07 февраля 2016г.
В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля, рассматривающие его как свойство личности в широком смысле этого слова и как акт умственной деятельности человека (формы проявления и развития самосознания, мышления, качества ума, признака его критичности, дисциплины). Во многих исследованиях самоконтроль определяется как компонент учебной деятельности, заключающийся в анализе и регулировании ее хода и результатов, или как умение (навык, привычка) контролировать свою деятельность и исправлять замеченные ошибки.
Существуют различные виды самоконтроля, такие как зрительный, слуховой, тактильный и другие. В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемый через внешние каналы связи. Такой самоконтроль преобладает в разнообразных видах деятельности в поведенческой практике. Для музыканта-исполнителя кроме перечисленных, характерным является такой вид, который непосредственно связан с развитием всех каналов связи.
В соответствии с принципом произвольности следует различать произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Произвольный самоконтроль предполагает осознанный характер постановки и достижения соответствующих целей при выполнении определенного вида учебной деятельности младшего школьника. Сам же процесс выполнения деятельности, реализуемый через последовательность действий и отдельных движений, может осуществляться при участии самоконтроля, постоянная осознанность которого уже не является обязательным условием. Непроизвольный самоконтроль происходит, например, на биологическом уровне, на котором механизмы самоконтроля включены в различные контуры саморегуляции, обеспечивающие жизнедеятельность организма, и их функционирование осуществляется вне сферы сознания человека.
Рассматривая самоконтроль с позиции психических процессов музыканта-исполнителя, необходимо обратить внимание на его связь с такими явлениями как воля, внимание, память, познавательные процессы восприятия, мышление, познание.
Особую роль у музыканта-исполнителя играет эмоциональный самоконтроль. Музыканты с повышенной эмоциональной возбудимостью относятся к группе тех, которые отвлекаются на свои собственные эмоции. Умение контролировать свои эмоции требует особого внимания развитию быстрой переключаемости, а именно, флексибильности, которая позволит сконцентрировать внимание на исполняемом музыкальном произведении.
Эмоциональный самоконтроль – необходимый фактор эмоциональной устойчивости музыканта- исполнителя. Умение контролировать свои эмоции в профессиональной деятельности важно и не означает полностью подавлять свои чувства и оставаться невозмутимым, что обычно приводит к накоплению чрезмерного внутреннего напряжения и болезням. Важно уметь управлять эмоциями и снижать их чрезмерный накал, убирая негативные переживания, чтобы достигнуть душевного равновесия. Самоконтроль предполагает наличие эталона в форме субъективных представлений или критериев и возможность получения представления о контролируемых действиях и состояниях. Самоконтроль имеет регулирующую функцию в стрессовых ситуациях и является объектом волевой регуляции.
Регулирующая функция самоконтроля позволяет музыканту решать поставленные профессиональные задачи, поскольку в области эмоций и чувств наиболее полно проявляется бессознательное, влияющее на внутреннюю жизнь личности и психическую реальность. Музыканты-исполнители, владеющие искусством самоконтроля, способны контролировать проявление своих эмоций и достигать собственных целей.
В некоторых случаях эмоциональный самоконтроль может приобретать формы внутреннего диалога с самим.
Если личность музыканта способна осознать переживаемую ситуацию и установить баланс между эмоциями, то ей легче контролировать их, направляя в правильное русло, и не допустить негативного поведения.
Самоконтроль позволяет поддерживать исполнение музыкальных произведений в стрессовых или некомфортных условиях. Кроме того, самоконтроль связан с:
̵ уверенностью в себе, которая позволяет музыканту поддерживать исполнение музыкальных произведений;
̵ гибкостью, адаптирующую намерения к непредвиденным обстоятельствам.
Самоконтроль — одна из характеристик свободы и ответственности студента-музыканта, включающей:
̵ самоконтроль поведения: контроль собственных действий и воздействий;
̵ самоконтроль собственных эмоций и состояний;
̵ стойкость и сопротивление стрессу;
̵ сохранение спокойствия и спокойное реагирование на провокации;
̵ выдержку и сопротивление искушению быть вовлеченным в ситуацию неподобающим образом.
Вопросы контроля рассматривались в трудах П.Я. Гальперина, который дал психологическую характеристику самоконтроля: «контроль составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности. Он не имеет своего продукта, отдельного от той деятельности, внутри которой осуществляется. Осуществляется же он с помощью критерия, мерки, образца» [1; 38 ].
В ходе самоконтроля музыкант совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию исполнительского мастерства, овладевая соответствующими умениями и навыками.
Специфика самоконтроля заключается в том, что он регулирует деятельность за счет соотнесения результата и относится также к познавательным универсальным действиям, являясь саморегулирующим процессом, сущность которого составляет анализ, оценивание и коррекция собственной деятельности, сопряженные с мотивацией и опирающиеся на оценочные суждения субъекта. Умения и навыки самоконтроля у музыканта-исполнителя обычно вырабатываются стихийно, поскольку неразрывно связаны с критическим отношением к себе и другим людям.
Поскольку профессия музыканта требует значительной физической, моральной выносливости и работоспособности развитие технических навыков сопряжены с физической и эмоциональной зажатостью при исполнении музыкальных произведений, причиной которых оказываются психологические проблемы и исполнительская тревожность. Исследованием возникновения зажатости и психологических проблем музыкантов занимался В.А. Дрындин [2], который установил, что для музыканта характерны следующие факторы:
̵ отсутствие навыков психической исполнительской мобилизации;
̵ слабая сформированность публичных выступлений;
̵ высокая личностная тревожность и, как следствие этого, снижение эмоциональной устойчивости;
̵ исполняемые произведения недостаточно хорошо выучены;
̵ сформирован рефлекс на обязательное волнение перед выступлением и его отрицательное влияние на исполнение;
̵ внутренняя установка направлена не столько на исполнение произведения в нужном образе, сколько на самооценку собственной личности;
̵ отсутствуют навыки саморегуляции (имеет место застенчивость, неумение владеть и управлять своим эмоциональным состоянием);
̵ отмечается осознание проявления отрицательных эмоций (тремор рук, сердцебиение, потоотделение, вялость или напряженность исполнительского аппарата и др.).
Уверенно выступать на публике и легко преодолевать конфликтные стрессовые ситуации музыкантам- исполнителям позволят специальные методы, включающие внутренние средства поддержания оптимального самочувствия, стрессоустойчивости и навыки саморегуляции. В структуре саморегуляции, по мнению российского психолога Г.С Никифорова [3], следует выделять самооценку, самоконтроль и самокоррекцию. Самоконтроль как способность слушать себя повышает качество исполнительской деятельности. Самонастройка в концертном выступлении определяется как «процесс саморегуляции психических состояний, эмоций и чувств, связанных с концертным исполнением. Итогом процесса самонастройки является психоэмоциональная готовность к концертному выступлению» [4; 209]
Мышление музыканта актуализируется через самоконтроль собственных действий и волевую саморегуляцию, представляя обратную связь и мыслительный процесс музыканта-исполнителя, направленный на регуляцию психического состояния и создание музыкального образа под контролем сознания музыканта- исполнителя, которое является как «одно из проявлений сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности в интересах обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам» [5; 358].
Важность самоконтроля в процессе сценического воплощения художественного музыкального образа писали практически все рассматривали многие известные музыканты: «Осознавать, все время отдавать себе отчет – вот что мне дороже всего в моих размышлениях и в моей работе. Даже в самые бурные моменты исполнения, когда в музыкальном эпизоде захлестывает страсть, я хочу сохранять самоконтроль. Я могу забыть о вольности, которую допускаю в том или ином месте, но это ни в коем случае не влияет на чувство контроля, которое всегда мобилизовано» [6; 293].
Чрезмерный самоконтроль истощает общую энергетическую основу и эффективность волевого усилия. В процессе саморегуляции самоконтроль нуждается в поддержке со стороны волевых усилий.
Выражение эмоций отличается по силе, умении осуществлять контроль за ними. Ослабленный эмоциональный самоконтроль характеризуют человека как вспыльчивого, импульсивного, неуравновешенного, возбудимого, экспансивного и т. д. Легко возбудимая эмоциональная сфера человека склонна к совершению импульсивных и необдуманных поступков. Более высокий эмоциональный самоконтроль характерен для лиц с низкими показателями тревожности и невротизма. В поведении некоторых людей эмоциональное реагирование выражено чрезмерно. Самообладание является важной чертой эмоциональной устойчивости и свойством характе- ра, которая помогает управлять собственным поведением и сохранять способность к выполнению деятельности в самых неблагоприятных условиях. Человек с развитым самообладанием умеет удержать организованный строй его психической жизни и подчинить свои эмоции голосу рассудка.
Самоконтроль позволяет музыканту следить за своим эмоциональным состоянием в процессе исполнения музыкальных произведений, выявляя отклонения (по сравнению с фоновым, обычным состоянием) в характере его протекания и запуская механизм коррекции, направленного на сдерживание эмоционального взрыва и стабилизации эмоционального реагирования.
Существуют особые приемы, воздействующие на собственные эмоции, а именно, приемы самовоздействия
- самоубеждение, самоприказы. В эмоциональных ситуациях не всегда прослеживается переход от самоконтроля к самовоздействию на эмоциональную сферу. У людей с хорошо развитым самоконтролем он почти незаметен, аменее развитый самоконтроль у колеблющихся и нерешительных людей более продолжителен. Систематические и правильно организованные тренировки в плане развития самоконтроля, включающие дыхательные и физические с включением музыки, дисциплинируют проявление эмоциональной сферы музыканта-исполнителя.
Список литературы
1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Издательство Московского Университета, 1974. — 102 с.
2. Дрындин, В.А. Самоконтроль и волевая регуляция как приемы, направленные на преодоление сценического волнения. [Электронный ресурс] — Режим доступа. —http://smrgaki.ru/8/4/1.htm
3. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 192 с.
4. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. — СПб.: Композитор, 2008. — 368 с.
5. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 576 с.
6. Ландовска, В. О музыке / В. Ландовска. – М.: Классика-XXI, 2005. – 368 с.