17 февраля 2019г.
Новые образовательные стандарты предполагают принципиальную корректировку основной цели образовательной деятельности, что требует соответствующих изменений в работе учителя. Сегодня он должен не только передать существующие знания, но, что более важно в условиях новой образовательной парадигмы, обучить способам организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного времени школьниками, формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации. Поиск новых педагогических технологий помогает реализовать поставленные перед образовательной системой задачи.
Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние годы, ̶ это педагогический мастер-класс, основная цель которого связана как с совершенствованием структуры и повышением эффективности учебного процесса, так и с повышением личностной и профессиональной активности слушателя.
Мастер-класс в учебном процессе – интерактивная, а не репродуктивная форма работы педагога- мастера. Она предполагает не просто трансляцию опыта, но и его активное обсуждение, творческое решение педагогических задач, в итоге – присвоения опыта; сотрудничество, сотворчество, совместный поиск; применение способов работы, которые использует мастер при обучении участников, направленность на позитивный результат [7, с. 26].
Образовательные технологии создания педагогического мастер-класса касаются общей стратегии развития единого образовательного пространства. Главная функция такой стратегии – прогностическая, а один из основных видов ее деятельности – проектный (планирование общих целей и результатов, основных этапов, способов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, направленных на подготовку высококвалифицированных кадров). Критериальные параметры образовательной технологии создания педагогического мастер-класса обычно отражаются в концепциях развития образования.
Данная технология создания педагогического мастер-класса явилась развитием идей программированного обучения, которое должно быть максимально управляемым процессом.
Понятие «технология» нужно отличать от понятия «методика». Если методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает три принципиальные черты: технология – это проект будущего учебного процесса, гарантированность конечного результата и выбранная в качестве наиболее эффективной и оптимальной последовательность действий и операций [4, с. 38].
В отечественной литературе термин «педагогическая технология» употребляется очень широко. Технология создания педагогического мастер-класса обычно подразумевает алгоритм деятельности педагога и обучаемого, обеспечивающий при экономных затратах энергии и времени получение запланированного результата.
А.П. Панфилов считает, что технология создания педагогического мастер-класса может быть представлена тремя аспектами [5, с. 133]:
– научным: технология создания педагогического мастер-класса как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
– процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
– процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, предназначение технологии создания педагогического мастер-класса в содержательном и процессуальном плане ̶ преобразовывать целостный педагогический процесс, влияя не на отдельные его части, а на целостную педагогическую систему.
На основе исследований авторов в области педагогического проектирования мы выделяем следующие этапы технологии создания педагогического мастер-класса [5, с. 134]:
1) определение научно-исследовательской проблемы;
2) формулировка инновационной или научной идеи;
3) определение прогнозируемого результата реализации проекта мастер-класса;
4) определение степени непредсказуемости результата мастер-класса;
5) определение последовательности и видов деятельности по реализации мастер-класса;
6) выделение этапов урока мастерства.
Данный алгоритм технологии создания педагогического мастер-класса может быть осуществлен только при наличии у педагога комплекса компетенций, в который входят [5, с. 138]:
– мотивационная компетенция (готовность к созданию и внедрению инновации, способность развивать внутреннюю мотивацию стремления к успеху, избегания неудачи, сдвига мотива на цель);
– когнитивная компетенция (отражение уровня знаний педагогической инноватики, знаний основ инновационного проектирования, набор традиционных и авторских методик оценки результатов педагогических инноваций);
– творческая компетенция (способность к генерации идей и решений поставленных проблем, степень восприимчивости к новому);
– поведенческая компетенция (сформированное позитивное отношение к педагогическим инновациям и инновационному процессу, поведение в ситуации реализации проекта педагогической инновации).
Структура и этапы технологии создания педагогического мастер-класса не обладают новизной, однако существуют особенности проектирования педагогических инноваций. Они заключаются в следующем [5, с. 139]:
– в необходимости обладания всеми перечисленными компетенциями одним педагогом;
– в условиях реализации педагогических инноваций, характеризующихся постоянными изменениями системы образования (организационными, дидактическими, личностными, мотивационными и др.) и дестабилизирующими свойствами инновационного процесса;
– в необходимости создания стимулирующих и организационных условий, инициирующих инновационную деятельность педагога.
Исходя из специфики технологии создания педагогического мастер-класса дальнейшее развитие и представление инновационных программ развития образования в целом и образовательных учреждений в частности должно включать в себя создание инициативных групп педагогов, обученных инновационному проектированию, с целью подготовки и реализации мастер-класса.
Методика создания мастер-классов основывается как на педагогической интуиции педагога, так и на восприимчивости обучающегося. Мастер-класс ̶ это двусторонний процесс, и отношения «учитель – ученик» являются совершенно оправданными. Поэтому мастер-класс нередко называют школой распознавания смыслов, знаков и приемов определенного направления в искусстве. Помимо чисто практического назначения, мастер-класс преследует еще одну очень важную цель ̶ интеллектуальное и эстетическое воспитание учащихся. В это понятие вкладывается развитие в ходе мастер-класса способности учащегося самостоятельно и нестандартно мыслить [2, с. 21].
Если мастер-класс проводится регулярно на протяжении нескольких лет с постоянными участниками, то эта форма перерастает в творческую мастерскую.
В творческой мастерской специально организуется развивающее пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске, в режиме диалога и полилога приходить к формированию новой компетенции, осмыслению ценностей, важных для профессиональной и личной жизни. Отношения участников носят взаиморазвивающий характер как между мастером и обучаемыми, так и между участниками мастерской. Происходят коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка собственного опыта и навыков, осмысление и перестройка оснований собственной деятельности и поведения, общения и поступков по отношению к себе, другим, окружающему миру.
Мастер-класс как педагогическая технология реализуется во многом по правилам интенсивного интерактивного взаимодействия за счет наличия инновационного знания, импровизации, сочетания условного и реального планов действий, освоения разнообразных техник и приемов. Принятие готовых образцов, как правило, не поощряется, а для того чтобы что-то демонстрировать перед аудиторией, необходимо осуществить самоподготовку, выполнить специальные задания, прописать будущую презентацию.
Основными признаками создания педагогического мастер-класса специалисты считают такие, как:
– максимальная включенность и активная позиция участников;
– диалогическое и полилогическое (дискуссионное) взаимодействие;
– возможность для импровизации в заданиях;
– низкая степень регламентации действий участников;
– свобода выбора содержания, способов, техник, форм и средств деятельности;
– столкновение интересов, конфликт или наличие интриги, парадоксальность предлагаемых заданий;
– психологическая поддержка участников и атмосфера открытости, творчества, доброжелательности и взаимного доверия.
Руководитель мастерской (тренер-мастер), продумывая программу обучения и развития, прописывает последовательность «шагов» – заданий, которые выстроены в определенной логике.
Мастерская – это технология, при помощи которой педагог-мастер вводит участников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой обучающийся может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а педагог-мастер продумывает действия и материал, который позволит учащемуся реализовать себя через творчество. При этом педагог не призывает: «Делай, как я». Он говорит: «Делай по-своему». Данная технология сходна с проблемным обучением [2, с. 22].
Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит в творческом контексте. Знания оказываются «прожитыми», своими. В связи с этим формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе учащиеся являются субъектами, активными участниками деятельности, которые самостоятельно определяют цели, планируют, осуществляют деятельность и анализируют.
Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности обучающихся в составе малой группы (7–15 человек) при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности школьников. Это живой опыт принятия позиции любого партнера, развития толерантности и взаимопомощи. Данная технология позволяет научить самостоятельно формулировать цели занятия, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта [2, с. 23].
Целевые ориентации, которые проявляются в ситуации творческой мастерской таковы: познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно развиваться, осознавать самих себя и свое место в мире; понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, и перспективы, которые затронут их самих; проделать со школьниками путь от культуры полезности к культуре достоинства (самоценности человека); научить детей и подростков мыслить раскованно, творчески.
Надо отметить, что в последние годы с учетом опыта реализации теории поэтапного образования умственных действий появился целый ряд дидактических и методических трудов, в которых обосновывается, что структура познавательной деятельности направлена не только на восприятие и запоминание учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности.
По мнению В.Ю. Колачёва, наивысшую самостоятельность школьники проявляют в тех случаях, когда, выполняя задание, они не просто воспроизводят готовый образец умственного действия, а вносят в работу своё, новое (для них), создают собственный способ мышления и деятельности в процессе обучения. Это позволяет установить зависимость между самостоятельностью и творчеством [3, с. 31].
Выделяют следующие методические приемы, применяемые в мастер-классе:
– педагог четко формулирует для себя цель (конечный результат) занятия;
– педагог подбирает материал в соответствии с поставленной целью;
– на занятии педагог ставит вопросы, предлагает для осмысления, изучения и проживания подобранные сведения или проблемы;
– обучающиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы.
Последовательность шагов может быть выстроена и как система заданий, включающих следующие блоки:
– индукция (техники «погружения», «разогревания» участников, создание эмоционального настроя);
– самоконструкция (индивидуальная работа по созданию какого-то продукта: рисунка, решения, идеи, гипотезы и пр.);
– социоконструкция (обсуждение в группе и выработка коллективной версии или продукта);
– социализация (презентация коллективного продукта, комментарии и межгрупповое обсуждение);
– самокоррекция (доработка / уточнение, внесение изменений в разработанный материал, продукт);
– обратная связь (дискуссия – обсуждение результатов и выводов, рефлексия – отражение чувств, ощущений и дебрифинг ̶ демонстрация того, чему научились).
Таким образом, технология создания педагогического мастер-класса ̶ это интенсивная работа каждого в отдельности и всех участников вместе. Реализация, создание и проведение педагогического мастер-класса будет способствовать повышению уровня компетенции участников благодаря продуктивному обучению и продуманной организации преподавания.
Список литературы
1. Андреева Ю.Н. Мастер-класс как форма практикоориентированного обучения специалистов в области рекламы // Alma Mater: Вестник высшей школы. – 2015. – № 11. – С. 31–34.
2. Зубова Н.И. Творческие мастерские // Профессиональное образование. – 2016. – № 6. – С. 21–32.
3. Колачёв В.Ю. Совершенствование управления инновационной деятельностью в сфере образовательных услуг // Инновации в образовании. – 2018 – № 8. – С. 31–38.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учеб. пособие для студ. высш. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 192 с.
5. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2018. – 336 с.
6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.
7. Скробот И.Н. Мастер-класс как форма профессионального образования // Библиотека. – 2018. – № 1. – С. 26–37.