Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

В современных условиях глобализации знанию иностранного языка уделяется все большее внимание. Это не могло не повлиять на систему образования, которая сейчас претерпевает серьезные изменения. Вопрос владения иностранным языком также не обходят вниманием работодатели. Данное требование зачастую возглавляет списки требований к кандидатам при приеме на работу. При этом профессиональные сферы отмечаются самые разнообразные. Современные технические специалисты вынуждены владеть иностранным языком для успешного осуществления профессиональной деятельности, поэтому неязыковые вузы предпринимают определенные шаги по реализации алгоритмов по повышению уровня владения иностранным языком. Со стороны руководств университетов отмечаются шаги, направленные на улучшение материально- технического оснащения специализированных аудиторий, выделение дополнительных средств на открытие языковых курсов как для студентов, так и для преподавателей. Так как образование принимает интернациональный характер и количество иностранных обучающихся в наших вузах неуклонно растет, то в перспективе в вузах планируется чтение лекций на иностранном языке. Для достижения всех этих целей вузы разрабатывают дорожные карты мероприятий, направленных на совершенствование системы изучения иностранных языков и развитие их использования в образовательной деятельности высших учебных заведений. Однако все эти технические моменты лишь подчеркивают тот факт, что необходимо не только заниматься инвестированием денежных средств, но и совершенствовать методы обучения и, возможно, сам подход к образованию.

На современном этапе в России укрепился компетентностный подход в обучении, что связано с принятием федеральных государственных стандартов в сфере высшего профессионального образования. А.К. Маркова определяет компетенцию как «индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии» [1, с. 24].

А. Ю. Петров отмечает, что «компетентностно-ориентированное образование направлено на комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как самого человека, так и общества, государства» [2, с. 72].

Таким образом, компетентностный подход способствует:

– усилению личностной направленности образования с опорой на потребности обучающихся и их активизации в процессе обучения. Обучающиеся переходят из объекта обучения в субъект, который способен самостоятельно получать интересующую его информацию;

–   решению социально значимых задач путем освоения новых видов и способов деятельности;

–   ориентации на личностный рост обучающихся.

В условиях компетентностного подхода в обучении вузы должны стремиться создать благоприятные условия для обучающихся, чтобы пробудить в них самостоятельность и творческий подход при решении учебных задач, а также дать возможность увидеть свой собственный рост и свои достижения. При этом особое место уделяется самоанализу, самооценке и рефлексивной деятельности обучающихся.

В  федеральных  государственных  стандартах  высшего  профессионального  образования  (ФГОСах) указывается набор компетенций, которыми должен владеть выпускник того или иного направления. В ФГОСах третьего поколения отмечаются общекультурные компетенции (ОК) и профессионально-ориентированные компетенции (ПК). Дисциплина  «Иностранный язык» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (код Б.1) и направлена на выработку у обучающихся как ОК, так и ПК. К примеру, по направлению  подготовки  15.03.02  «Технологические  машины  и  оборудование»  (профили  подготовки «Оборудование нефтегазопереработки» и «Машины и оборудование лесного комплекса») предусмотрен следующий набор компетенций: ОК-1 (владение ценностной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни и культуры), ОК-17 (владение одним из иностранных языков на уровне социального общения и бытового общения) и ПК-17 (способность к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки).

Таким образом, в основе компетентностного подхода лежит четкий набор компетенций, сформированный в соответствии со стандартом для определенного направления. Однако это может вызывать проблемы при оценивании обучающихся, т.к. степень овладения набором компетенций не находит отражения в ФГОСах и данный вопрос требует дальнейшей проработки.

Еще одним подходом в обучении иностранному языку является социокультурный подход, который в большей степени находит отражение в профессиональных программах подготовки языковых направлений. Однако в современных условиях существования компетентностного подхода, при котором в число компетенций обучающегося входит «способность и готовность понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии», становится невозможным отрицать тот факт, что ценности, которыми обязаны владеть обучающиеся языковых направлений, становятся значимыми и для студентов неязыковых вузов.

В. В. Сафонова отмечает, что коммуникативно-ориентированное социокультурное образование наиболее реально осуществлять на основе интенсивного страноведческого, лингвострановедческого и социолингвистического обогащения коммуникативной практики обучающихся [3, с. 158]. Именно поэтому учебно-методические комплексы (УМК) в неязыковых вузах содержат раздел «Закрепление страноведческих и культурологических знаний», что обращает внимание обучающихся на тот факт, что изучая язык, мы изучаем и культуру стран, говорящих на нем.

Л.Н. Селюжицкая отмечает, что социокультурный подход предусматривает иерархическую систему проблемных социокультурных заданий, в число которых также входят игры, а учебными единицами с лингвосоциокультурным компонентом являются при этом слова (страноведческая лексика), фразы (клише, фразеологизмы, пословицы) и тексты [4, с.163].

Таким образом, применение социокультурного подхода может носить интерактивный характер, что повышает шансы заинтересовать обучающихся и открывает новые перспективы для эффективного обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

 

Список литературы

1.      Маркова, А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308 с.

2.      Петров, А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно- педагогических кадров: Монография. – Нижний Новгород: Издательство ВГИПУ, 2005. – 407 с.

3.      Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. … докт. пед. наук: 13.00.02 . – М., 1992 . – 528 с.

4.      Селюжицкая, Л.Н. Социокультурный подход в обучении иностранному языку в контексте диалога культур // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы III Международной конференции, посвященной 88-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2009 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. – Минск: Тесей, 2009. – 302 с.