар. Гос. Ун-т; науч. Рук. Г.И. Штремлер. – М., 2003. – 16 с.
3. Пичугина, Г.А. Повышение эффективности подготовки будущих учителей химии [Текст] / Г.А. Пичугина, Г.И. Штремплер // Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования. Материалы 57 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г. Санкт- Петербург, 7-10 апреля 2010 г. – СПб.: Издательский дом «МИРС» – с. 33.
4. Пичугина, Г. А. Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе педагогической практики. [Текст] / Г.А. Пичугина // Модульно-компетентностный подход: новые цели и ценности современного российского образования: Сб. науч. ст. / Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов : НЦ «Наука», 2010. – 336 с.
5. Пичугина, Г.А. Активные формы обучения и контроля в процессе подготовки учителя химии [Текст] / Г.А. Пичугина, Г.И. Штремплер // Инновационные процессы в области химико-педагогического и естественнонаучного образования: Материалы Всероссийской науч.-практ. Конф. Оренбург, 16-17 февр. 2009г./ Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. Агенство по образованию, Оренб. Гос. Пед. Ун-т: в 2т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. т.1 - с.168-172
6. Пичугина, Г. А. Педагогическая практика студентов в процессе подготовки учителя химии [Текст] : учеб. пособие / Г.А. Пичугина, Г.И. Штремплер. – Саратов: Наука, 2010. – 204 с.
7. Штремплер Г.И., Г.А. Пичугина. Дидактические игры при обучении химии / Г.И. Штремплер, Г.А.Пичугина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 96 с.