Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ВУЗе КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Авторы:
Город:
Коломна
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2018г.

Использование проектной технологии в образовательном процессе в ВУЗе играет большую роль в подготовке конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда.

Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», «педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира» [ 7 , с. 58].

В рамках проектной технологии у студентов ВУЗа развиваются творческие способности, самостоятельность, формируются навыки делового общения.

ФГОС по      направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата) предусматривает «формирование преподавателем высшего учебного заведения у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при изучении ими конкретных дисциплин» [8 , с. 6]. 

В ходе своей подготовки студенты осваивают содержание дисциплины «Экскурсоведение» с учетом требований стандарта и Федерального закона № 273 «Об образовании».

В связи с этим, процесс изучения дисциплины «Экскурсоведение» направлен на формирование и развитие профессиональных компетенций:

-     способность к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями (ПК-8).

- готовность к проведению экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса (ПК – 10) [ 8, c. 8].

Реализация проектной деятельности в ходе изучения дисциплины «Экскурсоведение» способствует формированию вышеназванных профессиональных компетенций. Рассмотрим реализацию студентами конкретного проекта.

Первоначально преподаватель ставит перед студентами 4-го курса проблему, касающуюся разработки социального проекта для жителей города Коломны в форме экскурсии на тему: «Коломенский Кремль – прошлое, настоящее, будущее».

Далее студенческая группа делится на подгруппы для более глубокой проработки специальной литературы и анализа проблемы. Каждая подгруппа получает конкретное задание в соответствии с определенной ролью. Приведем пример возможного деления на подгруппы.

Группа № 1 – картографы.

Задание: на основе анализа схемы Коломенского кремля и выхода на местность, составьте туристический маршрут по территории кремля и отразите его на картосхеме. Сделайте обоснование к туристическому маршруту.

Группа № 2 – историки.

Задание: используя информацию учебного видеофильма составьте в рамках каждого этапа Российской истории характеристику каждого представителя по плану:

1.                   Ф. И. О., время правления.

2.                   Вклад в развитие Российского государства.

3.                   Личностные качества. Пример выполнения задания:

1.                   Рюрик «Варяжский» (862 – 870 гг.). Князь Новгородский.

2.                   Родоначальник династии Рюриковичей. Первый древнерусский князь. Согласно «Повести временных лет», призван на княжение в 862 году ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель. Он княжил в Ладоге, а затем во всех Новгородских землях. Перед смертью передал власть своему родственнику Олегу. Результат: образование Древнерусского государства.

3.                   Мудрый, храбрый, хитрый, сильный, «загадочный». Группа № 3 – краеведы

Задание: на основе анализа краеведческой литературы, выявите популярные и научные формулировки и объяснения названия города Коломны. Дайте им подробные обоснования.

Группа № 4 – экскурсоводы

Задание: Используя специальную литературу и схему Коломенского Кремля, составьте карточки экскурсионных объектов, технологическую карту, портфель экскурсовода, методическую разработку экскурсии.

Для выполнения заданий студенты используют специальную научную литературу, краеведческие источники, материалы учебного видеофильма и интернет - ресурсы: [1; 2; 3; 4; 5; 6; 9].

На следующем этапе каждая подгруппа студентов проводит исследование в рамках общего проекта, а преподаватель корректирует результаты.

На заключительном этапе, в рамках семинарского занятия каждая подгруппа знакомит всю группу студентов с результатами проектной деятельности.

Таким образом, подготовка к реализации проекта ведется в рамках самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экскурсоведение» с последующим отчетом на семинарских занятиях.

Защита проекта осуществляется в рамках рубежного контроля по дисциплине «Экскурсоведение» на территории Коломенского Кремля с приглашением жителей города.

В результате реализации студентами ВУЗа вышеназванного проекта, они осваивают умения, предусмотренные их профессиональной деятельностью.

Данный проект имеет следующие этапы:

1.                   Постановка проблемы и требования к ней.

2.                   Планирование, задачи, методы, источники информации, распределения обязанностей в подгруппах, отчет.

3.                   Проведение самостоятельного исследования в рамках проекта.

4.                   Заключительный этап проектной деятельности: анализ результатов, защита проекта.

Для     успешной     реализации     проектной     деятельности     студентов     ВУЗа     по     дисциплине «Экскурсоведение» необходимо учитывать методические условия.

Методические условия реализации проекта «Коломенский кремль – прошлое, настоящее, будущее»:

1.                   Учет технологии проектной деятельности.

2.                   Опора на краеведческий материал, специальную, научную литературу, видеофильм, интернет – ресурсы, схему Коломенского кремля.

3.                   Деление студенческой группы на подгруппы.

4.                   Защита проекта на территории Коломенского кремля. Таким образом, проектная деятельность в ВУЗе способствует:

- формированию у студентов творческих способностей;

- развитию познавательной активности;

- формированию коммуникативных умений;

- развитию самостоятельности;

- формированию аналитических умений;

- формированию и развитию исследовательских умений и способностей;

- реализации компетентностного подхода.

 

Список литературы

 

1.       Булич О. П. Коломна. Пути исторического развития города / О. П. Булич. – Коломна. : Инлайт,2012. – 96 с.

2.       Иллюстрированная история Российского государства. Коллекционное издание – www.gravt.ru

3.       Схема Кремля. [Электронный ресурс]: Kolomna – kreml.ru / o – kremle / karta – kremlja / (дата обращения 29.01.2018 г.).

4.       Кузовкин А. И. Краткий словарь-справочник юного коломенского краеведа. / А. И. Кузовкин. – Коломна. : ГУП МО «Коломенская типография», 2008. – 64 с.

5.       Мазуров А. Б. Коломенский кремль – символ России и Подмосковья: История выдающегося памятника русского оборонного зодчества / А. Б. Мазуров. Коломна. : Лига, 2015. – 160 с.

6.       Пэнэжко О. Храмы г. Коломны и окрестностей / О. Пэнэжко. – Чехов. :ОАО «ЧПК», 2007. – 470с.

7.       Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Проспект, 2015. – 160 с.

8.       ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.01 сервис (уровень      бакалавриата).   - URL:http://fgosvo/92/91/4/93

9.       Хуусконен Н. М., Глушанок Т. М. Практика экскурсионной деятельности / Н. М. Хуусконен, Т. М. Глушанок. – СПб. : «Издательский дом Герда», 2007. – 208 с.